Внеклассное мероприятие:"Всегда ли мы милосердны"
классный час (7, 8, 9 класс)
Важной задачей образования в России является воспитание гражданина, духовно-нравственной личности. Эта тема становится важной в организации внеклассных мероприятий, на которых рассматриваются нравственные категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsvneklassnoe_meropriyatie.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Головина Валентина Васильевна
Внеклассное мероприятие
«Всегда ли мы милосердны»
Цель: Формирование культуры учащихся через понимание нравственных категорий: благородство, сострадание, доброжелательность, забота и помощь нуждающимся.
Задачи:
- Помочь усвоить учащимся смысл нравственных категорий — милосердие, доброта;
- Формировать умения анализировать жизненные ситуации с позиции норм морали;
- На основе понимания нравственного содержания милосердия формировать мотивацию к совершению гуманных поступков.
Оборудование, используемый учебный материал:
- Мультимедийный проектор;
. Раздаточный материал стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела»; текст школьного сочинения;
подобранные пословицы на тему;
. Словарь русского языка С. И .Ожегова.
- Набор слайдов: текст стихотворения; текст сочинения; текст пословиц;
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, для чего пришли в этот мир, что вы должны в нем сделать? Жизнь человека неразрывно связана с обществом. Общество — сложный механизм с множеством процессов. И все процессы регулируются определенными нормами и правилами. С их помощью можно оценить поведение человека и его действия правовой оценкой. А как оценить такие качества людей, как добро или зло, сделанное ими, отзывчивость или черствость, дружба или предательство? Значит, нужна другая, нравственная оценка. Известно, что любой человек не рождается жестоким. Сталкиваясь с различными жизненными обстоятельствами, он становится их свидетелем или участником . Очень важно при этом не ожесточиться, не потерять любовь ко всему живому.
Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить?
Учащиеся проговаривают тему мероприятия.
Прежде чем определиться с названием одной из многих нравственных позитивных категорий (а существуют и негативные), послушаем известное стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»:
- текст стихотворения демонстрируется на слайде
- раздаточный материал текста предлагается учащимся
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил -
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
"Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог -
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!
(1958)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предлагает вопросы к стихотворению: - О чем заставляет задуматься читателя стихотворение? | Слушают/ читают стихотворение; отвечают: - рассуждают; предполагаемый ответ — о человеческой жизни |
- Какими словами в тексте автор говорит о душевной тоске и пустоте умирающего отчима, от которой мог спасти сын? | - зачитывают отрывок: «Когда он слег и тихо умирал,- Рассказывает мать,- День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: "Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"» |
- Что обещал и так и не успел поэт бабушке? | - рассуждают; предполагаемый ответ: В этом стихотворении поэт вспоминает о бездомной бабушке, которая жила в его селе. В детстве он часто обещал старушке, что, когда вырастет, сам построит ей дом, купит много хлеба и нарубит дров. Но, увы, когда мальчик вырос, он не сделал ничего из того, что обещал: «...Да на день опоздал, И дня того не возвратят века» |
- К чему призывает автор читателя, что является для него самым тяжелым и трагическим? | - рассуждают; предполагаемый ответ — он призывает читателя не медлить нести добро людям, стремиться сделать это вовремя |
Вот мы и заговорили о «милосердии». Что такое «милосердие»? Как раскрывается смысл этого слова в словаре русского языка С.И. Ожегова? Актуально ли милосердие сегодня?
Деятельность учащихся.
Учащийся читает по словарю: «Милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.
Слово учителя.
На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на вопрос, что такое добро, сочувствие, милосердие?
Деятельность учащихся.
Учащиеся зачитывают из исторических источников смысл этих понятий древних философов:
Антисфен из Афин более двух тысяч лет назад сказал: «Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний». Конфуций (китайский философ) около 551-479 до Р.Х.: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие». Блез Паскаль (французский математик, физик 17 в.): «Добродетель человека измеряется не обыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием». Платон (427 — 347 до Р.Х., один из величайших философов в истории человечества): «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Слово учителя.
В нашем современном мире о милосердии вспоминают реже. А есть очень много пословиц о любви к ближнему и ко всему окружающему.
Обучающиеся зачитывают пословицы.
Кто добро творит, тому зло не вредит.
Доброе дело два века живёт.
Добро творить-себя веселить.
Добро сеять, добро и пожинать.
За добро плати добром.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Конечно, проблема милосердия в современном обществе не может оставить равнодушным ни одного нормального человека. В наш сложный техногенный век, век машин и механизмов, компьютеров, войн и духовной смерти все зависит от самого человека. Именно он решает: будет помогать лежащему на земле или переведёт взгляд на что-нибудь более приятное.
Милосердие проявляется в поступках. А сочувствие?
Что вы замечаете, когда возвращаетесь из школы, идете за покупками, на прогулку, едете в общественном транспорте или просто прогуливаетесь? (Учащиеся должны будут предложить свои варианты ответов)
Так много всего происходит: то, что мы замечаем и забываем сразу же, или то, на что вообще не обращаем внимание. У каждого из нас множество нерешенных проблем и забот. Порой не хватает времени, чтобы разобраться со всеми делами, а о том, чтобы задумываться об окружающих нас людях, и речи не идет…
Ученица зачитывает своё сочинение.
Хочу рассказать вам историю об одной из самых главных вещей - сочувствии.
«Сочувствие»
«Мои родные живут в маленькой деревушке, и каждый год я совершаю туда несколько поездок. В такое время я одновременно переживаю разные чувства: радость и печаль, воспоминания о прошлом и сомнения по поводу будущего…
Однако этим летом еще одно чувство добавилось к этой сложной и непонятной палитре, и появилось оно оттуда, откуда я никак не ожидала - от водителя автобуса, на котором я ехала. Автобус медленно завернул на обочину, до дома оставалось несколько минут езды. И тут он резко затормозил. Я не сразу поняла, почему, ведь я была единственным пассажиром. Оказывается, водитель заметил на другой стороне дороги знакомую бабушку, ей тоже нужно было в деревню. «Вы же не на той остановке! Быстрее переходите!» - крикнул мужчина. Старушка нередко путалась в маршрутах, и водитель, видимо, уже привычно помог ей.
В тот момент мне показалось, что мир, в котором мы живем, стал чуточку лучше…»
Из прослушанного рассказа постарайтесь выбрать:
- то, что радует вас;
- то, в чем вы не согласны с автором текста и хотели бы поспорить.
Вспомните свои ощущения, когда совершали добрые (пусть и небольшие) дела.
Как вы думаете, возможно ли еще в настоящее время проявлять (или не бояться проявлять) сочувствие к незнакомым людям не задумываясь и совершенно бескорыстно?
Учащиеся высказывают свои мысли.
Слово учителя.
Мне приятно слышать ваши рассуждения о милосердии в каждой из изложенных ситуаций. Значит, вы разобрались, что такое «милосердие». А по отношению к себе вы ощущаете чьи-то милосердные поступки? Но любой человек, желающий почувствовать проявление милосердия к себе, должен сам следовать заповедям милосердия. А сейчас предлагаю вам проверить себя — милосердный ли вы человек?
Рефлексия.
На экране слайд «Тест». Необходимо поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет»:
- У твоего друга или знакомого неприятности в семье. Тебе не слишком интересно, почему именно. Выслушаешь ли ты его и поможешь добрым советом или не станешь терять время?
- Свойственно ли тебе долго держать злость и обиду на кого-либо?
- Станешь ли ты выполнять работу, требующую времени и усилий, которую тебе поручили твои родные или близкие, если она не входит в твои обязанности?
Заключительное слово учителя.
У каждого из вас в жизни будет свой путь и по-разному сложатся судьбы. Но постарайтесь сохранить в себе такие человеческие нормы, как понимание другого, желание всегда оказать посильную помощь, сопереживать в трудных обстоятельствах, и, хотя бы, помнить кто с вами рядом.
Оставайтесь добрыми, заботливыми, милосердными при любых обстоятельствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Что бы радость людям дарить, нужно милосердным быть"
Цели: - формировать первичные представления о нравственности, на основе общего знакомства с группой нравственных понятий о милосердии, доброте, дружбе, уважении, терпимости, жалости, сопережив...
Внеклассное мероприятие: ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА …
Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!» даёт возможность показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств. Материал подобран таким образом, что позволяет...
Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери
Главная задача учителей пенитенциарных школ - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...
Внеклассное мероприятие "Пусть всегда будет мама"
Данный материал можно использовать на классных часах, праздниках, посвящённых Дню Матери....
Внеклассное мероприятие ".. Даля оставленный след с человечеством будет всегда".
Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В.И. Даля. в виде игры -путешествия по станциям . Рассчитано для учащихся 5-6 классов....
«Наши глаза помогают нам всегда» внеклассное мероприятие
Цели: Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, познакомить с особенностями строения глаза, обогащать словарный запас детей, используя в речи слова (глазница, радужная оболочка, зрачо...