Формирование толерантного поведения в школьном коллективе
статья
Информирует о видах толерантности, может быть использована на классных часах учащихся старших классов школ , учащихся СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формирование толерантного поведения в школьном коллективе" | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Уткина Е.Н., Рахманова Л.А. СПб ГБ ПОУ «Училище олимпийского резерва№2( техникум)»
Формирование толерантного поведения в школьном коллективе
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям.
Одной из актуальных в современном многонациональном российском обществе проблемой является формирование толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им. Российским правительством разработана и принята Федеральная целевая программа: "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе", целью которой является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция "Я и общество", складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательного процесса.
Толерантность, по сферам проявления, делят на научную, политическую, административную и педагогическую. Относительно личности психологами различаются несколько видов толерантности:
Толерантность естественная (натуральная).
Она подразумевает доверчивость и любознательность, изначально присущие и свойственные маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его "Я", поскольку процесс персонализации, т.е. становления личности, еще не привел к расщеплению социального и индивидуального опыта, поведения, переживания, к существованию обособленных планов и т.д. Соответственно естественная толерантность позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до жестокого обращения с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и способствует сохранению позитивного отношения к семье, но с другой стороны - неизбежно невротизирует формирующуюся личность, способствуя снижению чувств, переживаний, способность принятия себя, своего опыта.
Толерантность моральная.
Этот тип толерантности означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним "Я" человека). Проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Она присуща большинству взрослых людей.
Толерантность нравственная.
Нравственная толерантность в отличие от моральной, на языке специалистов, предполагает доверие и принятие, которые ассоциируются с "внутренним Я" человека и его сущностью. Она включает как осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств, так и уважение ценностей и смыслов, значимых для других. Это дает личности возможность выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Это и есть зрелая, истинная толерантность. Для оценки уровня нравственной толерантности специалисты разработали психологические портреты, используя соответствующие критерии. Они могут послужить оценкой для любого, кто захочет убедиться в своей толерантности.
Что свойственно человеку толерантному (Т) и интолерантному (И):
1.Знание себя
Т: адекватно оценивает себя и окружающих, старается разобраться в собственных достоинствах и недостатках, своих проблемах, способен относится к себе критически.
И: преимущественно замечает у себя достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает позицию обвинителя.
2. Защищенность
Т: не сомневается, что справиться с любой возникшей задачей, уверен в себе.
И: во всем видит угрозу, опасается своего социального окружения и самого себя.
3. Ответственность
Т: сам отвечает за свои поступки, не перекладывает ответственность на других.
И: беспричинно подозревает, что ему вредят, снимает с себя ответственность за происходящее, считая, что происходящие события от него не зависят.
4. Потребность в определении
Т: стремится самореализации, творчеству, к работе.
И: ''пусть кто-нибудь другой, но не я…''- отодвигает себя на второй план.
5. Чувство юмора
Т: способен посмеяться и над собой, живо реагирует на шутки.
И: Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес, апатично либо мрачно воспринимает юмор.
6. Авторитаризм
Т: предпочитает демократические начала.
И: предпочитает жесткую власть.
Следовательно, толерантность – это результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности, а не просто отдельно взятое качество.
Толерантность религиозная.
Религиозная терпимость означает признание других религий, при этом значение религии собственной не снижается. Проверкой толерантности в области религии выступают отношения к экстремизму и глобализации, степень лояльности к лицам иного вероисповедания, безрелигиозности и атеизму, трактовка роли и места религии в жизни общества и человека, допущение религиозного плюрализма, понимание соотношения религии и науки. Примечательно, что в западной цивилизации проблема толерантности впервые возникла именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.
Толерантность этническая.
Перемены, произошедшие в России в области экономики и политике в течение последних десятилетий, сильно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, рост национального самосознания, приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межнациональным и межэтническим конфликтам. Поэтому особое внимание нужно обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. Жизнь людей в современных условиях, их будущее напрямую зависят от общего положения в мире. Через средства массовой информации, туризм мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь большое влияние. Поэтому целью воспитания является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и достижениям.
В повседневной жизни через опыт, пример родных и близких, а также окружающих людей осуществляется формирование толерантности. На бытовом уровне дети постоянно, осваивают впитывают обычаи и традиции своих соседей, отношений между людьми. Взрослые и дети накапливают опыт общения в повседневных контактах и совместной деятельности. К сожалению, неприязнь к другой культуре, дух нетерпимости к образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в отдельных его институтах, так и обществе в целом. Не является исключением и школа. Проблема межличностных отношений часто встречается в школьных классах, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Поэтому особо важным является организация воспитательной работы в школе целью которой было бы расширение понятия толерантности, предоставление возможности адекватно и полно познавать себя и своих одноклассников, оценивать степень своей толерантности, воспитание чувства коллективизма, сплоченности, установление уважительных отношений между одноклассниками. Ограничение воспитания только словесными методами не принесут результата, необходимым является еще планирование коллективных мероприятий, которые будут давать возможность каждому учащемуся проявить свои лучшие качества и умения. Важным является участие не только в классных, но и в школьных, районных, городских мероприятиях, использование интернет ресурсов для коллективного участия во Всероссийских конкурсах. Только хорошо спланированная работа педагога позволит достичь желаемого результата в воспитании толерантного поведения учащихся не только в пределах школы, но и в обществе.
Формирование толерантного поведения всегда должно оставаться приоритетным направлением в воспитании школьников.
Литература:
: Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] ru.wikipedia.org
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с
Сультеев Д. Единство разных (к Международному дню толерантности) // Воспитание школьников. – 2008. – № 9.
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / под ред. В. Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004
Литература: Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков
Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у детей ст...
Инновационный опыт «Формирование толерантного поведения и культуры межнационального общения на уроках обществознания»
Инновационный опыт...
Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения
Основная цель курса заключается в формировании культуры миротворчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толерантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...
Арт-терапевтические технологии как средство формирования толерантного поведения обучающихся с ЗПР
Представлен опыт работы по сопровождению школьников с ЗПР....
Формирование толерантного поведения младших школьников в соответствии с ФГОС второго поколения
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообществ...
Рахманова Л.А.,Уткина Е.Н. СПб ГБ ПОУ «Училище олимпийского резерва№2( техникум)» Формирование толерантного поведения в школьном коллективе
Статья полезна старшеклассникам, классным руководителям для проведения классных часов. Доступно раскрывает понятие толерантности, её виды....