Воспитательный потенциал классного часа
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
для педагогического совета
Тема «Воспитательный потенциал классного часа»
Дата: 28.10.2019 г.
Докладчик: Матвеев А.В.
Тургенево, 2019
В современном обществе предъявляются высокие требования к системе школьного образования. Эти требования, помимо знаниевой компоненты, отражают ожидания социума к качеству воспитания подрастающего поколения. Школа, как ни один другой социальный институт, обладает нужным инструментарием и методами воспитательной работы. Главной формой такой работы был и остается классный час.
В «Законе об образовании» РФ понятие «воспитание» имеет следующее определение – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, эта деятельность и будет лежать в основе работы классного руководителя во время классного часа. Деятельность педагога в данном случае осуществляется строго в пределах должностных полномочий.
Наиболее точным определением классного часа, с точки зрения системно-деятельностного подхода, можно считать следующее «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (определение дано доктором педагогических наук, профессором Надеждой Егоровной Щурковой).
Исходя из названных определений «воспитания» и «классного часа», можно сделать некоторые выводы.
Прежде всего:
- Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
- Это форма общения педагога и обучающихся, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
- Формирование классного коллектива как благополучной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
- Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
- Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
- Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
- Формирование чувства ответственности и многое другое.
Для полноценной реализации воспитательного потенциала классного часа, важно использовать следующие компоненты:
- Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
- Содержательный. Включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
- Организационно-деятельностный. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта.
- Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации.
Классный час может проводиться в форме классного собрания, экскурсии, тематической лекции, диспута, встречи с интересными людьми, интерактивной игры, сюжетно-ролевой игры. Качественный процесс воспитания невозможен без понимания учеником поставленного на нем вопроса. Необходимо учитывать возрастную психологию во время восприятия материала, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Обычно классные руководители, сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. Назидательным тоном сообщают о пробелах в воспитании. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. На современном классном часе целесообразно использовать современные технологии и методики. Например, технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток (автор методики ученый-педагог Николай Петрович Капустин).
Технология классного часа | Методика классного часа |
Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин) | Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год) |
Изложение «Я-позиции». Причина «Я-позиции» (7 мин.) | Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? 2. Что каждому из вас мешает лучше учиться? 3. Что может помочь вам в учебе? |
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов)(7 мин.) | Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы: 1. В жизни существуют две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. 2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться, 3, Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? |
Дискуссия (10 мин.) | Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы |
Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу Отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й. 3-й — желающие | 1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему? 2. Что понравилось, почему? 3. Что не понравилось, почему? |
Свободной выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.) | Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Черев месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен |
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению | Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слове слово что-то исправить в своем поведении |
Мониторинг — отслеживание изменений в поведении детей | Наблюдение |
Тематика классных часов определяется направлениями воспитательной работы школы. Направления:
1.Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
2.Духовно-нравственное воспитание и приобщение к духовному наследию
3.Профилактика асоциального поведения обучающихся
4.Экологическое воспитание
5.Популяризация научных знаний
6.Формирование культуры здоровья
7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
8.Развитие и расширение воспитательных возможностей в системе образования
9.Поддержка семейного воспитания
Комплексная реализация этих направлений позволяет сформироваться гармонично развитой личности.
Таким образом, в современной системе образования имеется четкое определение воспитания. Школа должна сделать все возможное для воспитания подрастающего поколения. Главной формой воспитательной работы по-прежнему остается классный час. Но его содержание, технология и методика реализации должны соответствовать современным тенденциям. Для качественного воспитания важно делать упор на рефлексии обучающихся, помочь в формировании чувства ответственности. Только в этом случае воспитательный потенциал классного часа будет реализовываться в полной мере.
Литература:
1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе:
методическое пособие для классного руководителя. – М.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Наукова думка.
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.:
Педагогика.
4. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания на развитие
творческих способностей (рабочая тетрадь), часть1-2. М.
5. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М.
6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. –М.:
Педагогическое общество России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступрение на МО классных руководителей "Использование воспитательного потенциала притч".
Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития школьников....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Анализ воспитательного мероприятия: классного часа «Школа вежливости»
Vероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; форми...
Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов
Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»
В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...
Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 11 класса по теме «Сохраним Петербург для потомков»
Классный час проводится в 11 «С» классе. Познавательная активность в данном классе невысокая, так как большее внимание ребят направлено на спорт.Актуальность темы: данный год имеет два важ...
О способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.
Статья поможет классному руководителю выработать стратегию воспитательной работы в классе, построить эффективную работу классного коллектива....