Классный час на тему «Наше здоровье в наших руках»
классный час
Цель: в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_nashe_zdorove_v_nashih_rukah.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
«Наше здоровье в наших руках»
Цель: в ходе творческой, самостоятельной индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Карточки одинакового размера с надписями: «Здоровье =», «Рациональное питание +», «Активная деятельность +», «Положительные эмоции».
- Макеты (муляжи) или рисунки продуктов питания яйца, хлеб, крупы, овощи (свекла, морковь, картофель, огурцы, помидоры и т.д.), фрукты (яблоки, груши, апельсины и т.д.),творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.
- Карточки с рисунками лекарственных растений ( малина, брусника, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.).
- Три листа с рисунками и надписями.
- «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» (Л. Н. Толстой).
- «Жизнь – это движение»
- «Любой жует, да не любой живет», «Какова еда и питье, таково и житье!».
- Мяч
- Картинка «Органы пищеварения».
- Небольшие сообщения, подготовленные учащимися:
- «Почему нельзя есть на ночь»;
- «Удивительная травка»;
- «Зачем нужна зарядка»
- «Если трудно встать на зарядку…»;
-«Зачем нужно закаливание»;
- «Как правильно закаливаться»;
-«Удивительные точки»;
Оформление доски: Тема классного часа, три листа с рисунками и надписями, высказывание Д.С. Лихачева: «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами».
Ход классного часа
Учитель: Всем известна пословица : «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят?
(Ответы детей : «Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешает боль, болезнь т.д.)
Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята , а что нужно для того , чтобы быть здоровым человеком? (Ответы: «соблюдать режим дня, правильно питаться, закаляться, заниматься спортом и т.д.)
Итак, назовем первую предпосылку здоровья.
- Рациональное питание.
На доске лист с рисунком и надписью: «Любой жует, да не любой живет».
Учитель: На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное т.е. разумное, питание. Мы то, что мы едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? ( Ребята перечисляют продукты питания.)
- Игра «Полезные и вредные продукты». На столе разложены макеты или рисунки продуктов питания, творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.
Задание: Разделить продукты питания: в одну сторону – вредные, а в другую – нужные и полезные для организма.
- Игра «Витамины». Ребята внимательно поочередно из коробки муляжи или рисунки продуктов питания и рассказывают, чем полезен данный продукт и какие в нем витамины. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибается.
Учитель: Важно не только, что мы едим , но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь . Почему все в один голос утверждают, что это вредно? Давайте выясним.
- Сообщение учащегося « Почему нельзя есть на ночь?»
Посмотрите на рисунок: желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, желчный пузырь – это наши органы пищеварения. Как они работают? Пища попадает в желудок, и там перевариваются самые крупные куски. Потом она отправляется в двенадцатиперстную кишку, где уже происходит полное переваривание пищи и разложение на такие мельчайшие частички ( о них мы узнаем в VIII классе), которые могут поглощаться кровью и питать наш организм. Для того чтобы пища переработалась, нужны специальные вещества – желчь и поджелудочный сок. Печень вырабатывает желчь и хранит ее в желчном пузыре. Как только пища попадает в двенадцатиперстную кишку, желчный пузырь сокращается, и желчь по протоке попадает в двенадцатиперстную кишку , а в это же время поджелудочная железа выделяет сок. Начинается процесс пищеварения. Все прекрасно! Но все дело в том, что наша двенадцатиперстная кишка ложится спать вместе с нами, «засыпает», т.е. перестает работать.
Что же происходит? Желудок отправляет пищу на доработку в двенадцатиперстную кишку , а она уже спит. Кишка растянута, сигнал дан : желчный пузырь и поджелудочная железа выделяет желчь и поджелудочный сок, но двигаться им некуда - кишка спит и не сокращается, и они возвращаются обратно. Желчь застаивается в желчном пузыре, сгущается и постепенно каменеет. А ферменты поджелудочной возвращаются обратно и принимаются «переваривать» ткани самой поджелудочной железы. В итоге железа воспаляется (диагноз – панкреатит), а в худшем случае может омертветь (диагноз- некроз).
Получается, что пока человек спит, в его организме идет настоящая химическая война. Поэтому не зря врачи говорят, что последний раз пищу нужно принимать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.
И конечно, огромное значение имеет качество водопроводной воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Качество ее в разных городах и территориях различно. Причин здесь много. Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это делает? Какие фильтры вы используете?
Учитель: Если мы недостаточно следим за своим здоровьем, то обязательно заболеваем и…лечимся. А чем лечимся? Какие вы знаете лекарства? (Называются разные таблетки.) А какие природные лекарства вам известны? (Называются малина, шиповник, алоэ, подорожник и т.д.) Послушайте рассказ об удивительно полезной травке, по которой мы ходим и не замечаем ее, а если будем о ней знать, то и в аптеку реже ходить придется.
