Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе
статья (11 класс) по теме
Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе
Я, Гасинюкова Ирина Павловна, являюсь классным руководителем 11а класса и руководителем школьного музея « О племени крылатых». Я хочу рассказать о роли ИКТ в гражданско –патриотическом воспитании, так как . Россия переживает сейчас сложный исторический период. Но из множества разнообразных проблем нашего времени - экономических, политических - наибольшую опасность для российского общества представляет кризис духовности. Материальные блага уже прочно заняли первые места в иерархии ценностей. Отсюда равнодушие, цинизм, падение престижа военной службы и другие негативные явления, ставшие реалиями сегодняшнего дня. Они препятствуют позитивной социализации подрастающего поколения. Человек должен искать духовной жизни: любви, доброты, чувства ответственности, благородства. Есть одна ценность, которая обнимает всё выше сказанное-это патриотизм. Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.
Компьютерные технологии помогают сегодня проводить всю патриотическую работу на современном уровне. Применение ИКТ является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко– краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как: создание виртуального музея на сайте школы. Вы можете видеть сейчас презентацию школьного музея « О племени крылатых», созданную нашими учениками. Кроме того, что она на сайте, мы используем ее при выступлениях в других учреждениях города. Наш музей - уникален Он имеет конкретную направленность Это история развития авиации в Мордовии, которая в свою очередь связана с историей нашего города с именами наших земляков. Это - дань уважения и преклонения людям легендарных судеб, героического и трудового подвига. За героизм и мужество, проявленные в годы ВО войны 16 летчикам –соколам из Мордовии были присвоены высокие звания Героя Советского Союза, из них 11 выпускникам саранского аэроклуба вот их портреты.
При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события, выполняют работу с исторической картой.
Использование ИКТ способствуют более широкому рассмотрению исследуемых вопросов
Формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, проекты “ Герой Советского Союза - В. И. Стрельченко, « Чемпионы мира-выпускники саранского аэроклуба» Великой Отечественной войны”,
В ходе работы участники проекта как бы становятся на место своих героев, “проживают” их судьбу. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие.
Использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”, работа « Племя крылатых» ,выполненная Андроновой Викой заняла 2 место на республиканском конкурсе . ; Чигаевой Екатерина заняла 3 место в олимпиаде по краеведению Девочки защищали работы, используя презентации.
Перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов, медалей, которые дороги ветеранам. Вот, например: на слайдах вы видели грамоту Британской империи, которой награждены лишь 5 граждан Советского Союза
ИКТ позволяют проводить виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как« Блокада Ленинграда “, “На Мамаевом кургане”» Курской дуге-70 лет», и т.д.;
Это не только усвоение, но и поиск новых исторических знаний. Эти новые знания приходят к ним через поисковую работу изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны. Члены кружка « Поиск» посещают ветеранов на дому, записывают интервью, видео фильмы, которые мы используем на уроках мужества, демонстрируя через проектор - получая страницы живой истории. Дети имеют возможность видеть Героев, слышать их воспоминания.
Используем мультимедийные фильмы, документальные фильмы, после просмотра идет обсуждение. Например « Гибель воздушного титаника» про стратонавтов, « Преодоление» про М Попович. Это – Герой труда, летчица, которая была у нас в музее, « Догнать и уничтожить» про М. Девятаева.
Осуществляется дистанционная работа с адресами патриотических сайтов; используем ИКТ для показа репродукций картин Например: « Бородинское сражение» и др.
В настоящее время члены кружка под моим руководством работают над созданием Книги Памяти в электронном виде. Мы собрали материал , написанный учениками о своих родственниках, ветеранах ВО войны, тружениках тыла, детях войны, систематизировали. База данных пополняется сведениями. Появляется осознание того, что самоотверженность и упорный труд народа позволили защитить Отечество и сохранить его независимость. Прикосновение к истории своей семьи, встречи с интересными людьми, причастными к важнейшим событиям страны, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Это активная практическая деятельность, направленная на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме с использованием информационных технологий.
Средства информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать уроки, классные часы, внеклассные мероприятия яркими и не забывающимися, помогают детям проживать события, связанные с тематикой мероприятия.
В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся
Всё это помогает духовно-нравственной ориентации подростков в жизни, их социальной адаптации, развитию и саморазвитию личности в целом.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и новое информационное пространство предполагает овладение умением. В ходе поисковой научно-исследовательской работы учащиеся школы соприкасаются с историей своего города, с историей конкретных людей, ищут ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий
Членами кружка издается школьная газета «Дни воинской славы» н нашей школе создан сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы — сценарии мероприятий
Очевидно, что воспитание патриотизма — трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории родной страны, чувство гордости за силу и величие Родины. Решать эту задачу помогут широчайшие возможности ИКТ, осваиваемые и используемые детьми осмысленно, в соответствие с важной для их духовного развития целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютера в воспитательном процессе
Материал "Использование компьютера в воспитательном процессе" представлен на конкурс "Фестиваль педагогических идей", проходящий в рамках школы. На конкурсе педагоги делились своими наработками,...
Внеклассное мероприятие с использованием воспитательной технологии КТД "Золотая осень" для 5 класса
Цель:повторить основные приметы и признаки осени. Использование технологии КТД....
Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией...
Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия
Выступление на МО классных руководителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия "...
Методика классного часа
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися....
Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный ...
«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»
В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...