классный час"«Учимся думать о себе и о других»"
методическая разработка (9 класс)
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.
вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;
развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать, работать с источником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_igra_po_profilaktike.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Учимся думать о себе и о других»
Слайд №1.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну - красиво, бережно и стремительно.
Н. Рерих
Цель:
В ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;
развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать, работать с источником.
Оборудование занятия: экран, мультимедиа проектор компьютер
Ход занятия:
1. Приветствие (все по кругу, обращаясь, друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.
2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)
1 ученик: Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
2 ученик: Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Кл. рук. Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодняшний классный час мы посвятим вашим правам и обязанностям. 20 ноября во всех странах считается Всемирным днём прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка»
Тема нашего классного часа «Учимся думать о себе и о других»
Слайд № 2
Наш классный час мы проведём в форме игры.
Вы разделены на 2 команды, прошу командам занять свои места. (Музыка)
В ходе игры вы должны вспомнить известные вам понятия изученных тем, статьи Конституции РФ.
Итак, вам будут предложены общие задания. После отведенного для обсуждения и обдумывания времени будет отвечать та команда, которая будет раньше готова. Она должна подать сигнал – поднятая рука.
Если ответ правильный, то команда получает баллы.
Если ответ неправильный, право ответить получает вторая команда.
Задания имеют разную стоимость от 1 до 5 баллов.
Будет предложена игра и болельщикам. Они могут также внести в копилку своей команды дополнительные баллы.
Представление жюри _______________________________________
__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наше жюри определит кандидатов на звание (по номинациям)
"самый остроумный"
"самый интеллектуал"
"самый артистичный"
"самый активный"
"знаток права"
Итак, давайте мы с вами познакомимся
«Знакомство».
- название команды,
- девиз команды,
Учитель: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.
«Не знал…», «Не думал…», «Не хотел... », – этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.
Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.
1 ТУР. РАЗМИНКА. (Внимание на экран)
Командам предлагается по готовности (кто быстрее) отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
1. Назовите основной закон государства. (Конституция)
2. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (Из 2 разделов)
3. Что такое право, чем оно отличается от морали?
Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.
Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.
Тесная связь с государством – основное отличие права от морали
4. Что такое преступление?
(Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
5. Что такое алиби?
(В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте)
6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет
2 ТУР. ЛИТЕРАТУРНЫЙ. «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК».
Командам, предлагается вспомнить какие права в сказках нарушаются у героев. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (Презентация)
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
5. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
(лягушка-путешественница).
6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
3 ТУР. ВИКТОРИНА.
Командам предлагается выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (Презентация)
1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?
– Англия;
– Франция;
– Германия.
2. Тайное хищение имущества именуется:
– грабёж;
– кража;
– мошенничество.
3. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:
– разбой;
– вандализм;
– вымогательство.
4. Систематическое нанесение побоев, это:
– хулиганство;
– истязание;
– клевета.
5. Каким законом на Руси была отменена кровная месть:
– Правда, Ярославича;
– Правда, Ярославичей;
– Иван III.
6. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?
– мазохизм;
– садизм;
– нарциссизм.
7. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
– с 14 лет;
– с 18 лет;
– с 21 года.
8. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?
– да;
– нет;
– всё зависит от того, о чём спор.
Конкурс для болельщиков. Фемида
Я - богиня правосудия Фемида. Но вандалы надсмеялись надо мной. Помогите вернуть мне прежний гордый вид. Верните мне все мои вещи. И объясните, почему вы выбрали именно эти предметы? За каждый предмет с объяснением -1 балл.
На столе лежат: кинжал, меч, щит, Конституция РФ. Повязка для глаз, весы, пробирка, очки, роза, мешок с деньгами, Уголовный кодекс
Ответ: Фемиде необходимы меч, повязка на глаза и весы.
4. ТУР «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».
Командам предлагается рассмотреть ситуации и оценить.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
3. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий. Не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Вопрос: Как можно расценить их поведение?
Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
6. Несовершеннолетний сын угнал машину в нетрезвом состоянии. Вопрос: Какие последствия?
Ответ: Угон автомобиля – это хищение транспортного средства. Несовершеннолетним по российскому праву считается лицо до 18 лет. Человек может быть привлечен к ответственности за угон по статье 166 УК РФ с 14 лет. Административный штраф, поставят на учёт, а при совершеннолетии при первой же возможности привлекут к уголовной ответственности.
:
5. ТУР «Брейн – ринг»:
Конституционное право.
Командам предлагается ответить на вопрос, если команда не правильно отвечает на вопрос, ответить предлагается другой команде.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Блиц опрос:
Что означает слово « Конституция» в переводе с латинского (установление)
Когда в нашей стране была принята первая Конституция-(1918г)
Кто или что является носителем и единственным источником власти в России - (народ)
Каким государством по форме правления, в соответствии с Конституцией РФ, является Россия. (Демократической республикой)
Органом государственной власти, осуществляющим, исполнительную власть является - (правительство)
Орган государственной власти, осуществляющим законодательную власть является - (Федеральное Собрание).
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, несовершеннолетним считается человек, не достигший возраста
(18 лет)
Какое образование в РФ в соответствии с Конституцией является обязательным (основное общее).
Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности называется - (дееспособностью)
Правоспособностью человек обладает с момента (рождения)
Правонарушение может быть выражено только действием или - (бездействием)
Конституция — это (основной закон страны)
Совокупность представлений о добре и зле, справедливости - (мораль)
Судьи – учителя граждановедения, инспектор, дети.
Ваша работа – это учёба. Если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой – либо профессией, не сможет реализовать права взрослого человека.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (на экране)
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Наша игра завершается, но мы ещё не раз вернёмся к законам РФ, ведь вы – будущее России и должны знать, что государство вас защищает.
1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
3. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Вопрос: Как можно расценить их поведение?
5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
6. Несовершеннолетний сын угнал машину у родителей в нетрезвом состоянии. Вопрос: Какие последствия?
№ | Туры | 7 «А» | 7 «Б» |
1 | « Знакомство» Название команды – 1б, Девиз: -1б | ||
2 | Разминка-1б | ||
3 | Литературный - 1б | ||
4 | Викторина – 1б | ||
5 | Конкурс для болельщиков -1б | ||
6 | Ситуация-1б | ||
7 | « Брейн – ринг» - 1б | ||
Итог |
№ | Туры | 7 «А» | 7 «Б» |
1 | « Знакомство» Название команды – 1б, Девиз: -1б | ||
2 | Разминка-1б | ||
3 | Литературный - 1б | ||
4 | Викторина – 1б | ||
5 | Конкурс для болельщиков -1б | ||
6 | Ситуация-1б | ||
7 | « Брейн – ринг» - 1б | ||
Итог |
№ | Туры | 7 «А» | 7 «Б» |
1 | « Знакомство» Название команды – 1б, Девиз: -1б | ||
2 | Разминка-1б | ||
3 | Литературный - 1б | ||
4 | Викторина – 1б | ||
5 | Конкурс для болельщиков -1б | ||
6 | Ситуация-1б | ||
7 | « Брейн – ринг» - 1б | ||
Итог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учимся любить себя"
Цель классного часа: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей....
Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"
Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на ...
Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»
Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек), мамы десятиклассников, три учителя....
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...
Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»
Целью данного классного часа является расширение представления детей о правилах этикета; развитие умения правильно оценивать себя и других; формирование навыков...
Упражнение "Поставь себя на место другого" (рекомендации учителям и классным руководителям)
Упражнение "Поставь себя на место другого" поможет классным руководителям эффективно организовать взаимодействие с законными представителями учащихся, лучше понять родителей....
Классный час "Учимся любви и доверию к себе"
Цель: объяснение важности любви к себе, как к полноценной личностиЗадачи: - объяснить разницу между здоровой любовью к себе и гордыней...