Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"
методическая разработка по теме
Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pokolenie_next.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 3 г. Комсомольск-на-Амуре
Программа
воспитательной работы
« Поколение NEXT»
на 2011 – 2016 гг.
Паспорт программы
Наименование программы: «Поколение NEXT».
Срок реализации программы: 2011г. - 2016г.
Разработчик программы: Сафонова Ольга Вячеславовна,
классный руководитель 5Б кл.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 3
г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Целевые ориентиры программы:
- содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;
- формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;
- обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;
- формирование гражданско-патриотических качеств личности;
- формирование культуры здоровья.
Исполнители: классный коллектив, кл. руководитель,
коллектив родителей обучающихся.
Пояснительная записка
Как познать себя самого?
Отнюдь не созерцанием, только действиями.
И. Гете
Ученые убедительно доказали, что индивидуальность – это высший уровень (кульминационный этап) развития человека.
Эффективным педагогическим средством развития индивидуальности может стать комплексная форма «Поколение NEXT», участники которой создают в 5-м классе строительную компанию «Стройград» для возведения «Города наших «Я»». Образ города с его самобытностью и уникальностью соответствует своеобразию каждого ребенка. Строительство города сопоставимо с самостроительством и самовыражением ученика.
Комплексная форма – явление многогранное, целостное, все его структурные элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.
В современных условиях поставленная цель и задачи воспитательного процесса требуют особого отношения к роли классного руководителя. Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива.
Культуросозидающая роль программы – воспитание гражданственности и патриотизма.
Цель воспитательной программы – воспитание духовно-нравственной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Задачи программы воспитания:
- воспитание желания и стремления к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
- формирование гражданско-патриотических качеств личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
- формирование культуры здоровья.
Программа воспитательной работы разработана как целостная система и включает в себя принципы, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия.
Основные принципы программы:
- Принцип целостности воспитания. Научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального.
- Принцип воспитания творческой личности. Все дети талантливы, только талант у каждого свой. Позиция классного руководителя – доверие, опора на имеющийся у ребенка потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на ученическое самоуправление. Создание условий для социального становления учащихся. Создание обстановки, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Рекомендации по реализации программы «Поколение NEXT».
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – познавательные мероприятия, походы, экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Программа рассчитана на период 2011-2016гг. в процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам мониторинга, диагностик, анализа), включаться новые мероприятия.
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо создавать библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалов периодических изданий, интернет-ресурсов по направлениям воспитательной работы.
Сотрудничество со школьными службами: социально-психологической, медицинской.
Сотрудничество с организациями, учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования:
- музыкальная школа;
- художественная школа;
- дом детского творчества детей и молодежи;
- СК «Смена»;
- ДЮЦ «Дземги»;
- художественный музей;
- краеведческий музей;
- драматический театр;
- туристическое бюро «Хабаровсктурист» и др.
Направления реализации программы «Наше новое поколение»:
- работа органов самоуправления;
- трудовое воспитание;
- патриотическое и гражданское воспитание;
- развитие индивидуальных творческих способностей, ценностно-ориентационная деятельность;
- профилактика правонарушений и безнадзорности;
- коллективное дело компании «Стройград»;
- работа с семьей, родителями;
- формирование культуры здоровья.
Этапы реализации.
этап | сроки | класс | задачи этапа |
1 этап | 2011-2012 уч. г. | 5 |
|
| |||
| |||
2 этап | 2012-2014 уч.г. | 6 - 7 | 1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. |
3. Развитие условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. | |||
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. | |||
3 этап | 2014-2016 уч.г. | 8 - 9 | 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. |
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. | |||
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, самосовершенствования, самоопределения. | |||
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. |
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.
Используются следующие виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно-организаторская, предпрофильная.
Алгоритм совместной и индивидуальной деятельности
в рамках комплексной формы «Стройград»
класс | Название этапа | Главный ориентир | Название ключевого дела | Форма проведения дела |
5 | «Домик моего Я» | Оказание помощи детям в осознании неповторимости своего «я» | Домик моего «Я» | самопрезентация |
Мастерская Деда Мороза | Творческая мастерская | |||
Моя родословная | Галерея | |||
Чем богаты, тем и рады | Рекламная кампания | |||
6 | Парк успехов и достижений | Содействие детям в проявлении их индивидуальности | Фонтан идей | Проектная мастерская |
Волшебная скамейка | Час размышлений | |||
Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом | Вечер-портрет | |||
7 | Фитнес-центр «Гармония духа и тела» | Создание условий для внутреннего и внешнего самосовершенствования учащихся | Мой дневник | Мастерская |
Моя высота | Путешествие по карте индивидуального развития | |||
Здоровей-ка! | Акция | |||
8 | Трамвай желаний | Развитие у учащихся навыков деятельности по самопознанию, самоопределению и самостроительству | Перекресток моих дорог | Вернисаж творческих работ |
Дороги, которые мы выбираем | Час размышлений | |||
Остановка по требованию | Интернет-кафе | |||
Музей моего «Я» | Экскурсия | |||
9 | Мост моего выбора | Формирование у подростков способности к самосовершенствованию, адекватного выбора профессии | Мир профессий | Ярмарка |
Мост моего выбора | Защита проектов | |||
Звездный фейерверк | Шоу |
Самоуправление класса.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для реализации данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса:
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Классное собрание избирает:
• совет класса;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению класса.
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за подготовку и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизни класса, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Сектор «Труда и заботы» - организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Поколение NEXT» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.
Предполагаемые результаты.
В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:
• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
• Творческая активность обучающихся во всех видах деятельности.
Литература
- Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
- П/р Степанова Е.Н., Барановой Е.И. Воспитательные дела в классе.– М.: Творческий центр Сфера, 2009г.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры.– М.: Педагогика, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
программа воспитательного процесса "Граф Этикет"
Этикет- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда ст...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
Программа воспитательной деятельности "Росток"
Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...