Конспект часа общения по профориентации
методическая разработка (7, 8 класс)

Просолупова Наталья Геннадьевна

Этот час общения является заключительным в серии занятий по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Профориентация

Цель: Профессиональная ориентация учащихся.

Задачи:

1.Развивать у учащихся навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия.

2. Стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение обучающихся.

3. Формировать у подростков отношение к успеху как результату собственного труда.

Участники: учащиеся 8 класса.

Многообразие мира… профессий

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте ребята! Тема нашего классного часа называется «Многообразие мира…» (Слайд) А теперь посмотрите, пожалуйста, по сторонам, прочитайте высказывания вокруг и скажите: многообразие какого мира мы сегодня мы с вами будем обсуждать? Мира профессий (Клик) Итак, мы поговорим с вами о профориентации, о профессиях и, самое главное, о себе.

Попробуем разобраться что же такое профориентация. Как вы думаете, ребята? (Отвечают дети) (Слайд)

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

 Выбор профессии у вас, впереди. Но многие наверняка уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости, в связи с тем, что жизнь не стоит на месте, какие-то старые профессии отмирают, появляются новые, связанные с развитие технологий и общества в целом. (Слайд) Римский философ и поэт Сенека сказал: «Тот, кто не знает в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра». Давайте сегодня попробуем поймать попутный ветер, который принесёт корабль вашей жизни к успешному будущему. И для разминки начнём с ребусов.

Ребусы. (Слайд)

 Перед вами на экране появляются ребусы, разгадайте их. Ответы: тренер, зоолог, водитель, навигатор, врач, ювелир.

        Скажите, а вы сейчас что называли: профессии, специальности или должности? Итак, будем разбираться в понятиях. Что такое профессия? Что такое специальность, и что такое должность?  Как вы думаете: как называется моя профессия? (Учитель). А какая специальность? (Учитель математики). А какая должность? (рядовой учитель). Попробуем поговорить о ваших родителях. Кто может рассказать профессию, специальность и должность своих родителей? (Спросить детей). Исходя из приведённых примеров, пробуем сформулировать определения данных понятий. (Ответы учащихся).

Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались из поколения в поколение. Владимир Иванович Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Подведём итог: (Слайд) профессия – это исторически сложившаяся форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества. (Клик)

В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника, (Клик) т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия слесарь включает в себя специальности: автослесарь, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и др. (Слайд) 

Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме. (Клик) Должность – это служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности.

Все профессии, в отечественной классификации, принято подразделять на пять типов в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия. (Прошу назвать эти типы детей).  «Человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ». (Слайд) Приведите, пожалуйста, примеры профессий по каждому из направлений. (Ответы детей, на экране примеры профессий появляются после слов детей). (Клики)

В октябре этого года вы приняли участие в федеральном тестировании по профориентации «Билет в будущее».  Результатом тестирования были индивидуальные рекомендации по двум наиболее близким вам направлениям.  Давайте посмотрим, что у вас получилось. Перед вами таблички разных цветов, соответствующих цвету каждого направления на слайде: зелёный-природа, синий-техника, оранжевый-человек, розовый-знак, жёлтый-художественный образ. Вам нужно выбрать цвет первого, предложенного вам компьютерной программой, направления. Поднимите карточку соответствующего цвета, на слайде для вас цветовая подсказка. А теперь другой рукой поднимите карточку того цвета, направление которого вам ближе всего, по вашему мнению. Проанализируем, есть ли совпадения.  Получается, что те, у кого цвет табличек совпал, уже на верном пути. Те же, у кого цвета не совпадают, должны вспомнить второе направление предложенное компьютером. Поменяйте карточку, и мы снова проанализируем. Теперь есть те, у кого снова не совпали цвета? Если такие дети есть, говорю, что в этом нет ничего страшного, нужно внимательно прислушаться к самому себе. Постараться разобраться в своих предпочтениях. Если таких детей нет, поздравляю всех с правильным выбором направления. В результате тестирования в нашем классе получилось, что направление «человек-человек» рекомендовано 12 ученикам.  По 1 учащемуся получили рекомендации в направлениях «человек-знак», «человек-неживая природа» и «человек-живая природа». И 4 ученикам рекомендовано направление «человек-художественный образ». Погасить экран

Игровая часть.

1 конкурс. (Крокодил)

Вот в последнем направлении я и предлагаю сейчас себя попробовать. Для того, чтобы двигаться дальше, нам нужны названия команд и жюри. В жюри попросим гостей в количестве двух человек и двух человек из 11 класса. Придумайте название своей команды в виде профессии.

Один человек от команды выходит, тянет карточку с профессией и, не произнося ни звука, показывает профессию, которая написана у него на карточке. Принимаются ответы от любой команды, кто быстрее угадает, тот и получит 1 балл. (Готовятся карточки с названием профессий по две на направление. Например: парикмахер, врач, певец, скульптор, ветеринар, флорист, программист, чертёжник, шофёр, электрик).

