Классный час профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
профориентационной направленности
«НАША ДОРОГА В ЗАВТРА»
Цель: расширение представления учащихся о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности, умение учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Задачи:
1. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору: сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессии.
2. Повышение практической готовности: умение учитывать свои возможности при выборе профессии; умение делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Разработка классного часа поможет учителю в работе по профориентации с учащимися выпускных классов. Используется проектная технология, что способствует развитию у учащихся информационных и коммуникативных компетенций.
СЛАЙД №1.
1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости нашего сегодняшнего мероприятия! Мы назвали его «ДОРОГА В ЗАВТРА».
Сегодня мы собрались с вами здесь для того, чтобы ещё раз задуматься над самыми главными, во многом самыми решающими вопросами в жизни каждого человека. И совсем неслучайно то, что здесь сегодня учащиеся 8 и 10 классов. Ваша ДОРОГА В ЗАВТРА начинается уже сегодня, с момента , когда вы начинаете по-взрослому задумываться о своём будущем, задавать себе вопросы о смысле жизни, о поиске своего места в ней, ставить первые цели и стремиться их осуществить.
2 ведущий: Наши потребности , мечты и желания очень схожи . Ответьте пожалуйста на вопрос: «Что для вас в жизни главное?»
СЛАЙД №2.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность, хорошая работа, любовь, карьера ) –
распечатать и по мере ответов детей прикреплять на доску
Давайте посмотрим, как сегодня большинство молодых людей обходятся с этими жизненно важными для них ценностями?
1 ведущий: Итак, ЗДОРОВЬЕ. – Его попросту гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
2 ведущий: БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ. – И его сейчас ценят мало. Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют. Забывают родителей, бросают детей.
1 ведущий: МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. – Она конечно важна, но так хочется получить всё и сразу, а в итоге проигрывают в азартные игры всё. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи. В погоне за лишним лишаются самого необходимого.
2 ведущий: ХОРОШАЯ РАБОТА. – А ведь сейчас большинство людей к своей работе равнодушны или более того – ее ненавидят. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются ею только ради денег, которые необходимы для жизни.
1 ведущий: – А делая КАРЬЕРУ,напрягаются, лицемерят, прогибются перед начальством, сносят несправедливые попреки, переступают через людей .
– Задумайтесь, на это вы хотите потратить свою жизнь?
(ВИДЕОРОЛИК)
2 ведущий: Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду или еду, выбираем ли друзей, спутников жизни или работу. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.
1 ведущий:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
2 ведущий:
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).
СЛАЙД №3.
К.Д. Ушинский сказал когда-то: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, мнения друзей, родительской прихоти, путем проб и ошибок, а наиболее важными факторами по мнению социологов являются следующие…………….
СЛАЙД №4.
- возможности, способности
- мнение родителей
- мода и престиж
- будущая зарплата
- интересы, склонности
- востребованность профессии
1 ведущий:
Давайте немного поиграем! Предлагаем вашему вниманию тренинг”Рука судьбы”(игра)
СЛАЙД №5.
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках ребята пишут профессии, которые каждый хочет выбрать.
Эти листочки складываются в пакет и перемешиваются , затем все ребята вытягивают из пакета, не глядя. (Посмотреть на эмоции.)
2 ведущий:
К чему может привести случайный выбор профессии?
Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
СЛАЙД №6.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Должны выполняться три условия
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии )
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
1 ведущий:
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Сценка
Выходит современный молодой человек с плеером и в кепке. Он ритмично двигается под музыку. Проходит в центр, снимает наушники.
Ученик 1.:
У меня растут года, будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда, чем заниматься? (Задумывается).
Может двинуть в музыканты? Обладаю я талантом! (Из плеера звучат несколько аккордов, под которые парень изображает игру на гитаре).
Появляются две девушки, критически осматривают парня.
Ученица 1:
Чтобы выйти в музыканты, мало обладать талантом.
Надо много лет учиться, надо в лидеры стремиться!
Ученица 2:
Обладать здоровьем крепким, да к тому же в этой кепке.
В этих джинсах и кроссовках будет там тебе неловко!
Ученик 1:
Музыкантом хорошо, а футболистом круто!
И фанаты под окном каждую минуту!
Всем автографы даю, в сборной я играю,
И по полю целый день мячик я гоняю…
Ученица 1:
Размечтался! Да таких футболистов много!
Не бывает такой ровной в сборную дорога.
Надо лучшим быть из всех, надо быть атлетом,
А к тому же должен знать ты ещё при этом:
Ученица 2:
Короток спортсмена век, лет пяток всего-то,
Подыщи на долгий срок по душе работу!
