Разработка воспитательного мероприятия профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"
классный час (8 класс)

сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору и росту; побуждение детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_praktika.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации для учащихся 8 «А» класса

«Наша дорога в завтра»

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

 Эзоп

Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору и росту; побуждение детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Задачи:

  1. Активизировать интерес обучающихся к самостоятельному выбору будущей профессии;
  2. Помочь овладеть инструментами осознанного и ответственного выбора профессиональной деятельности в жизни;
  3. Формировать нравственные качества (ответственность, уважение к людям, самоуважение и т.д.), развивать логическое мышление и умение, аргументировано вести беседу.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, бумага, ручки, мешочек.

Участники: 8 «А» класс.

Методы: словесный, наглядный.

Формы: информационно-просветительская беседа с игровыми элементами.

Приёмы: тестирование, тренинг, беседа, обсуждение, анализ.

Время: 40 мин.

Структура занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией);
  3. Заключительная беседа.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя по миру профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

А что вообще такое профессия? Есть ли разница между понятиями «профессия» и «специальность»?

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. (Например, профессия – врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург).

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

  1. Информационный блок.

Как вы думаете, как люди выбирают профессию? Существуют ли вообще какие-то способы ее выбора?

Условно мы можем выделить три способа выбора профессии:

1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора? 

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? В чём его минусы?

3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей, желаний, своих моральных и физических возможностей.  

В действительности выбор профессии нередко происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.  

Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии:

  1. Знания о профессиях и их востребованность. 

Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

  1. Склонности (интересы, мотивы труда). 

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.

  1. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
  2. Уровень притязаний и самооценка. 

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их.

  1. Мнение родителей, семьи. 

Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

  1. Мнение сверстников. 

Часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

  1. Позиция учителей, профессионалов. 

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.

  1. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще?

А ещё при выборе профессии необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.

В настоящее время в мире насчитывается всего около 50 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8—10 лет. Профессии постоянно меняются по своему содержанию, форме. Неизменным остается то, что все профессии в нашем мире можно условно разделить на пять категорий:

  1. человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
  2. человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
  3. человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
  4. человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
  5. человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Я хотела бы предложить вам пройти небольшой тест и узнать, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Внимание на экран.

В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление / концерт / мероприятие.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

А теперь подсчитаем количество набранных баллов. За каждый ответ А – 1 балл, Б – 2 балла и В – 3 балла. Суммируйте.

Подведем результаты:

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Такие люди будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Им подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Такому типу людей подойдут любые профессии.

Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Ребята, этот тест, конечно же, - очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Встречается много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Как мы уже сказали, рынок труда - сфера непредсказуемая, однако некоторые исследования и прогнозы сделать можно. Итак, согласно исследованиям социологов, десять самых востребованных профессий ближайшего будущего для разных стран мира это: инженеры, специалисты в сфере ИТ, специалисты в сфере нанотехнологий, специалисты в сфере биотехнологии и биоинженерии, специалисты в сфере маркетинга, специалисты в сфере сервиса, специалисты в области логистики, специалисты по экологической безопасности, специалисты в области медицинских исследований, специалисты в области химии и химических исследований.

Как вы думаете, а каковы последствия случайного выбора профессии?

Давайте прочувствуем это на себе. Предлагаю провести тренинг «Рука судьбы». На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя. Читаем. Хотели бы вы стать … ?. Смотрим эмоции, делимся ощущениями.

  1. Заключительная беседа.

В 15-16 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. Давайте вместе сформулируем правила успешного выбора профессии:

  • Необходимо изучить как можно больше профессий;
  • Важно изучить самого себя;
  • Попробовать свои силы в выбранной профессии;
  • Использовать свои таланты и способности в школьной жизни;
  • При отсутствии указанного соответствия иметь запасной вариант;
  • Выбрав профессию, проявлять настойчивость.

Существует такое замечательное выражение «найти себя». Найти себя – это значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя – длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Ребята, я желаю вам – найти себя.

Как сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

На этой доброй ноте наш классный час предлагаю завершить. Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"

Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.Цель занятия:Познакомить воспитанников с историей становления государстве...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "По дорогам сказок"

Воспитательное мероприятие для детей младшего школьного возраста, проводилось в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания....

Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Дорога Мудрости"

Дорога мудрости.Цель: Формирование у воспитанников детского дома общечеловеческих норм гуманистической морали. Задачи:         1. Прививать нравственн...

Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Дорога к Здоровью"

Дорога к Здоровью.Цель:Сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:1.     Прививать и усовершенствовать навыки личной гигиены;2.     Формировать потребность в...

Методическая разработка мероприятия по профориентации "Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего"

Мероприятие « Дорога в завтра. Выбираем профессию будущего» разработано для детей 8-12 лет, обучающихся объединений Центра дополнительного образования, с целью знакомства и формирования ин...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...