2 конкурс. (Сочинитель)

Один человек из команды выбирает карточку с названием профессии, и часть команды составляет рассказ о профессии (врач, шофёр, певец), используя только существительные. Баллы начисляются за каждое существительное. Например, рассказ об учителе будет выглядеть примерно так: звонок будильника – завтрак – урок – двоечник – вопрос – ответ – тройка – перемена – объяснение – отличник – пятёрка – конец дня – дом – сон (14 слов). Другая часть команды будет придумывать название профессии на каждую букву слова «профессия». На выполнения заданий отводится 3 минуты. После выполнения команда зачитывает рассказ, и соперники угадывают о какой профессии идёт речь. Если угадают, то команда получит дополнительный балл.

3 конкурс. (Угадай профессию)

Сейчас на экране будут появляться картинки, на которых представлены 8 профессий. Команды сразу при просмотре записывают названия тех профессий, которые они узнали. Ответы вы передадите в жюри. (Автослесарь, мультипликатор, архитектор, скульптор, токарь, пчеловод, парикмахер, врач) (Слайды)

На экране представители профессии врач, а какая специальность у этих врачей? Назовите ещё специальности в этой профессии. А какие должности они могут занимать? (Ответы детей) А если профессия слесарь, назовите специальности в этой профессии.

4 конкурс. (Музыкальный)

А теперь проверим вашу музыкальную эрудицию. Сейчас будут звучать мелодии песен, в которых поётся о представителях той или иной профессии. Игроки любой команды поднимают руку, чтобы ответить, если узнают мелодию. (Слайд) (1-стюардесса. 2-дальнобойщик. 3-бухгалтер. 4-актриса. 5-монтажник-высотник. 6-художник).

Наша конкурсная программа закончилась, жюри считает баллы, а мы тем временем подумаем над ещё одним вопросом: что влияет на выбор профессии? (Ответы детей). А давайте спросим наших гостей, чем они руководствовались при выборе профессии учителя. (Ответы гостей)

Чем руководствуются при выборе профессии? (Слайд)

1. Кто-то порекомендовал (родители, родственники, учителя, друзья).

2. Легче поступить, т.к. меньше конкурс или нужно меньше баллов.

3. Модная профессия.

4. Учебное заведение ближе к месту жительства.

5. Престижно.

6. Нетрудно учиться.

7. Интересная работа.

8. За компанию с другом или любимым человеком.

9. Буду много зарабатывать.

10. Соответствует интересам и индивидуальным возможностям.

Какие из предложенных вариантов самые правильные? (Клик по стикеру на слайде)

Итак, давайте подведём итоги нашей игры. Слово жюри.

Возвращаясь к эпиграфу сегодняшнего часа общения (Слайд) надеюсь, что каждый из вас уже поймал свой попутный ветерок и хочу пожелать вам умело управлять кораблём своей жизни. А в заключении попрошу вас поделиться с нами своими впечатления о мероприятии. На одной стороне доски смайлик, который говорит: было интересно и познавательно, а на другой стороне смайлик, означающий: было не интересно, скучно. Выходя из класса, прикрепите разноцветные карточки по своему настроению, и мы все увидим итог. (Слайд)

        

Конкурсы в запас.

Тестирование (можно предложить пройти и гостям).

Немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Угадай профессию по описанию.

1. В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное – электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных ремонтов на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтер).

2. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. А. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землей. (Горняк, шахтер).

3. Везде где ведется строительство жилых домов, промышленных зданий и различного рода сооружений, высятся ажурные стрелы грузоподъемных устройств. Высота их достигает 50 и более метров, а грузоподъемность несколько десятков тонн. Вот что говорит о своей работе один из профессионалов: «Настоящий ас нашего дела может опустить многотонную деталь на спичечный коробок с такой точностью, что он даже не сомнется. Я ставлю груз с отклонением плюс – минус 5 см… Конечно такая точность приходит не сразу, нужны большая практика и желание добиться высокого уровня мастерства». (Крановщик).

4. Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает  «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).

5. «Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат. Квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз (как, например, у лилии), их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантемы) -  размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются, а синие, фиолетовые – только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод, дизайнер ландшафтов).

6. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек с планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем.  Труженики данной профессии как раз и заняты  «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).

7. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они  все знают об отпечатках  пальцев  и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага  65-90 см. а у женщин и стариков 50-70, а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Роль часов общения в работе с детьми группы риска

Эта разработка помогает организовать обучение и воспитание детей группы риска. Вы посмотрите, как можно заинтересовать детей, мотивировать ребят. В разработке представлены этапы работы: погружение; по...

методический материал для часа общения "Конфликтные ситуации и пути выхода из них"

Данный методический материал поможет классному руководителю провести час общения в деятельностном ритме. Обучающиеся узнают и понятия "конфликт", "конфликтная ситуация". При помощи тренинга будут учит...

Презентация к часу общения "Что мне известно о виртуальной зависимости?"

Презентация к часу общения "Что мне известно о виртуальной зависимости?" создана для повышения интереса обучающихся 8 класса к предложенной проблеме, направленной на профилактику зависимости от компью...

КОНСПЕКТ ЧАСА ОБЩЕНИЯ «ШАЛОСТЬ. ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ».

Цели: 1. Сформировать у учащихся понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм», научить различать их.2. Дать представление о том, что злонамеренный посту...

Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Материал по ориентированию ребят 9  класса  в мире профессий (прилагается и презентация с наглядным материалом)....