Ученик 1:
Ладно, понял, и спешить больше я не буду,
И профессию искать буду я повсюду,
В Интернете посмотрю, может, для начала…
И ЕГЭ успешно сдать мне бы не мешало…
(Обращается к девушкам). А у вас всё решено? Хоть сейчас в модели!?
Ученица 1: Решено, конечно, но… Мы бы лучше спели…
(На мотив песни «Кружат сказки»).
За морями, за долами есть страна, необычных превращений ждёт она,
Есть в профессии и радость и задор, а зовётся парикмахер – постижёр!
Если нужен вам вечерний макияж, если сильно вам наскучил образ ваш,
Шевелюра перестала тешить взор, вам поможет парикмахер-постижёр!
Иногда бывает в жизни перекос, человек совсем лишается волос,
Что же делать, чем такой закрыть позор, вам подскажет парикмахер-постижёр!
И накладку изготовит и парик, кардинально вас изменит в тот же миг,
В этот миг ты ничего не говори, лишь доверься постижёру и замри…
В жизни женщины бывают времена, когда занята делами так она,
Что ни времени, ни радости, ни сил, в общем, даже белый свет не мил…
Тут на помощь к ней придёт такой парик, что светиться взгляд заставит в тот же миг,
Если трудно, улыбнись и не хандри, постижёра только номер набери…
2 ведущий:
Да, выбор профессии – это действительно сложный выбор, и чтобы облегчить себе задачу, нужно владеть достаточной информацией. Сегодня мы попробуем расширить ваше «информационное поле» в мире профессий, хорошо известных и не очень, популярных и редких, давно существующих и появившихся совсем недавно…
– А как вы думаете, ребята, сколько профессий существует в мире? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: 5000)
1 ведущий:
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнётся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 5 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
СЛАЙД №7.
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
2 ведущий:
СЛАЙД №8.
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
А все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
1 ведущий: Интересно, а сколько профессий из этих 5000 вы могли бы назвать? Я уверена, что очень много, но на это ушло бы много времени, а мы им не располагаем, поэтому я предлагаю каждому классу выбрать букву (буквы отпечатаны на отдельных листочках и ребята их вытягивают , достаточно 4 буквы, н-р, А В П С), и назвать на эту букву как можно больше профессий. Если вы называете профессию не известную остальным , то должны пояснить её смысл. Если объяснение не прояснило суть, балл не присваивается.
( Чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.)
( Игра проста, однако вызывает у учащихся интерес, так как активизирует их к поиску новых знаний о профессиях. Кроме того, создает установку на необходимость профессионального определения.)
2 ведущий:
Продолжим наш разговор и попробуем классифицировать профессии по определённым признакам. (по презентации)
СЛАЙДЫ №9-24.
- «Самые забытые профессии»(1)
- «Самые модные профессии» (2)
- «Профессии, которые нужны всегда»(1)
- «Самые отважные профессии»(2)
1 ведущий: Мы думаем, вам было бы интересно познакомиться с некоторыми новыми названиями современных профессий. И среди них…
(Знакомство с названиями современных профессий - по презентации)
СЛАЙДЫ №25-34
Викторина «Калейдоскоп профессий»
- Это специалист по рекламе и связям с общественностью. Чтобы стать специалистом в этой области, необходимо получение гуманитарного образования, например, «политолога» или «журналиста». В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных областях общественно-политических объединениях. (PR-агент)
- Он ищет деньги и новые возможности для организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности и интуиция. Сейчас существует много курсов по обучению данной профессии. Часто они работают при крупных научных центрах. (Фандрейзер)
- Это специалист по изучению рынка в целом. Спрос на эту профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование. (Маркетолог).
