Роль часов общения в работе с детьми группы риска
методическая разработка по теме

Эта разработка помогает организовать обучение и воспитание детей группы риска. Вы посмотрите, как можно заинтересовать детей, мотивировать ребят. В разработке представлены этапы работы: погружение; поиск смысла совместной работы и постановка цели; деятельность по исполнению замысла, предъявлению результата, оценивание; рефлексия. Особенность предложенной разработки в том, что в основе работы с детьми лежит совместность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Роль часов общения в работе с детьми группы риска».

Чермянина А.А.

Цель разработки – создание специальных образовательных ситуаций для преодоления коммуникативного отчуждения детей группы риска, вовлечение их в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Организовать погружение в совместную деятельность.
  2. Распланировать совместно с детьми темы часов общения.
  3. Организовать сбор материала, распределить роли, назначить ответственных при подготовке часов общения.
  4. Продумать формы вовлечения в образовательный процесс детей группы риска.
  5. Организовать рефлексивное обсуждение каждого часа общения.

Образовательная ситуация.

Я не открою секрета, если скажу, что класс – это живой организм. Он дышит одним воздухом, питается разной энергетикой, развивается по своим законам. Этот организм может жить, радуясь и переживая, а может, как и любой живой организм, – болеть. Эта метафора появилась не ради красного словца. Все части организма связаны видимыми и невидимыми связями. Сбой в работе одного органа приводит к нарушению функционирования всей системы. Эти нехитрые медицинские познания применимы и к работе классного коллектива. Что считать в этом случае «болезнью» коллектива? Думаю, ответ очевиден: если есть некоторое пренебрежение друг другом, если дети не хотят друг друга принимать и понимать, если есть в классе ребята, которым некомфортно в коллективе и ничего не делается, чтобы ситуацию преодолеть.

В первую очередь следует помнить, что в определенный момент соединились 25-30 детских характеров, судеб и им предстоит стать коллективом, классом. Но ведь все разные: уверенные в себе и замкнутые; стремящиеся в лидеры и тихие, скромные, порой не способные за себя постоять; осваивающие учебный процесс легко и с интересом и те, кому непросто дается каждая тема. Рано или поздно эта «разность» может стать причиной серьезных конфликтов в формирующемся коллективе. Можно ли эту «разность» использовать во благо? Вопрос, думаю, риторический. Нужно – если педагог понимает, что он не просто классный руководитель, а тот значимый для ребенка взрослый, который помогает формироваться личности, помогает ребенку взрослеть, утверждаться, развиваться – не за счет другого, а вместе с другим, за счет использования нехитрых, а может быть хитрых образовательных технологий. Убеждена, чем больше разных характеров в классе, тем ярче, интересней личность. Мы должны обогащать друг друга, учиться понимать друг друга, быть терпимыми по отношению друг  к другу. Поясню, что входит в понятие «разности»: среди успешных, уверенных в себе детей, признанных лидеров в моем классе есть и те, кто мыслит не как все; кто не всегда опрятно и аккуратно одет; кто катастрофически неуверен в себе; кто находится в постоянных конфликтных отношениях с родными и друзьями; ранимые, обидчивые, замкнутые в себе. Любому педагогу эта картина знакома. В каждом классе есть такие ребятишки. Они очень часто становятся теми самыми «отверженными», которые и составляют понятие «целевая группа». В том, что ребенок считает себя «отверженным», «виноват» не только он с его сложным характером и непростым внутренним миром. Во многих случаях такие дети очень хотят быть принятыми, но не умеют. А те, кто их «отвергает», делают это неосознанно, интуитивно. Поэтому задача педагога, классного руководителя, – наладить коммуникацию внутри классного коллектива, восстановить или установить разрушенные или несуществующие связи, сделать общение созидательным, позитивным – что ли. Ведь польза от этого всем : учимся общаться – это и учимся слушать друг друга, принимать, слышать, учимся терпимому отношению, учимся видеть в другом равноценного собеседника, открываем в нем что-то новое, интересное. Неоценимую пользу в этом процессе могут принести грамотно спланированные часы общения, причем спланированные совместно с детьми. Важное место в подготовке таких событий отводится вовлечению детей целевой группы. Особым образом спланированные часы общения способны решить многие задачи, связанные с вовлечением в учебный и образовательный процесс именно детей целевой группы.

Описание технологии.

