Программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа (5 класс)

Валиахметова Гульсум Марселевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы

 с учащимися 5класса   МОБУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ.

Рабочая программа расчитана на 35 часа школьного учебного плана при

нагрузке 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак МР Ермекеевский район РБ

СОГЛАСОВАНО                    

 Зам. директора по УВР

 _____   /Н.Х.Исламова/  

 «_____» _______ 2018г.                                      

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ с.Рятамак

______  /И.Н.Сафиуллина/

«____» ______2018г.

Программа внеурочной деятельности

«Щахматы»

5 класс_

Количество часов:  1 час в неделю, всего 35 часов.

                                                                               

  Программа разработана                                                                       учителем

высшей квалификационной категории

  МОБУ СОШ с.Рятамак

МР Ермекеевский район РБ

Валиахметовой Г.М.

                                

Рятамак 2018г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для работы

 с учащимися 5класса   МОБУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ.

Рабочая программа расчитана на 35 часа школьного учебного плана при

нагрузке 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

 Рабочая программа составлена на основе  основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак, на основе учебного плана. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Программа выстроена с учетом наличия в классе детей с ограниченными возможностями здоровья, задержкой психического развития, инвалидов. Содержание программы позволяет варьировать, дифференцировать учебный материал в зависимости от физических и интеллектуальных возможностей таких обучающихся.

                                       

Общая характеристика кружка

Кружок «Шахматы» реализует спортивно-оздоровительное  направление во  внеурочной деятельности в 5 классе   в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начале обучения в основной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Цель:

*создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;

*развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного  общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,  а также развитию двигательной способности  учащихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

*формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

*развитие потребности в занятиях  спортом;

*развитие внимания и мотивации школьника;

*развитие наглядно-образного мышления;

*организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

*включение учащихся в разностороннюю деятельность;

*формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

*воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

Ценностные ориентиры содержания

Шахматы способствуют улучшению внимания школьника. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника.

Шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в основной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия  является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

Объём программы

    Рабочая программа кружка «Шахматы» для 5 класса  составлена  на основе авторской программы  Тимофеева А.А., предусматривающей 35 часов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю. 

   

Раздел 1. Планируемые результаты изучения предмета

*овладение навыками игры в шахматы;

*интеллектуальное развитие детей;

*результативное участие в соревнованиях различных уровней.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Шахматы».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

*развитие любознательности и сообразительности;

*развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

*развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

*развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

К концу года учащиеся должны знать:

*шахматную доску и её структуру;

*обозначение полей линий;

*ходы и взятия всех фигур, рокировку;

*основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

К концу года учащиеся должны уметь:

*играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

*записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

*находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

*оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

*планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

*определять общую цель и пути её достижения;

*решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Материально – техническое обеспечение

Методические пособия:

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

*Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Технические средства обучения:

*Компьютер

*Шахматы

Раздел 2. Содержание тем работы кружка «Шахматы»

Шахматная доска и фигуры (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (13 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и

подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза,
нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись

шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на

мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между

понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный

шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация.

Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и

неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (2 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и
расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Дебютные ловушки


Раздел III. Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

35 ч

Содержание деятельности

Формирование УУД

Шахматная доска и фигуры

1

07.09

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля

1

Чтение  дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Личностные: формирование мотивации и интереса к учению.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности.

Коммуникативные: ответы на вопросы учителя, одноклассников.

2

14.09

Шахматная доска.

1

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

3

21.09

Шахматная доска.

1

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Ходы и взятие фигур

4-5

28.09,

05.10

Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

1

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

Личностные: формирование интереса к учению.Регулятивные: организация своего рабочего места, Познавательные: развитие внимания, наблюдательности

Коммуникативные: потребность в общении, умение слушать, вступать в диалог

6-7

12.10,

19.10

Начальное положение.

1

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Регулятивные: контроль в форме сличения  способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность слушать учителя и вступать в диалог.

8

26.10,

Ладья.

1

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Регулятивные: волевая саморегуляция, анализ объектов.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем и партнером по игре.

9

09.11

Ладья.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

10

16.11

Слон.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

Регулятивные: организация своего рабочего места  для игры.

Познавательные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные: участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре.

11

23.11

Слон.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

12

30.11

Ладья против слона.

Разбор дидактических заданий, ознакомление с терминами

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: целостное восприятие происходящего.

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Познавательные: развитие внимания, наблюдательности у детей.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя.

13

07.12

Ферзь.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя.

Познавательные: наблюдение, умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение выполнять различные роли в шахматной игре.

14

14.12

Ферзь.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

15

21.12

Ферзь против ладьи и слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: освоение смысла учения.

Регулятивные:  умение определять цель учебной деятельности.

Познавательные: развитие интереса к занятиям, внимания, наблюдательности.

16

11.01

Конь.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: соотнесение  выполненных заданий с образом.

Познавательные: наблюдение и умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: умение работать в паре.

17

18.01

Конь.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

18

25.01

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации и поступки окружающих.

Регулятивные: использование при выполнении заданий ранее полученных знаний.

Познавательные: наблюдение, сравнение.

Коммуникативные: умение работать в паре.

Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат

19

01.02

Пешка.

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

20

08.02

Пешка.

1

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

21

15.02

Пешка против  ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

22

20.02

Король.

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение, развитие внимания.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

23

29.02

Король.

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

24

14.03

Король против других фигур.

1

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение внимание

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

25

28.03

Шах.

1

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Личностные: целостное восприятие окружающего мира.

Регулятивные: умение соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные:  умение сотрудничать с партнером  в совместном решении проблемы.

26

04.04

Шах.

1

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

27

11.04

Мат.

1

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

28

18.04

Мат.

1

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Запись шахматных ходов

29

25.04

Условные обозначения перемещения, взятия.

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

30

16.05

Рокировка.

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

31

23.05

Ценность фигур.
Единица измерения ценности.

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

32

30.05

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

1

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

Общие принципы разыгрывания дебюта

33

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

34

Классификация дебютов.

1

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

35

Анализ учебных партий.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"

        Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"

      Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных  программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способно...