- Он разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности этой профессии. Но даже, если спрос со временем упадёт, то этот специалист может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления. (Веб-мастер)
- Специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает всё больший спрос. Для её получения необходимы экономическое образование и курсы специализации. (Логист)
- Он наделен правом проводить проверки соблюдения законности во всех учреждениях, предприятиях и организациях, участвовать в суде при рассмотрении уголовных и гражданских дел, в необходимых случаях проводить расследование по уголовным делам. Однако не вправе санкционировать аресты, обыски, утверждать обвинительные заключения, вносить протесты и представления. (Помощник прокурора)
- Участвует в составлении законов, толкует их, разъясняет, реализует свои знания и способности как в государственных, так и негосударственных структурах. (Юрист)
- Он знает, что у мужчины длина шага 65-90 см, у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит человек бежал. (Криминалист)
- Его основная задача – обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений. Но это, если говорить кратко. А если расшифровать и конкретизировать, то в его обязанности войдут практически все функции милиции. (Участковый инспектор)
- Он первым прибывает на место автотранспортного происшествия. В его обязанности входит принятие мер по задержанию водителя, установлению свидетелей, сохранению следов преступления, сам непосредственно и контролирует безопасность движения, и принимает меры к нарушителям: от административных – штраф, предупреждение, до уголовно-правовых. (Инспектор ГИБДД)
2 ведущий: СЛАЙД №35
Как много нового мы узнали о мире современных профессий, как трудно выбрать ту самую единственно правильную из всех, но попытайтесь хотя бы определить сферу деятельности , которая вас привлекает и в которой вы могли бы реализовать себя. Они перед вами
- -профессии, связанные со сферой управления
- -профессии, связанные с внедрением компьютерной техники
- -строительные профессии
- -профессии в области здравоохранения
- -профессии в области информации и связи
- -профессии, связанные с банковским делом
- -профессии в сфере производства
- -профессии, связанные с туристическим сервисом.
(Ребята делают выбор)
Определившись со сферой будущей деятельности, вам будет гораздо легче выбрать конкретную профессию.
1 ведущий: СЛАЙД №36
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Если вы нарисовали лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
2 ведущий: Ребята, а вам интересно, какие профессии будут востребованы через 6-7 лет? Предлагаем вашему вниманию данные специальных социологических исследований СЛАЙД №37
1 ведущий: Дорогие ребята, так уж совпало, что в этом учебном году мы с вами вместе и 8,и 9, и 10 классы предприняли экскурсию в рамках профориентационной работы на наш Навашинский хлебозавод. Давайте вспомним, как это было.
(Презентация)
Приятные воспоминания, не так ли?
2 ведущий: Мы предлагаем вам прямо сейчас совершить нечто подобное, только заочно. Мы можем отправиться на виртуальную экскурсию на Арзамасский машиностроительный завод и Павловский молочный завод, которые расположены на территории Нижегородской области.
(ВИДЕОРОЛИКИ)
1 ведущий: Мы и не предполагали, что так много удивительно интересного находится совсем рядом с нами.
А сейчас настал момент выяснить, на какой стадии профессиональной подготовки вы находитесь. СЛАЙД №38.
Вопросы анкеты:
1. Определились ли вы с выбором профессии?
2. Кем вы хотите стать?
3. Что вы уже сейчас делаете для реализации своих планов?
4. Кто или что может вам помешать в достижении целей?
5. Над какими негативными личными качествами вам необходимо поработать для самосовершенствования?
2 ведущий: Время идет, многое меняется. Вы взрослеете. Вы идёте навстречу жизни. Идёте в жизнь со своими мечтами, идеалами, желаниями.
1ведущий: Возможно, кто-то мечтал о карьере журналиста, а вдруг после нашего классного часа подумал о рабочей специальности, это не страшно, главное сделать вовремя правильный выбор.
2 ведущий:А если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее.
1 ведущий: И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
2 ведущий: Но многое зависит от самого человека. Не так мало молодых людей, которые могут сказать: "Мне уже восемнадцать, я иду в этот мир с определенным багажом знаний и навыков. Но мне еще только восемнадцать, впереди у меня много дней, которые я проведу с пользой для себя, своей будущей семьи, своего Отечества".
1 ведущий: Трезво оцените свои желания и способности. Если вы серьезно подойдете к выбору профессии, получите хорошее образование, будете специалистом высокой квалификации, вы будете конкурентноспособны на рынке труда и вам будет не страшна безработица. Пусть ваш выбор будет правильным!
И обязательно нужно верить, что счастье не пройдет мимо. Нужно за него бороться. И тогда мы его обязательно найдём!
СЛАЙДЫ №39-40
*****2 ведущий:
*****Рефлексия.
Метод незаконченных предложений.
- Сегодняшний разговор натолкнул меня на мысль…
- При выборе профессии для меня главное….
- При выборе профессии я обращусь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...
Открытый классный час " Дорога в завтра"
Данный классный час направлен на то, чтобы учащихся еще раз серьезно осмыслили вопрос о поиске выбора профессииКлассный час носит и ознакомительный характер, а именно познакоми...
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда. Большинство подростков хотят иметь интересную и в...
Классный час "Дорога в завтра"
Классный час по профориентации в 9 классе ...
«Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )
laquo;Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ) Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формиров...
Классный час "Дорога в завтра" (профориентация)
Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному професс...
Разработка воспитательного мероприятия профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"
сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональн...