Методика составления классных часов
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методика составления классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_sostavleniya_klassnyh_chasov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика составления классных часов
Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
ПЕРВЫЙ ШАГ
Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).
В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
ВТОРОЙ ШАГ
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
ТРЕТИЙ ШАГ
Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов
Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
ПЯТЫЙ ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
- что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
- Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
- В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
- Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
- Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
ШЕСТОЙ ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
СЕДЬМОЙ ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Технология и методика ситуационного классного часа
Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, какситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
- Тема.
- Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
- Информация (по материалам предварительной подготовки).
- «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
- «Я – позиция» и общественно значимая норма.
- Дискуссия.
- Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
- Свободный выбор.
- Мотивация.
- Реальный результат.
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.
Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».
Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Технология классного часа | Методика классного часа |
Размещение учащихся в круге. Информация (3 мин.). | Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год). |
Изложение «Я – позиция» Причина «Я – позиция» (7 мин.). | Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
|
«Я – позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.). | Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
|
Дискуссия (10 мин.). | Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы. |
Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие. |
|
Свободный выбор. Речь классного руководителя(2-3 мин.). | Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен. |
Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению. | Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении. |
Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей. | Наблюдение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...
Методика и формы проведения классных часов
Методика и формы проведения классных часов...
Методическая разработка. Методика проведения классного часа на тему: "Захочу и брошу!" (о последствиях употребления алкоголя).
В данной методической разработке показана методика проведения классного часа на тему: "Захочу и брошу!" (о последствиях употребления алкоголя). Эта тема в настоящее время актуальна. Подробно рассмотре...
Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка»
Методические рекомендации «Методика проведения классных часов по изучению Конвенции ООН о правах ребенка» призваны помочь классным руководителям подготовиться к проведению классных часов по данн...
Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе
Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе...
Методика проведения классного часа
выступление на мо классных руководителей...