Урок мира в 7 «Б» классе Классный руководитель: Беляева Е.Н. Цель: создать условия для формирования у детей ценностей культуры мира, толерантности и прав человека. Задачи: - раскрыть что такое «культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир»; - поднять проблему установления мира и гармонии в окружающей действительности и самом себе. Наметить пути решения этой проблемы. Предварительная подготовка: Подготовить ватманы, иллюстрации, фотографии и рисунки по теме, клей, ножницы, фломастеры, скотч и цветные карточки размером 20 см x 10 см, двух разных цветов.
Ход урока: 1. Организационный момент. В начале урока учитель приветствует своих учеников словами: « Здравствуйте! Мир, Вам!». От этого приветствия можно оттолкнуться и задать вопрос: «А что такое «мир»?» 2. Работа с карточками. На карточках одного цвета учащиеся пишут свои ассоциации с представлением, что такое мир и что такое война. На каждой карточке должно быть написано лишь одно слово – ассоциация, например: МИР – ДОБРО; ВОЙНА – КОНФЛИКТ. Далее учитель собирает карточки и быстро, не акцентируя внимание ни на одной из них, зачитывает, что написали ученики, потом все карточки с помощью скотча вывешиваются на доске. Справа ассоциации о МИРЕ, слева – о ВОЙНЕ. 3. Дискуссия вокруг этих двух понятий ВОЙНА и МИР. Во время дискуссии учитель акцентирует внимание на том, что понятие мир многогранно. С одной стороны, мир – это все что окружает человека, с другой стороны, это отсутствие войны, также это общество, в котором живет человек (крестьянская община в XIX – XX веке называлась « мир»), мир – это гармония с самим собой и окружающими. Также необходимо показать, что ВОЙНА – это конфликт, который стал вооруженным, но это совсем не означает, что общество должно развиваться без конфликтов. Насколько возможно вообще развитие без конфликтов и столкновения интересов? Это тоже важный дискуссионный вопрос. 4. Работа с понятием « культура мира». Учитель знакомит с понятием «культуры мира». Текст определения лучше поместить на доске. «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» (из Устава ЮНЕСКО) Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человечества тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие превратностей судьбы, без которых жизнь невозможна, и которые подчас могут служить источником развития и прогресса. Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы первой и второй мировых войн составляет 65 млн. человек. Прозвучавшая из уст Генерального директора ЮНЕСКО г – на Федерико Майора впервые на Международном конгрессе в Ямоссукро в 1989 году КУЛЬТУРЫ МИРА, означает на русском языке искусство, умение, культуру жить в мире. Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения. Цель культуры мира – не устранение конфликтов, (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах: 1. Уважение прав, достоинства и жизни каждого человека – уважении всех прав и прав всех людей. 2. Ненасилие, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания. 3. Щедрости души: умении жить вместе без отчуждения и несправедливости. 4. « Слушать чтобы слышать» - на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением. 5. Сохранение планеты – уверенности, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия. 6. Толерантности: осознании того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его. 7. Равноправие мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества. 8. Демократии, когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений. Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии. В каждой стране данный проект будет реализовываться по - своему. Через независимые саморазвивающиеся национальные программы и др. 10 ноября 1998 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2001 – 2010 гг. Международным Десятилетием за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты. Далее учащиеся разбиваются на три мини группы для обсуждения вопросов: 1. Какими мы должны быть, чтобы, в том числе и в школьной среде, утвердилась культура мира? 2. Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему? 3. Каким должен быть мир, чтобы в нем сейчас царила культура мира? Задание: Опишите или нарисуйте ОБЩУЮ КАРТИНУ МИРА (семья, друзья, природа и др.)
21 сентября - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день должен способствовать прекращению огня во всем мире, когда все страны и народы прекращают боевые действия на весь день, когда все люди в полдень по местному времени соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить идеалы мира как внутри страны, так и между нациями. Источником конфликтов стали этнические обиды, территориальные притязания, борьба за независимость, религиозная, политическая и идеологическая нетерпимость, злоупотребления и борьба за власть.
В июне 1954 г. Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен "Колокол мира". Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира.
Человечество должно прекратить повторять зло, когда ради войны приносятся в жертву жизни детей и расходуются астрономические суммы денег. Настало время, когда все страны мира должны использовать все свои возможности и выступить в поход за установление мира. От наших усилий зависит мир. |