методический материал для часа общения "Конфликтные ситуации и пути выхода из них"
классный час по биологии (8 класс) по теме

Данный методический материал поможет классному руководителю провести час общения в деятельностном ритме. Обучающиеся узнают и понятия "конфликт", "конфликтная ситуация". При помощи тренинга будут учиться выходить из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_konflikty_vosstanovlen.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка часа общения по теме: «Конфликтные ситуации и пути выхода из них»

 Цель:

рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;

формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;

классным руководителям и детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций;

научить участников конфликта успешно решать его;

способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

 Решение проблемы сплоченности класса.

Задачи:

Образовательные:

Дать характеристику понятия «конфликт». Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны. Познакомиться с методами выхода из конфликта. Дать определение  понятия  «компромисс».

Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

формировать социально одобряемые формы поведения;

на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

  1. Организационный  этап:

Тренинг СОЛНЫШКО

На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца. Каждому из детей розданы изображения тучи, солнечных лучей, листья дерева.

Классный руководитель:

Отношения сложная вещь. И неважно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло наших отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Его лучи согревают наши души, дарят нам понимание, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, возникают ситуации непонимания и недоверия. Перед нашей встречей я попросила вас использовать только один символ. Если все в ваших взаимоотношения  с одноклассниками, с друзьями, родителями, учителями вас устраивает,  вы прикрепите лучик к солнышку, если у вас есть проблемы тучу.

 Что мы видим? Мы видим, что тучи солнце заслонили солнце. Что делает нашу жизнь более мрачной, решает нас уверенности и мешает нам достигать своих целей.

 В чем проблема?  

II. Работа с понятиями

Классный руководитель:

Ребята, какие трудности возникают у вас в общении с одноклассниками, родителями и учителями? Как это можно назвать, одним словом? В чем опасность этой ситуации? Возникали ли такие ситуации в нашем классе? Как это можно назвать, одним словом? В чем опасность этой ситуации?  Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Какие эмоции преобладают? (  дети сами делают вывод)

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.

 Классный руководитель: 

Помогите мне сформулировать цели нашего часа общения.  Чему сегодня мы будем учиться?

 Для чего нам этого нужно?

Эта тема актуальна для нашего класса? Почему?

Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

Слайд №1

Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

 Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

Классный руководитель: Как возникают конфликты? Для этого я прошу вас прочитать и обсудить в группах древнюю индийскую сказку и ответить на предложенные задания. У вас 5-7 минут.

Слайд №3.

1.Круглый стол «Мудрецы и слон».  
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка? На чем возник конфликт?  

Можно ли его было избежать? Каким образом? (у них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Классный руководитель: Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Попробуйте придумать свой конец сказки. Каким он может быть? 

Классный руководитель.  Что такое конфликт. Попробуйте дать определение. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в группах. Вы сформулируете определения предложенных понятий и запишите его.

Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?

Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.

Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.

Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.

(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в группах.)

Затем сравниваем свои предположения с понятиями, находим точки соприкосновения и различия в понимании этих терминов. (смотрим определения на экране)

Слайд №3.

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Классный руководитель: Давайте при помощи экспресс диагностики попробуем  определить,  насколько мы конфликтны?

2.Выполнение диагностики

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

8.Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам и другую строну.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста: Если у вас максимальное колличество баллов стоит за

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Классный руководитель: У вас есть конверт.

Вы в него вложите квадратик, соответствующий вашей степени конфликтности.

(А-красный; Б-голубой; В-зеленый; Г-желтый; Д-белый)

Классный руководитель: Посмотрите какие результаты у нас получились. (проводим анализ)

Классный руководитель: Мы видим, что у каждого свой результат, но в целом картинка пестрая, но живем мы в одном коллективе. К чему это может привести? Как часто они случаются в нашем классе? Какой длительный конфликт мешает нашему классу?

Простой пример актуальный и для нашего класса:

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством в столовой).

-Я дежурила вчера.

-Нет.