1 этап – погружение. Результатом его должна стать карта первичных смыслов. Это этап эмоционального настроя, этап проживания какой-либо жизненной ситуации, которая и поможет вывести детей на разговор. Это может быть чтение и обсуждение текста, просмотр фильма, ситуация из личного опыта учителя, обращение к судьбам известных людей, ситуация из школьной жизни и т.д. Ситуация, текст или фильм должны быть яркими, многозначными, затрагивающими целый круг интересующих ребят тем. В ходе обсуждения вы получите широкую палитру смыслов, высказываний, словесно выраженных переживаний. Все высказывания должны фиксироваться на доске в виде таблицы: имя выступающего – краткая запись выступления – обозначение темы, проблемы, вопроса для обсуждения (последняя колонка заполняется после всех высказываний совместно с детьми). Чрезвычайно важный момент – отметьте, выделите, обратите внимание на высказывания детей, испытывающих трудности в общении с одноклассниками, не замечаемых порой в классе. Попробуйте отметить особенности их восприятия текста или ситуации. Это очень важно для вовлечения их в процесс планирования, а значит, в процесс коммуникации.

2 этап – определение круга тем, проблем, с которыми будем работать.

Итак, выслушав всех, вы заполнили первые две колонки таблицы. Их анализ приведет вас к некоторому обобщению высказываний, таким образом, будут сформулированы проблемы, темы, идеи будущих часов общения.

Например, после просмотра и обсуждения фильма «Чучело», у нас вышли на первый план такие темы, как: Что такое жестокость? Можно ли простить предательство? Что значит любить себя? Я не умею дружить. Нужно ли быть скромным? Никогда не навязывайте детям свои формулировки – дайте им попытку самим назвать тему или проблему. Иначе, это будет ваш интерес, а не детский. Очень деликатно предложите свою тему, которую дети, возможно, не заметили, но которая касается именно проблем детей, испытывающих коммуникативные трудности.

3 этап – совместная подготовка к проведению тематических часов общения. Ребята делятся на группы в зависимости от выбранной темы. Совместно с учителем планируется подготовительная  работа. Это один из самых важных, значимых этапов. Именно совместная работа: поиск материала, распределение ролей в группе, предварительное обсуждение, выстраивание логики, распределение ответственности – все это и делает детей дружными, терпеливыми, внимательными друг к другу, все это помогает стать более собранными, ответственными. Эта работа позволяет включиться детям, которые в классе считают себя «отверженными». Они учатся работать в группе, не боятся высказать свое мнение, поскольку группа небольшая, учатся конструктивно воспринимать критику и оценивать сами, в том числе и собственную деятельность (это может повысить самооценку у ребенка). Обязательно какую-то часть работы берет на себя педагог – в данном случае он должен стать равноправным участником совместной деятельности, также разделив вместе с детьми ответственность.

Может случиться так, что не все дети целевой группы захотят участвовать с одноклассниками или их не захотят принимать. Не следует заставлять – попробуйте продумать разные формы вовлечения, например: предложите делать в проекте то, что хорошо у ребенка получается (рисунок, поделку, письменный текст, подбор музыки, репродукций и т.д.); при выборе группы иногда учитывайте дружеские привязанности; порекомендуйте выступить в роли наблюдателя или эксперта; посоветуйте сделать фоторепортаж о работе группы; выступить в роли журналиста (взять интервью, выпустить газету); предложите оформить пространство для выступления групп и т.д. 

4 этап – проведение часа общения. Педагог проводит его совместно с детьми. Это должно быть не только несколько выступлений на выбранную тему. Продумать выступления ребят нужно так, чтобы завязалась дискуссия, прозвучали разные мнения, были предложены ситуации выбора. Чтобы все дети могли включиться, должны быть разные формы вовлечения уже непосредственно на уроке: и рисунки, и тексты, написанные детьми, и музыка, и театрализация, возможно, элементы ролевой игры. Разные формы дают возможность участвовать всем детям, в том числе и тем, кто испытывает трудности в общении. Они раскрываются для одноклассников, видят и понимают собственный вклад, порой даже появляется желание ходить в школу и учиться. Любую ситуацию, касающуюся отношений, обязательно переводите на конкретные случаи вашего классного коллектива. Можно на приготовленные детьми часы общения приглашать родителей, особенно тех детей, у которых с родителями нет понимания. В конце урока обязательно должно быть ваше слово. Оно не должно быть слишком назидательным – иначе – протест. Это, скорее, размышления вслух, каждый ребенок пусть продолжит его для себя сам.

5 этап – рефлексия. Этот этап очень важен. Он своеобразная форма диагностики того, что вы делаете. Чтобы понять, что происходит с детьми во время урока, о чем они думают, меняется ли как-то их отношения внутри коллектива, к себе самим, к родителям, обязательно следует провести рефлексию. Это может быть совместное обсуждение, сочинение, анкетирование, групповая рефлексия, даже рисунки. Рефлексия должна быть связана и с формами участия в совместной деятельности, и с содержанием часа общения. Не только вы видите изменения, но и сами дети замечают и осмысливают то, что с ними происходит.