- Сообщение учащегося «Удивительная травка»
Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Называют ее по разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш – это эффективное противовоспалительное, антисептическое средство, а при гриппе и ангине – сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе.
- Игра «Зеленая аптека».
Задание: выбрать те растения (карточки с иллюстрациями), которые нам помогут при:
- при порезе пальца;
- простуде;
- нехватке витаминов;
Итог. Итак, рациональное питание- это потребление чистых, натуральных продуктов, лечение природными лекарствами и обязательное соблюдение режима питания.
На доске появляются карточки «Здоровье=рациональное питание+».
- Активная деятельность.
на доске лист с рисунком и надписью : «Жизнь - это движение».
Учитель: Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А как правильно ее делать?
- Сообщение учащегося «Зачем нужна зарядка? Какой она должна быть?»
Учитель: Проблема часто не в том, что не хочется делать зарядку, а в том, что очень не хочется вставать рано. Так что же делать?
- Сообщение учащегося «Если трудно встать на зарядку…».
Учитель: Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать?
(На свежем воздухе) Это уже закаливание. Чем оно полезно? Как правильно этим заниматься? Давайте послушаем.
- Сообщение учащегося «Зачем нужно закаливание?».
- Сообщение учащегося «Как правильно закаливаться».
Учитель: Послушайте рассказ об удивительных точках, при воздействии на которые наш организм становится крепче, повышается иммунитет.
- Сообщение учащегося «Удивительные точки».
Учитель: Ну и конечно, соблюдение личной гигиены –это тоже активная работа над своим здоровьем.
Что такое гигиена? (ответы учащихся). Вы соблюдаете ее? Поиграем в игру «Незаконченное предложение». Я начну, а вы по цепочке продолжайте.
- Игра «Незаконченное предложение».
Я аккуратный, чистоплотный человек. Я умею следить за собой, потому что я уже взрослый. Я соблюдаю правила личной гигиены.
Утром я …
В школе я …
Когда прихожу из школы …
А вечером я всегда …
Существует прекрасное выражение: « В жизни все в твоих руках – держи их в чистоте!»
Итог. Соблюдение личной гигиены, закаливание, зарядка – все это составляющие активной деятельности.
На доске появляются карточки
«Здоровье = рациональное питание +активная деятельность+»
- Положительные эмоции.
(На доске лист с рисунком и надписью : «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л.Н. Толстой )
Учитель: Зная все это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни ( т.е. то ,как мы живем каждый день). Что же нам мешает? Какую причину вы считаете главной?
(Ребята перечисляют : отсутствие времени, лень и т.д. Идет обсуждение. )
Да, конечно, лень, но с ней способна справиться только личная воля человека. Нужно поставить перед собой цель и добиваться ее во что бы то ни стало. Немецкий философ Ницше сказал : «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как». Но бывает, что человек на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует, даже злорадствует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. Конечно , обстоятельства бывают разные, всегда может произойти то, что принесет грусть, печаль, иногда и горе. А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое и психическое здоровье?
( Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты…).
- Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты.
Учитель: Прочитайте высказывание Д.С. Лихачева (на доске): «Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами». Сделать это бывает непросто. Давайте представим различные ситуации.
- Разыгрывание ситуаций.
- Вы пришли с улицы на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).
- Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадает. Что вы скажите родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?
- Предложите свои ситуации и их решение.
Итог. Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» ( Л.Н. Толстой). Дошло до нас и мудрое наставление древнего китайского философа Конфуция: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.
На доске появляются карточки «Здоровье=рациональное питание+ активная деятельность+ положительные эмоции».
А в заключении познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».
Литература:
- Драгомилов А.Г. Биология. 8 класс.- М.:Вентана-Граф,2001.
- Первое сентября (газета). 2 ноября 1999.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение, 1996.
- Товпинец И.П. Естествознание : Учебник-хрестоматия для 3 класса.-М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"
В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....
классный час в 6 классе "Наше здоровье - в наших руках
классный час с презентацией и викториной в 6 классе...
классный час на тему "Наше здоровье- в наших руках"
Материал содержит разработку для учащихся 5-7 классов на тему " Наше здоровье - в наших руках!" в форме личностно-ориентированного классного часа....
классный час "Наше здоровье в наших руках"
Целью классного часа является формирование у учащихся понимания необходимости вести здоровый образ жизни....
Открытый классный час на тему «Наше здоровье в наших руках»
Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни;способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обра...
Классный час на тему " твое здоровье в твоих руках"
В данном материале подробно описано как проводить классный час...
Классный час на тему: "Мое здоровье в моих руках"
Классный час на тему: "Мое здоровье в моих руках"...