классный час"«Учимся думать о себе и о других»"
методическая разработка (9 класс)

Жалсабон Екатерина Пунсуковна

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.

вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;

развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать, работать с источником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_igra_po_profilaktike.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Учимся думать о себе и о других»

Слайд №1.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт.

Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно.

Н. Рерих

Цель:

В ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;

развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать, работать с источником.

Оборудование занятия: экран, мультимедиа проектор компьютер

        Ход занятия:

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь, друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

1 ученик: Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

2 ученик: Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

Кл. рук. Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия!  Сегодняшний классный час мы посвятим вашим правам и обязанностям. 20 ноября во всех странах считается Всемирным днём прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка»

Тема нашего классного часа «Учимся думать о себе и о других»

Слайд № 2

Наш классный час мы проведём в форме игры.

Вы разделены на 2 команды, прошу командам занять свои места. (Музыка)

В ходе игры вы должны вспомнить известные вам понятия изученных тем, статьи Конституции РФ.

Итак, вам будут предложены общие задания. После отведенного для обсуждения и обдумывания времени будет отвечать та команда, которая будет раньше готова. Она должна подать сигнал – поднятая рука.

Если ответ правильный, то команда получает баллы.

Если ответ неправильный, право ответить получает вторая команда.

Задания имеют разную стоимость от 1 до 5 баллов.

Будет предложена игра и болельщикам. Они могут также внести в копилку своей команды дополнительные баллы.

Представление жюри _______________________________________

__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наше жюри определит кандидатов на звание (по номинациям)

"самый остроумный"

"самый интеллектуал"

"самый артистичный"

"самый активный"

"знаток права" 

Итак, давайте мы с вами познакомимся

«Знакомство».

- название команды,

- девиз команды,

Учитель: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.

«Не знал…», «Не думал…», «Не хотел... », – этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

1 ТУР. РАЗМИНКА. (Внимание на экран)

Командам предлагается по готовности (кто быстрее) отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

1. Назовите основной закон государства. (Конституция)

2. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (Из 2 разделов)

3. Что такое право, чем оно отличается от морали?

Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.

Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Тесная связь с государством – основное отличие права от морали

4. Что такое преступление?

(Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

5. Что такое алиби?

(В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте)

6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет

2 ТУР. ЛИТЕРАТУРНЫЙ. «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК».

Командам, предлагается вспомнить какие права в сказках нарушаются у героев. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (Презентация)

1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).

2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка). 

3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).

4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка). 

5. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? 

(лягушка-путешественница).

6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок») 

3 ТУР. ВИКТОРИНА.

Командам предлагается выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (Презентация)

1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?

Англия;

– Франция;

– Германия.

2. Тайное хищение имущества именуется:

– грабёж;

кража;

– мошенничество.

3. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:

– разбой;

вандализм; 

– вымогательство.

4. Систематическое нанесение побоев, это:

– хулиганство;

истязание;

– клевета.

5. Каким законом на Руси была отменена кровная месть:

– Правда, Ярославича;

Правда, Ярославичей; 

– Иван III.

6. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?

– мазохизм;

садизм; 

– нарциссизм.

7. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

с 14 лет; 

– с 18 лет;

– с 21 года.

8. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?

– да;

– нет;

– всё зависит от того, о чём спор.

Конкурс для болельщиков. Фемида

Я - богиня правосудия Фемида. Но вандалы надсмеялись надо мной. Помогите вернуть мне прежний гордый вид. Верните мне все мои вещи. И объясните, почему вы выбрали именно эти предметы? За каждый предмет с объяснением -1 балл.

На столе лежат: кинжал, меч, щит, Конституция РФ. Повязка для глаз, весы, пробирка, очки, роза, мешок с деньгами, Уголовный кодекс

Ответ: Фемиде необходимы меч, повязка на глаза и весы.

4. ТУР «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».

Командам предлагается рассмотреть ситуации и оценить.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

3. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.

Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий. Не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Вопрос: Как можно расценить их поведение?

Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответ: (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

6. Несовершеннолетний сын угнал машину в нетрезвом состоянии.  Вопрос: Какие последствия?

Ответ: Угон автомобиля – это хищение транспортного средства. Несовершеннолетним  по российскому праву считается лицо до 18 лет. Человек может быть привлечен к ответственности за угон по статье 166 УК РФ с 14 лет. Административный штраф, поставят на учёт, а при совершеннолетии при первой же возможности привлекут к уголовной ответственности.

:

5. ТУР «Брейн – ринг»:

Конституционное право.

Командам предлагается ответить на вопрос, если команда не правильно отвечает на вопрос, ответить предлагается другой команде.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

Блиц опрос:

Что означает слово « Конституция» в переводе с латинского  (установление)

Когда в нашей стране была принята первая Конституция-(1918г)

Кто или что является носителем и единственным источником власти в России - (народ)

Каким государством по форме правления, в соответствии с Конституцией РФ, является Россия. (Демократической республикой)

Органом государственной власти, осуществляющим, исполнительную власть является - (правительство)

Орган государственной власти, осуществляющим законодательную власть является - (Федеральное Собрание).

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, несовершеннолетним считается человек, не достигший возраста

(18 лет)

Какое образование в РФ в соответствии с Конституцией является обязательным (основное общее).

Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности называется - (дееспособностью)

Правоспособностью человек обладает с момента (рождения)

Правонарушение может быть выражено только действием или - (бездействием)

Конституция — это (основной закон страны)

Совокупность представлений о добре и зле, справедливости - (мораль)

Судьи – учителя граждановедения, инспектор, дети.

Ваша работа – это учёба. Если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой – либо профессией, не сможет реализовать права взрослого человека.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (на экране)

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Наша игра завершается, но мы ещё не раз вернёмся к законам РФ, ведь вы – будущее России и должны знать, что государство вас защищает.

1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

3. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.

Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Вопрос: Как можно расценить их поведение?

5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

6. Несовершеннолетний сын угнал машину у родителей в нетрезвом состоянии.  Вопрос: Какие последствия?

        

Туры

7 «А»

7 «Б»

1

« Знакомство»

Название команды – 1б, Девиз: -1б

2

Разминка-1б

3

Литературный - 1б

4

Викторина – 1б

5

Конкурс для болельщиков -1б

6

Ситуация-1б

7

« Брейн – ринг» - 1б

Итог

        

Туры

7 «А»

7 «Б»

1

« Знакомство»

Название команды – 1б, Девиз: -1б

2

Разминка-1б

3

Литературный - 1б

4

Викторина – 1б

5

Конкурс для болельщиков -1б

6

Ситуация-1б

7

« Брейн – ринг» - 1б

Итог

        

Туры

7 «А»

7 «Б»

1

« Знакомство»

Название команды – 1б, Девиз: -1б

2

Разминка-1б

3

Литературный - 1б

4

Викторина – 1б

5

Конкурс для болельщиков -1б

6

Ситуация-1б

7

« Брейн – ринг» - 1б

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учимся любить себя"

Цель классного часа: побуждение школьников к осмыслению своих возможно­стей, качеств и места среди людей....

Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"

Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на ...

Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»

Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек),  мамы десятиклассников, три учителя....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»

Целью данного классного  часа  является  расширение  представления детей о правилах этикета; развитие  умения правильно оценивать себя и других; формирование  навыков...

Упражнение "Поставь себя на место другого" (рекомендации учителям и классным руководителям)

Упражнение "Поставь себя на место другого" поможет классным руководителям эффективно организовать взаимодействие с законными представителями учащихся, лучше понять родителей....

Классный час "Учимся любви и доверию к себе"

Цель: объяснение важности любви к себе, как к полноценной личностиЗадачи: - объяснить разницу между здоровой любовью к себе и гордыней...