По собственному опыту могу сказать, положительные результаты в такого рода образовательных событиях есть и для детей успешных, и для детей, считающихся отверженными.  В моем классе 4-5 человек, испытывающих  трудности в коммуникации со всеми остальными. По подобной схеме мы провели несколько тематических часов общения. Сразу скажу, что участвовали – и с удовольствием – все. Атмосфера в коллективе заметно изменилась к концу 6 класса: дети стали видеть друг в друге равноправных собеседников, стали обращаться за помощью к тем, кого не хотели замечать, стали прислушиваться к их мнению, приглашать для работы в группе, помогать при подготовке домашних заданий, доверять ответственные поручения. Это происходит не только благодаря часам общения, но их роль велика, потому что дети обращаются к темам, которые обсуждали, помнят, кто и что говорил, пытаются иногда придерживаться той позиции, которую занимали, иными словами, стараются, чтобы слова не расходились  с делами. Это трудно, но для становления личности, для сохранения общечеловеческих ценностей очень важно.

Было бы неправдой, если бы я сейчас утверждала, что мы решили все коммуникативные проблемы. Некоторым детям в моем классе нужна квалифицированная помощь психолога, нужно, чтобы их любили и понимали в семье, нужно особое внимание со стороны других педагогов. Общение общением, но если ребенок приходит в школы в постоянно грязной и старой одежде, если он не делает домашних заданий и не стремится вникать в происходящее на уроке, если он сам отказывается садиться в группу и не принимает помощь со стороны одноклассников, то очень сложно что-либо изменить, «пробиться» к ребенку сложно, но делать это обязательно нужно.

Формы диагностики.

  1. Анкеты психолога
  2. Социометрия
  3. Незаконченные сочинения
  4. Количество и формы участия в классных и школьных мероприятиях
  5. Итоги успеваемости
  6. Собеседование с родителями

Приложение 1.

Этапы

Задачи

Действия

Результаты

Критерии оценки

результатов

I

 Погружение

Вызвать эмоциональный отклик, актуализировать личный опыт, настроить на работу, создать карту первичных смыслов

Чтение текста, просмотр фильма, совместная постановка задачи, вопросы, запись высказываний, эмоциональное отнесение к каждому высказыванию

Карта первичных смыслов

Вовлеченность детей в работу, количество и качество (глубина) высказываний

II

Определение круга интересующих тем, проблем

Систематизировать карту смыслов, сгруппировать высказывания, назвать группы, выбрать те, с которыми будем работать

Анализируем карту смыслов, группируем высказывания, называем группы, обсуждаем круг тем

Утверждение тем и проблемных вопросов, с которыми будем работать

Записи на доске и в тетрадях

III –- IV

Подготовка часа общения и его проведение

Получить опыт группового взаимодействия, вовлечь в работу всех детей, в том числе и «отверженных», учиться распределять роли и брать на себя ответственность, доводить дело до конца, научиться понимать и принимать другого, провести час общения

Делимся на группы, распределяем роли, ставим внутри группы задачи, назначаем ответственных, определяем время и место сборов, назначаем сроки выполнения, проведение часа общения

Готовность группы в назначенное время проводить час общения, проведенный час общения

Высказывания учителя и одноклассников, выставка рисунков, поделок, текстов, которые были использованы на уроке, самоанализ работы группы

V

Рефлексия

Проанализировать свою работу и работу других групп; понять, что изменилось в классе: чем мы довольны, а над чем еще предстоит поработать, что нового мы узнали друг о друге, на какие вопросы ответили, что осталось непонятым

Проводим совместное обсуждение, пишем мини-сочинения, проводим анкетирование, заполняем рефлексивные карты

Реальные изменения отношений внутри класса, предпочтение групповой формы взаимодействия другим, умение ставить цели и задачи

Аналитическая работа с сочинениями, социометрией, анкетами, итоги успеваемости, собеседование с родителями

Приложение 2.

Методическая разработка урока «Что такое жестокость?»

(5 класс, час общения)

Идея проведения часа общения на тему «Жестокость» появилась после того, как в классе случилась серьезная конфликтная ситуация: между мальчишками произошла драка с оскорблениями и унижениями. После драки конфликт не был исчерпан, и было принято совместное решение обсудить тему жестокости на классном часе.

Урок начался с этапа эмоционального погружения. Эмоциональная реакция на событие, слово, сопереживание – это своеобразный толчок к тому, чтобы ребенок захотел говорить, захотел думать про это. На уроке, посвященном жестокости, погружение началось с просьбы учителя прокомментировать эпиграф к уроку:

«Слово – великий владыка, который, имея небольшое и почти незаметное тело, вершит удивительные дела. Оно может и страх выгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сочувствие пробудить» (древнегреческий афоризм).

Катя: Это правильные слова, словом ведь и ранить очень можно.

Рома: Удивительно, всего несколько десятков букв, а сколько всего они могут.

Дима: Лучше бы люди использовали слова все-таки в благих целях.

Толя: Слово может быть сильнее физической силы.

Учитель: Полностью согласна. Но все же наша жизнь полна разных слов. Какие у вас ассоциации возникают, что вы чувствуете, когда слышите слово «жестокость»? (Дети готовы к этому вопросу, и дома они должны были выразить свой первичный смысл через разные формы: рисунки, поделки, тексты, сценки и т.д.).

За несколько минут образовалась богатая палитра первичных смыслов:

Маша нарисовала голубя с перевязанными лапами и рогатку.

Иван изобразил китайские символы «инь» и «янь».

Лиля представила жестокость через рисунок с черным прямоугольником, а в центре красная фигура.

Денис нарисовал библейскую сцену, в которой палач готов разрубить ребенка, чтобы разрешить спор двух женщин о том, кто их них мать.

Юля и Катя принесли репродукции Ф. Гойи с изображением страшных, жестоких сцен казни, природных катастроф, когда человек испытывает ужас, страх. Девочки обратили внимание на цвета, которые, по их мнению, соответствуют жестокости: черный  с желтым, красный, серый с черным.

Ваня сделал поделку из соленого теста – кнут из одного библейского мифа. Таким кнутом секли за провинности, иногда и до смерти.

Учитель тоже может поместиться в пространство урока со своим смыслом, например, подобрать музыку, звуки, ассоциирующиеся с понятием жестокости.

Таким образом, образовалась огромная палитра детских смыслов, детского восприятия жестокости. Высказались все, кто хотел. Среди выступавших был Толя К. – мальчик со сложным восприятием себя и мара, он вел себя всегда отстраненно, противопоставляя себя остальным. У таких детей и речь всегда особенная, ход мыслей, как правило, отличается либо особой жесткостью, либо чувствуется обида на всех. После выступления я постаралась обратить внимание всех детей на его позицию, подчеркнуть ее необычность, противоречивость, одним словом, попыталась, чтобы дети проявили к нему интерес, увидели не злость, а скрытое за словами одиночество и неуверенность.

Учитель: Конечно же, ребята, о жестокости сказано, написано много, снят не один фильм. Хочу предложить вашему вниманию текст, который называется «Сиротка».

С этими словами начинается второй этап разворачивания диалога – этап понимания другого смысла, этап обогащения, наращивания своего восприятия за счет обращения к некоторым культурным образцам. Это этап высказываний, этап первичного предъявления своей позиции, еще только формирующейся:

  1. Сиротка простит людей
  2. Дети подружатся с ней, а взрослые будут продолжать ненавидеть
  3. Она все равно останется одна
  4. Люди должны понять, что она очень одинока и нуждается в их помощи

После этого приема уже видно, как начинает оформляться некоторая позиция в высказываниях детей, уже слышны оценочные суждения, выводы, поэтому здесь, пожалуй, начинается  третий этап – этап проблематизации – этап проблемных вопросов, этап соотнесения своих высказываний с мыслями известных людей о жестокости, этап работы с дописыванием пословиц, с расшифровкой их смысла.

На этом этапе может быть использован такой прием, как формулировка проблемных вопросов к тексту:

Почему плакали люди?

Кого им было жалко больше – девочку или себя?

От чего умерла девочка? Только ли оттого, что простудилась, или просто никому не была нужна?

Чему учит нас рассказ? Что хотел сказать автор?

Что-нибудь изменится в этой деревне?

Кому нужна была смерть девочки?

Почему жестоки дети?

Здесь мы обращаемся к нашей конфликтной ситуации и пытаемся с только что прожитым опытом на нее посмотреть. Дети говорят уже гораздо активнее, и услышать можно не только слова в защиту дерущихся по принципу «за кого больше, тот и прав», но и то, что драки и оскорблений можно было вообще избежать.

Урок на этом не заканчивается. Появившиеся смыслы, позиции должны быть предъявлены.

Четвертый этап – оформление индивидуальных смыслов в тексты. Этот этап не является заключительным в теме. Текст в данном случае – смысл, который, появившись, начинает надстраиваться, достраиваться, обогащаться за счет других смыслов, вырастая (или не вырастая) в позицию.

Этап рефлексии. Рефлексировать можно как по поводу формы урока, так и по поводу содержания, например:

С чем вы сегодня уйдете с урока?

Можем ли мы что-то изменить в нашей жизни в отношении друг к другу?

Что зависит от нас?

Рефлексия очень важна, потому что не позволяет на разговоре поставить точку, заставляет об этом думать дальше, помогает осмысленнее относиться к себе, к другим, к своим поступкам.

 

 

Методическая разработка

«Педагогическое сопровождение детей группы риска в учебном консультировании» (из опыта работы Образовательного центра).

Чермянина А.А.

Цель разработки – организация совместной деятельности в образовательном консультировании детей целевой группы.

Задачи:

  1. Вовлечь детей целевой группы в работу консультационного центра
  2. Сформулировать совместно с детьми учебные затруднения и формы их преодоления
  3. Сформировать постоянные рабочие  группы консультантов, распределить роли внутри групп
  4. Организовать консультационные занятия
  5. Продумать формы предъявления результата и оценивание
  6.  Организовать рефлексию деятельности и ее содержания

Ситуация 1.

Перебирая в памяти всех ребятишек со сложными судьбами, с которыми довелось работать, почему-то сразу вспоминаю Таню Ф. Я хорошо знаю этого ребенка – она выросла на моих глазах, потому как даже  живем мы по соседству. Отца нет, мать пьет. Мне всегда жалко было на нее смотреть, потому что я понимаю, что вырваться из такого окружения очень трудно, трудно вырасти другой. Честно, я глубоко сомневалась, что Татьяна захочет учиться, будет успешна. Не удивилась, увидев ее на консультациях, но была искренне удивлена тому, что Татьяна претендует на четверку по русскому языку. Поговорила с учителем. Ольга Ивановна сказала, что у Тани слабые знания по русскому языку, но уж очень она старается, жалко ее, вот и приходится хоть иногда ставить четверки, но за год, скорее всего,  будет «3».

Поработав с Таней одну- две консультации по русскому языку, я поняла, что в голове у нее все перемешано: склонения, спряжения, падежи, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения. Хотя, надо сказать, что  «знаньевая» основа была. Если говорить откровенно, я увидела, поняла, почувствовала, что через получение этой четверки по русскому языку девочка хочет что-то доказать себе, хочет быть другой, быть успешной и принимаемой всем коллективом. Желание иметь «4» по русскому языку и по другим предметам – это ее внутренний протест, внутренняя борьба с собой и со своим домашним окружением. Захотелось  поддержать. Как? Дома у нее условий нет. Стала думать, как организовать консультации, чтобы помочь девочке. Мы стали работать в режиме «учитель объясняет – Таня закрепляет упражнениями». Не получалось. У нее все равно в голове все было перепутано, и карточки делала на твердую «3». Размышляя о том, как с ней работать, я думала – честно – не о предмете, а о том, как поддержать ее внутренний настрой, как ей помочь задуматься о другой жизни. Но только делать это нужно было все равно через предмет, и сделать это хотелось по-настоящему, а не из жалости. Я на самом деле поняла, что она может быть успешной по русскому языку. И еще я поняла, что сама форма работы может быть и традиционной – объяснение – закрепление – но вот задания, приемы должны быть другими. Она не может работать с заданиями типа «вставить буквы», «расставить знаки препинания». Особенность Татьяны в том, что ей нужно работать с текстом, где нет пропущенных букв и запятых, где все уже вставлено. Но я не могла дать ей в седьмом классе задание «списать готовый текст». Следовало придумать, разработать другие задания с учетом ее особенностей. Это могло звучать, например, так: сделать текст на основе готового текста; переставить предложения, чтобы получился текст; сделать подборку слов для словарного диктанта из любого текста (спортивного, музыкального, текста о моде); составить кроссворд, оформить газету и др. Надо сказать, что дети охотно берутся за такие – не совсем привычные для них – задания. Ребятам нравится что-то придумывать, искать, отбирать. Таня не стала исключением. Ей интересно было сочинять разные задания по русскому языку, а потом оформлять их в газету. Эта работа настолько увлекла ее, что Таня стала и малышам помогать и газету оформлять, и задания составлять. Потом у нас совместно родилась идея сделать несколько таблиц по русскому языку для работы на уроке. Таня выполнила их, и мы передали эти таблицы учителю. Обязательный момент во всем этом – оценивание. В таких особых случаях оценивать следует не только знание предметного материала, но и старание, инициативу. Мы договорились, что продолжим обязательно эту работу в следующем году.

Ситуация 2.

Еще один интересный опыт общения. Костя П. –  такой же неуспешный ученик по русскому языку, как и другие, пришедшие в «Консультант». Его даже нельзя назвать пришедшим – он как-то плавно вошел, «втек», если можно так выразиться. Ему сказали «надо ходить» на консультацию по русскому языку, но весь его внутренний мир сопротивлялся. Сначала он просто присутствовал: зайдет – выйдет, зайдет – выйдет. Потом стал присматриваться, прислушиваться. Когда я пыталась его вовлечь, он сопротивлялся – «я устал», «мне неохота», «надо идти». Но с другой стороны, ситуация с двойками по русскому языку тоже немного давила на него. Было заметно, что с этими двумя огнями ему трудно справиться. Здесь нужен был какой-то другой подход. Однажды на одном из занятий я спросила у Кости, чем он интересуется. Удивлена была, когда услышала, что он любит читать самые разные бестселлеры. Он сразу стал охотно рассказывать про один из последних. И тогда у меня появилась идея: «Костя, давай ты сделаешь карточку по русскому языку на основе отрывка из текста любой книги, которую ты читал». Говорю откровенно, в его глазах было удивление:

- а так что ли можно?

