"Правонарушения – дорога в пропасть"
методическая разработка
- расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
- развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
"Правонарушения – дорога в пропасть"
- Охтомова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы
Цель классного часа:
- расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
- развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
Оборудование: мультимедийный проектор.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ничто мы так плохо не знаем, как то,
что каждый должен знать, – закон.
О.Бальзак
Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.
Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)
По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)
Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)
Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)
Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)
А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)
Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)
В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.
Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)
Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)
Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)
Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)
Из уголовного кодекса Российской Федерации.
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)
- Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
- То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание
Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?
Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)
Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
- Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
– Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.
– Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на
Слайд № 16)
А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)
Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.
Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.
Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)
Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.
Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?
Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?
Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.
Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)
- Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
- Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
- Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.
Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.
Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.
Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.
“Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.
Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.
Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?
Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.
Познай людей и самого себя (Слайд № 23)
Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:
- Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
- Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
- Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
- Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
- Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?
Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.
Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антинаркотическая акция "Жизнь над пропастью"
Предлагаемая методическая разработка антинаркотической акции сочетает инновационные образовательные педагогические технологии и возможность активной внеклассной работы с коллективом ...
ПРОЕКТ "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке"
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ детей и учащейся молодёжи (КИД) является самостоятельным добровольным объединением, имеющим целью своей деятельности воспитание подрастающего поколения в духе мира, патри...
классный час "Правонарушение- дорога в никуда"
разработка классного часа для учащихся 7-9 классов.данная разработка содержит материал, позволяющий раскрытьпонятие" правонарушение", показать виды ответственности....
Программа "ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»"
В программе изложены основные принципы работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Программа содержит пояснительную записку, план профилактической работы, особеннос...
Правонарушения – дорога в пропасть
Классный час...
Внеклассное мероприятие: «Правонарушения – дорога в пропасть».
Цель: - профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.Задачи: • образовательные: прио...
Методическая разработка. Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Дорога жизни»".
Долгосрочная программа для средней общеобразовательной школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Программа рассчитана на пять лет....