-Дежурила.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

-Конфликт ли это? Почему? (Ученик дают варианты ответа)

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

3.Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?» 

Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что...»

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но не всегда причина их на поверхности. Иногда они так глубоко спрятаны, что сам человек не догадывается о их существовании. Но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим. Различают несколько типов конфликтов.

Слайд №4.

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

Классный руководитель. Какие конфликты происходили в нашем классе. Всегда легко выйти из конфликтной ситуации? Как это можно сделать? Проведем для этого ток шоу, помним, главный принцип таких передач рассмотреть несколько точек зрения, но выбрать одну правильную. Вот вам в группах нужно найти золотую середину.

4. Ток шоу «Точка зрения».  
Работа в группах.

- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

1Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

2На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

3Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

 Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, можно сделать какой вывод? 

Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим.

Вывод: Что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. Какой самый оптимальный выход из ситуации?(Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.)

Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики показаны на слайде.

6.Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует)

а) соперничество, наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда обе стороны  хотят добиться своего в ущерб другому; Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;  Эта стратегия  , когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

в) компромисс(сотруднечество) как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание (уклонение); Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Классный руководитель. Вам предложена таблица, где описаны основные стратегии выхода из конфликта. Мне кажется, что там есть ошибки. Восстановите  логическую цепочку: «Угадай стратегию».

7.Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”  

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Примерные вопросы учителя:

-какие стратегии выхода из конфликтной ситуации ближе вам?

-какая стратегия преобладает решения конфликтных ситуаций в классе? Какую стратегию вы избрали для решения проблемы взаимоотношений с учителем английского языка?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)

- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

Давайте  вспомним конфликтную ситуацию в начале нашего урока.Сформулируем несколько правил выхода из конфликтной ситуации.

«Шесть шагов к миру».

 Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. конфликт между (имена, фамилии). Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.

(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от учителя, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.)

Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, Но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.

Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»

(Дети по очереди отвечают.)

Так, теперь нужно сделать шаг второй...

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

...и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»

(Дети отвечают.)

Делаем третий шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

(Дети отвечают.)

А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»

(Дети отвечают.)

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)

Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

Мы уже почти погасили конфликт - делаем пятый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

(Дети отвечают.)

Остался один шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Нужно дать ответ на последний вопрос: «С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?» (Нужно пожать друг другу руки.)

Рефлексия:

Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов общества могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым людям избегать ссор? (выслушиваем предполагаемые ответы)

Рассуждение по теме «Секрет счастливого человека»

У вас есть лист дерева, у всех он разный, ведь и мы разные. Но есть у нас общее желанье: мы все хотим быть счастливыми. Сейчас я попрошу, что бы вы на обратной стороне листа написали доброе пожелание, можно без имени человеку с которым у вас был конфликт. (даже если это посторонний человек). Прикрепить эти листья в виде дерева. Пускай у нашего солнышка было немного лучиков, но даже небольшое количества тепла позволило нам прорастить дерево, с добрыми пожеланиями. А с добрыми намерениями выйти из конфликта легче. Какие выводы вы для себя сделаете после часа общения?

                                    Людей неинтересных в мире нет.

                                   Их судьбы – как истории планет.

                                   У каждой все особое, свое,

                                  И нет планет, похожих на нее…

                                                                             (Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор на последующих классных часах, а, возможно, кому–то пригодится и в жизни.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Родительское собрание на тему: "Конфликты родителей и подростков и пути выхода из данных ситуаций".

Цель данного собрания выяснить вместе с родителями причины конфликтного поведения подростков и дать рекомендации о возможных путях выхода из данных ситуаций....

Методический материал по теме «Педагогические ситуации»

Данный методический материал предназначен для педагогов, подростков для работа  над педагогическими ситуациями, результат которых позволяет судить о педагогических способнос­тях подростка на осно...

Конфликты родителей и подростков и пути выхода из данных ситуаций

Статья "Конфликты родителей и подростков и пути выхода из данны ситуаций"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти...