Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".
методическая разработка (9 класс)

Елена Николаевна Головенко

Материал по ориентированию ребят 9  класса  в мире профессий (прилагается и презентация с наглядным материалом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya_po_proforientatsii_dlya_uchashchihsya_9.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Цели:

  1. Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
  2. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений.

Задачи:

1) Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Материалы: компьютер, инерактивная доска, электронные презентации учащихся, бланки анкет.

Девиз: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

К.Д. Ушинский

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.
  • Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
  • Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
  • Работа над девизом урока: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».


  1. Зачем нужны знания о профессиях

Ведущий: Выбор профессии – один из самых важных шагов в человеческой жизни. Не случайно в социологических опросах, проводимых многократно в разных странах с целью определить, что для людей является основными жизненными ценностями, ответ – «любимая работа». Психологи говорят: «Только узнав, что есть «я», можно узнать, чего же «я» по-настоящему хочу». Чтобы найти себе работу по душе и преуспеть в ней, нужно, прежде всего, определить свои собственные желания и наклонности, а потом выбирать такое дело, которое больше всего им соответствует, т.е. выбор будущей профессии».

Ведущий: Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор о профессиях, оценить свои способности и выбрать направление своей профессиональной деятельности.

Учитель : /Упражнение «Профессия на букву»/. Сейчас мы с вами поиграем в профориентационную игру «Профессия на букву». Я назову вам любую букву алфавита, а вы должны будете назвать профессию, которая начинается на данную букву. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый из вас будет называть по одной профессии на данную букву. Подводится итог игры.

Учитель: Большинство профессий непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо получить информацию, узнать все о современных профессиях.

  1. Классификация профессий:

Учитель: Всё многообразие профессий можно классифицировать на 5 групп.

  • Человек-природа.
  • Человек-техника.
  • Человек-человек.
  • Человек-знаковая система.
  • Человек-художественный образ.

Ведущие: Познакомимся с характерными особенностями этих типов профессий. (Просмотр информации по слайдам).

Слайд 1-2

«Человек – природа». Все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Психологические требования профессии этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, грязи и т.п.

Слайд 3-4

«Человек – техника». Все профессии, связанные с техникой. Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п. Труд людей этой группы профессий связан с:

созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

  • эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют и налаживают их).

Психологические требования профессии этого типа к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Слайд 5-6

«Человек – знаковая система». Все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

• составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

• восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

Слайд 7-8

«Человек – художественный образ». Все творческие специальности. Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Слайд 9-10

«Человек – человек». Все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, и др.)

Психологические требования: профессии этого типа к человеку: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка. Умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека. Способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

  1. Ошибки при выборе профессии.

Ведущий: Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы не было конфликта между «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.

Ведущий: Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность и мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Поэтому человек должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, требования, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Ведущий: Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение). Незнание своего здоровья. А также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Ведущий: Незнание правил выбора профессии – перенос своего отношения к человеку на профессию; выбор профессии «за компанию»; неумение определить пути получения профессии.

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Ведущий:

Факторы, которые влияют на выбор профессии. (Слайд 11)

  • Знания о профессиях, рынке труда
  • Мнение сверстников
  • Склонности, интересы
  • Способности
  • Здоровье
  • Мнение родителей, семьи
  • Позиция учителей, психологов, врачей
  • Уровень притязаний и самооценка
  • Личный профессиональный план (план карьеры).

  1. Условия выбора профессии.

Вводное слово педагога: (установка на работу). Выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания
Могу------способности и возможности
Надо--------востребованность профессии

  • Обсуждение высказывания: (Слайд 12)

«Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь» /Данте/

  • Правильный выбор профессии позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня речь пойдет о стратегии выбора профессии и опоре на три кита: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

ХОЧУ – это значит, что будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

МОГУ – это значит, что вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.

НАДО – это значит, что профессия должна пользоваться спросом на рынке труда того места, где вы планируете проживать.

VI. Практические задания для учащихся: 

Анкетирование

  1. Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ» («Я хочу») /смотреть приложение/
  2. Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ» («Я могу») /смотреть приложение/

VII. Дискуссия .

Учитель: В XXI веке появилось очень много профессий. Научно-технические открытия XXI века и изменяющийся спрос на услуги привели к формированию новых профессий и росту спроса на ранее невостребованные виды деятельности.

  • Диалог на тему «Наиболее востребованные профессии в современном мире».

VIII. Пресс-конференция «Моя профессия».

  • Презентация профессий, выбранных учащимися. Защита проектов.
  • Работа по слайдам презентаций. /прослушивая выступления, ученики дают оценку профессий, заполняя таблицу/.

Упражнение «Плюс, минус, интересно».

Ученики выполняют упражнение индивидуально в письменной форме, заполняя таблицу «Оценка профессии».

Инструкция.

Запишите в первой колонке как можно больше плюсов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию. Во второй колонке пропишите как можно больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного.

IX. Заключение. «Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители….» /Ю.М. Орлов/ (Слайд 13)

  • Итоги мероприятия.
  • Литература для информации(Слайд 14)

1. Экскурсии в мир профессий. – М., 2005.

2. Бендюков М.И. Соломин. Диалоги о выборе профессии. – Издательский дом

«РОСТ». – С-П., 2001.

  1. Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов. – Л.: Лениздат, 1990. – 74 с.
  2. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. редЕ. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова– М.: Аванта, 2003. С. 350-397.

Приложение

Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ» («Я хочу»)

Ф.И.______________________________________________ Класс___________________

Инструкция. Вам необходимо оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно).

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Обработка результатов анкеты

1) Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий;

2) Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

а) «человек – человек»,

б) «человек – техника»,

в) «человек – знаковая система»,

г) «человек – художественный образ»,

д) «человек – природа».

3) Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие;

4) Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий в наибольшей степени склонны (1, 2, 3, 4 или 5);

5) Затем определяется преимущественная склонность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ» («Я могу»)

Ф.И.______________________________________________ Класс__________________

Инструкция. Вам необходимо оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности (0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно).

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками):

Обработка результатов анкеты

1) Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая способность к соответствующему типу или классу профессий;

2) Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

а) «человек – человек»,

б) «человек – техника»,

в) «человек – знаковая система»,

г) «человек – художественный образ»,

д) «человек – природа».

3) Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие;

4) Сначала определяется к какому из пяти типов профессии в наибольшей степени способны (1, 2, 3, 4 или 5);

5) Затем определяется преимущественная способность к одному из двух классов профессий (А или Б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."

Форма классного часа - устный журнал.Страницы: 1. Проблема (статья "Лишние люди на рынке труда": статистика по безработице в России и за рубежом и ее причины)        ...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....

классный час по профориентации для кадет 7 класса "Выбор профессии- дело серьезное"

Цели:1)дать кадетам  представление об основах профессионального самоопределения;2)активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.Задачи:1) Формировать у уч...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Цели:          Содействовать личностному и  профессиональному самоопределению учащихся;активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, самора...

Методическая разработка занятия по профориентации «Выбор профессии – дело серьезное, или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере....