Путь учителя сравним с естественным течением реки. Трепещущий родник знания разрастается в разбившееся русло, напитывает знанием береговую почву ещё неокрепшей юной личности и формирует ее плодородность. И когда-то неизбежно находит в своем устье неспокойные воды океана общекультурного опыта. Независимо от смены хронологических рамок этапов истории само развитие человеческого общества не представляется возможным в отсутствии функции передачи знания. Так, первобытный охотник, показавший соратнику по племени, как выбить искру пламени, был учителем.
Определение понятия «учитель» трансформировалось во времени. Как и само знание, которое изначально носило скорее универсальный характер, и его духовная и естественно-научная составляющая были неотделимы, учитель в зачатке развития своего рода деятельности формировал личность ученика в роли наставника. Развитие цивилизации, в особенности в рамках ускоренного прогресса ХХ и ХХI столетий, требовало сужения специализации. Функции и задачи учителя, как лица ответственного за воспитание и обучение другого человека и осуществляющее духовное руководство, приобрели форму профессии преподавателя и педагога, подготовленного к выполнению соответствующих функций в рамках начального и среднего образовательного учреждения.
При этом в профессии учителя, как и в любой другой профессии, подверженной тенденции сужения профессионального профиля, вырисовывается проблематика утери целостности передаваемого знания. Результатом является дисфункциональный симбиоз духовного и предметного образования.
Неотделимым компонентом современной педагогики является дигитализация образования и общедоступность информации. В следствии развития социальных сетей и виртуальных образовательных инструментов роль учителя как проводника знания теряет былое значение и ставит новые задачи: духовное и творческое развитие личности преподавателя, сопряжимое со способностью рефлектировать должно быть подкреплено новыми профессиональными навыками, идущими в ногу с прорывами в области информационных технологий и компьютеризации. Современный учитель не просто понимает сущность образования, но и обладает способностью преподать знания таким образом, чтобы современное поколение воспитанников могло воспринять самоценность образования и почувствовать интерес к личностному и академическому развитию.