- а почему нет?

На это занятие центра «Консультант» он остался. Мы с ним разработали комплекс заданий к тексту, попробовали одно из заданий выполнить на другом тексте, подумали, каким должен быть отрывок по объему и содержанию, и он пошел домой с заданием. Так мы с Костей стали осваивать новый вид работы. Он стал предлагать другие задания к выбранным отрывкам, стал понимать, какие из заданий не годятся к тому или иному тексту. Иными словами, шел отбор материала и его обработка. Ребенок постепенно приобретал навык осмысленной работы с материалом. Конечно, сам же Костя не всегда мог справиться с карточкой, им составленной. Но это уже задача для другого этапа деятельности. Главное – появилось желание приходить на консультации, появилось желание делать что-то ему интересное – и к тому же за это получать хорошие отметки.

Можно много еще привести примеров и ситуаций, когда именно другой подход, другие методы и формы, другие приемы и задания помогают вернуть ребенку интерес к предмету, помогают ребенку быть хоть чуточку успешным в предмете, помогают ему понять, что востребован его личный опыт, интересен другим.

Поэтому мне показалось важным осмыслить самое организацию работы с детьми на консультациях, понять, как должна быть устроена совместная деятельность, чтобы все участники этой деятельности могли быть успешны. В связи с чем я и представляю ниже описание учебного занятия – консультации. Консультация может быть совершенно особой формой учебного и образовательного процесса. Что позволяет нам так говорить? Что можно найти нового и изменить в консультации, в отличие от урока? Так же, как и урок, консультация может быть организована по-разному. В этом случае она может ответить на разные вопросы, как то:

Как повысить мотивацию к предмету?

Как стать успешным в учебном предмете?

Как учебный процесс сделать личностным, зависящим не только от предмета и учителя, но и от ребенка?

Выделим несколько этапов в организации консультационного занятия.

 Первый этап – этап эмоционального погружения, эмоционального отклика на слово, эмоциональной разминки – является неизменным. Цель этого этапа – настроиться на работу, увидеть, кто сегодня пришел на занятие, услышать другого, возможно, понять, с кем тебе сегодня будет легче работать. Как правило, на первом этапе я предлагаю детям такие задания:

  1. Предскажите содержание текста, зная его название.
  2. О чем пойдет в тексте речь, если есть слово «вдруг».
  3. Сформулируйте мораль басни.
  4. Составьте текст по ключевым словам и др.

У этого этапа есть ещё одна цель – учебная – развитие речи. Также формируется или развивается навык строить устные и письменные высказывания. Итак, разминка помогает нам  настроиться, войти в режим работы, понять, с кем ты сегодня можешь сотрудничать.

Второй этап – поиск смысла совместной работы и постановка цели. Совместно мы формулируем цели и определяемся, что, как и с кем он будет сегодня делать.

       Цели этого этапа:

  Учиться ставить перед собой учебные цели (что и зачем мы будем делать);

Учиться понимать и выбирать способ работы (как я буду делать);

Учиться формулировать свои учебные затруднения.

     У нас в группе есть дети, которые, как правило, занимаются всегда одним и тем же, например, Вова Н. всегда работает с консультантом. Для него консультация –  это просто ещё один урок русского языка. Консультант ему помогает лучше закрепить и отработать тему, получить хорошие отметки. В этом случае Володя активен, уверен на уроке, его хвалит учитель – он успешен. В качестве консультанта с ним работает его одноклассница Оля С. Она ему объясняет тему, подбирает упражнения, контролирует и оценивает. Учитель здесь выступает в роли наблюдателя. Ёщё один пример завидного постоянства – группа детей, которые более-менее успешны и хотят больше «заработать» оценок. Они просто выполняют разные упражнения, карточки (Кристина С., Артем М., Алексей В.). Другая группа детей – это те, которые определяются на месте, здесь и сейчас. Их выбор зависит от настроения, самочувствия, настроя, состояния здоровья. Здесь нужно очень точно почувствовать их, уловить их поведение,  состояние и помочь. Это дети, к которым нужен индивидуальный подход. Они, как правило, не любят уроков русского языка, боятся его по разным причинам (много писать, сложные правила, строгий учитель) и это же отношение переносят на консультацию. Поэтому приходится придумывать и разрабатывать всегда что-то новое, необычное, чтобы повысить у детей мотивацию к предмету и достичь определённого уровня знаний. К таким, любящим новое, разное, необычное, относится Костя Т. Очень неусидчивый, подвижный ребёнок. По русскому языку у него «два», «три». Русский язык – предмет точный, любящий тех, кто занимается систематически. Я понимала, что нет смысла сидеть с Костей Т., объясняя тему и давая упражнения на закрепление. Нужен другой ход. Нашли. Предлагаю набор картинок с животными. Заинтересовался. На обратной стороне картинок текст в стихах. Договариваемся, что он выбирает картинку, вспоминает или придумывает рассказ об этом животном, выучивает предложенный текст в стихах и пишет либо по памяти, либо под диктовку. Очень радуется четвёрке, когда в конце подводим итоги. Получилось всё у него. На другом занятии он уже хочет заниматься чем-то другим, например, составлять кроссворд. На третьем выбирает просто списывание, понимая, что нужно подготовиться к диктанту. Дальше говорит, что у него проблемы с темой «Прямая речь» и мы вместе думаем, как лучше ему с ней справиться. Именно на консультациях Костя Т. попробовал и  полюбил работать в парах.

         Есть у нас в группе две девочки  - Гуля Р. и Саша С., которые тоже не любят однообразные формы работы. Мы очень долго вместе с ними искали «их задания». Девочки охотнее стали заниматься, когда дело коснулось  их интереса. У Саши С. большие проблемы с составлением и изложением текста, хотя очень любит сочинять. Эти трудности она сформулировала сама. Мы придумали несколько заданий, которые помогают ей уловить текст как целое, запомнить его и написать. Например, составление текста из рассыпанных предложений; написание текста по заданному началу и концу; выделение ключевых слов; создание текста путем подбора подходящих по смыслу слов и т. д. Иногда Саша выбирала такую форму работы, как консультация учителя, а также – списывание, орфографические тренинги.

          Гуля Р., попробовав многое, отдала предпочтение такой форме работы, как составление и оформление карточек. Стоило мне один раз разработать с ней комплекс заданий, как дальше у неё появилось много своих идей. В этом виде работы воплотился интерес Гули к оформительскому делу. Она придавала большое значение тому, как выглядит карточка. Гуля здорово научилось отбирать материал, понимать, с какой целью она именно это слово или предложение использует в карточке. Однажды мы делали с Гулей домашнее задание по русскому языку, и я спросила, в чем смысл этого упражнения, Гуля долго думала, затем немного нескладно, нелогично, но попробовала ответить. Это была наша общая маленькая победа над непониманием.

          Третий этап – сама работа, деятельность по исполнению замысла.

Цель – попробовать себя в разном, попробовать разные роли, отработать некоторые учебные навыки, добиться успеха в преодолении учебных затруднений.

           В процессе работы, безусловно, у всех возникают трудности и вопросы. Помощником является не только учитель, но и любой ученик, хорошо знающий этот материал. Если наблюдать наши занятия со стороны, они как броуновское движение: все куда-то перемещаются, входят, выходят, меняются местами. Но дети не жалуются на шум, каждый по-своему может сосредоточиться или отдохнуть. Роль учителя в этом процессе – наблюдать, объяснять, корректировать деятельность. На этом этапе бывает много бурных обсуждений. Дети активно формулируют цели, предлагают самые разные способы работы, придумывают много заданий, а потом начинается самое трудное и самое интересное: совместная работа, связанная с пониманием, разъяснением, уточнением всей набранной информации.

В центре дети особенные, и совершенно понятно, что им трудно даются четкие, точные формулировки, некоторым ребятам трудно понять, что значит форма и способ работы, могут путать цели и задачи, а могут просто не понимать, что от них требует учитель, какие перед ним цели. Мы достаточно уделяем времени на разъяснение всех этих понятий. Это помогает детям понять свою деятельность, повышает положительную мотивацию к предмету. А это уже хороший шаг к успеху.

          В конце занятия наступает четвертый этап – предъявление участниками совместной деятельности результата и оценивание. Понятно, что есть работа, которую дети делают в течение нескольких занятий. Но оценивается, как правило, каждое занятие. Оценке подлежит и сама деятельность, а не только точные знания по предмету. Дети получают отметки и оценки за занятие. Оценки – это «хорошо поработал, что-то получилось», «поторопись, надо быстрее закончить», «вот это уже лучше, чем в прошлый раз», «сегодня не получилось задуманное». Очень важно проговаривать итоги занятия вслух, чтобы вместе за кого-то порадоваться; чтобы в какой-то ситуации испытать гордость за себя, и не только перед учителем;  чтобы понять, что могут другие, и, возможно, поднять свою планку. С этим этапом тесно связан этап, который бывает не на всех занятиях, но он очень важен – это рефлексия совместной деятельности,  деятельности своей и других. Рефлексия очень важна тоже как своего рода закрепление материала. Все, что мы вместе придумали, научились делать, может быстро забыться, если не будет осмыслено и обсуждено. Как правило, рефлексию мы проводим в форме устных высказываний, беседы. Например:

– Ребята, если вспомнить все наши консультации, то подумайте, что можно про них сказать или спросить?

Таня Ф.:

Как они организованы, построены, что мы на них делаем?

Кристина С.:

Можно ли добиться успеха, посещая один-два раза в неделю консультацию дополнительно к уроку?

Вова Н.:

Чем отличается урок от консультации?

По вопросам и высказываниям детей чувствуется, что консультация заметно отличается для них от урока и по целям, и по задачам, и по результату. Дети отмечают, что на консультации меньше ребят, поэтому они чувствуют себя увереннее, свободнее; на консультации можно попросить помощи у сверстника или у того, кто старше тебя. Таким образом, снимается стресс, связанный со страхом перед учителем, ведь с близким по возрасту всегда проще и легче найти общий язык.

Также дети сами отмечают, что для них важно, когда оценивают не только уровень их знаний, но и то, как они стараются. Ведь «3» по предмету тоже может быть разной: может быть просто «3» в журнале, а может быть «3» и при этом – «старайся, чуть-чуть осталось дотянуться, у тебя уже многое получается»; или «3», но при этом – «у тебя здорово получается придумывать задания, делать карточки, жаль, что некоторые темы никак не поддаются запоминанию». «3» на консультации – это не оценка детей как личностей, а оценка какой-то части их знаний. Думаю, что так могу считать потому, что на консультации есть возможность у ребенка больше попробовать разных форм, больше возможности себя проявить и показать, чем на уроке (не берем во внимание внеклассную деятельность). Урок жестче по режиму работы,  официальнее, поэтому особенному ребенку труднее. По-своему дети проговаривают это на этапе рефлексии нашей деятельности. Конечно же, отмечают и учебные результаты: у кого-то стало больше положительных отметок, кто-то стал лучше понимать темы и т.д.

Результаты нашей работы: 

Учебные результаты:

  1. Усвоение и понимание детьми текущего материала по предмету;
  2. Положительные отметки у нескольких человек в течение четверти и за год;
  3. Изменение мотивации и к уроку, и к предмету;
  4. Овладение навыками построения устных и письменных высказываний.

Образовательные:

  1. Осмысленная работа с материалом: его отбор, компоновка, понимание принципов выстраивания материала;
  2. Некоторые дети только в нашем центре попробовали себя в разных ролях: один и тот же ребенок мог быть и консультантом и консультируемым;
  3. Предлагая или принимая разные формы работы, дети учатся порождать собственные цели относительно предметного материала;
  4. Учатся также понимать и продумывать свои решения не только учебных, но и личностных затруднений;
  5. Учатся решать проблемы организации своей и совместной деятельности;
  6. Учатся умению работать с новой информацией.

Коммуникативные:

  1. Получают навыки коммуникативных действий;
  2. Учатся видеть, принимать разных детей, вступать в диалог с разными детьми;
  3. Чувствуют себя  увереннее на уроках;

Формы диагностики:

  1. Итоги успеваемости
  2. Анкетирование
  3. Рефлексивные карты и свободные тексты
  4. Беседа с педагогами и классным руководителем

Приложение 1.

Этапы

Задачи

Действия

Результаты

Критерии

оценки результатов

I

Погружение-разминка

Настроиться на работу; войти в учебный режим; выполнить несколько разминочных упражнений; понять, с кем сегодня можно сотрудничать

Предлагаю разные задания; провожу знакомство, или представление

Положительный настрой на консультацию; мотивация к занятию; вовлеченность в процесс

Активность детей на занятии; качество и количество выполненных заданий

II

Поиск смысла совместной работы и постановка цели

Сформиро – вать рабочие группы; сформули –

ровать учебную цель; понять и определить свои учебные затруднения; выбрать способ работы

Предлагаю разбиться на группы; распределить роли; помогаю сформулировать учебные задачи и способ работы

Группа сформирована; роли распределены; цели поставлены; группа готова к работе

Список группы; заполнена первичная карта группы

III – IV

Деятельность по исполнению замысла, предъявление результата, оценивание

Получить опыт группового взаимодействия; решить учебную задачу; апробировать разные формы заданий

Консультирую работу в группах; организую, отвечаю на вопросы; помогаю уладить спорные моменты

Состоявшаяся консультация; выполненное задание; понята трудная тема; исправлена оценка; разобрана контрольная работа и т.д.

Отметки в журнале; анкета; разговор с консультантом и педагогом

V

Рефлексия

Осмыслить способ деятельнос –

ти; проявить собственные удачи и то, что не получилось; оценить перспективу такой формы консультирования

Организую собеседование; заполняем диагностические карты; проводим анализ работы внутри группы

Постоянное посещение Образовательного центра; стабильная успеваемость; психологический комфорт

Отметки в журнале; разговор с классным руководителем и родителями; наблюдения психолога

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

План работы заместителя директора по учебной работе с детьми "группы риска".

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна....