Классные часы
классный час (10 класс)
Кл. час к семинару классных руководителей КГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vechnye_tsennostistsenariy_kl.chasa_.docx | 30.2 КБ |
vechnye_tsennostiprezentatsiya_k_kl.chasu_.pptx | 945.47 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1.Вечные ценности (милосердие, доброта)
(Сценарий классного часа,
подготовленного для городского семинара классных руководителей)
Цели классного часа: нравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.
Задачи классного часа: ознакомить с понятиями «милосердие», «доброта», «сострадание»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; предварительно обсудить тему беседы с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; подобрать изречения великих людей по теме.
Участники: учащиеся, классный руководитель, гости семинара, коллеги.
Ход классного часа
Дорогие гости! Мы рады видеть Вас в нашей школе.
Перед Вами мой любимый 10 класс, которых я веду с 5-го класса. Среди них многократные призеры и победители олимпиад, различных конкурсов, исследовательских работ.
Дорогие гости, с Вашего позволения мы начнем наш классный час.
Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?
Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
В обращении к ФЕДЕРАЛЬНОМУ собранию, 1 декабря, В.В. Путин процитировал слова академика Лихачева.
СЛАЙД 2(ВИДЕО)
Таким образом, мы видим, что на самом высоком уровне есть понимание того, что должна нести школа.
Школа - не химчистка, чтобы оказывать услуги, которые сейчас принято называть образовательными, школа должна давать знания и воспитывать духовно-нравственного человека, в процессе воспитания большая роль отводится родителям. Основные положения были обозначены в обращении В.В.Путина.
Ребята, что же означают слова «духовность», « нравственность»?
СЛАЙД 3
Духовность - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
СЛАЙД 4
«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Тематика классных часов по духовно-нравственному воспитанию детей весьма разнообразна. Но сегодня я хотела бы посвятить наш классный час понятию милосердия. Об этом и будем говорить…
СЛАЙД 5.МИЛОСЕРДИЕ
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Неужели все так плохо? Неужели милосердие и сострадание исчезли из нашей жизни? Попробуем ответить на эти вопросы и попробуем понять глубокий смысл слова «милосердие» на нашем классном часе.
Ребята, как вы понимаете смысл слова « милосердие»?
- Милана?
- Ислам?
- Зуля?
Хорошо! Давайте посмотрим цветок милосердия!!!
СЛАЙД 6
(Дети по очереди зачитывают определения милосердия по часовой стрелке)
Ребята, как вы думаете можно ли между этими словами и словом «милосердие» поставить знак «=», можно ли назвать эти слова синонимами?
- ответы детей...
- Действительно, ребята! Я соглашусь с вами..
Ребята, как вы думаете, модно ли сейчас быть милосердным?
- ответы детей..
СЛАЙД 7
Давайте посмотрим, что говорили о милосердии известные люди (коммент слайд презентации).
СЛАЙД 8
Ребята! Кто эти великие писатели? Узнаете ли Вы их?
Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют во многих романах и повестях Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина и в произведениях других русских классиков. Ярчайший пример милосердия в литературе — образ Сони Мармеладовой. Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова.
Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что «красота спасет мир». Я считаю, что именно красота человеческой души может спасти человечество.
Милосердие и сострадание. По определению В. И.Даля, это «сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..»
Пушкин — стих «Памятник» (читает Болатова Зульфия)
Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. Литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.
Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. Гуманизм русской литературы стал ее отличительной чертой, ее силой, обеспечил ей особое положение в читающем народе. Русская литература много сделала, чтобы воспиатть в душах сочувствие к обиженным судьбой, к бедным, одиноким, к тем, кого считают неполноценными, кого относят к отбросам общества. Бродяги, падшие женщины, блаженные, нищие, преступники — для русской литературы не существовало отверженных.
Жестокость событий начала 20 века поражает до сих пор.
Убийство царской семьи, раскулачивания, голод, унижения, насилие над собственным народом, страшный 37 год — репрессии не только отдельных людей, семей, а впоследствии и целых народов. Человеку не разрешалось проявлять милосердие и сердечность. Дети отказывались от родителей (враги народа) — это поощрялось; нельзя было оказывать послабления семьям осужденных и высланных, за это наказывали. Исключали из партии, комсомола, не позволяли поступать в институты, занимать ответственные должности. Страх сковал на годы людей. Как известно, там где страх, нет места чувствам.
В геноциде милосердия заставили принять участие искусство. Художественная литература, можно считать, изменила заветам Пушкина.
Алчность, гордыня, желание доминировать над всеми привели к началу самой страшной войны человечества.
Туда, где нет места милосердию, человеколюбию приходят безбожье и варварство.
СЛАЙД 9
«Варварство» — Муса Джалиль ( читает Лайпанов Тимур)
Есть ли место милосердию и человечности на войне? Конечно, есть. Именно на войне проявилось милосердие народа во всей своей красе. Солдаты пытались после боя помочь своим раненым друзьям, милосердием проникнуто было отношение людей к детям, чьи судьбы попали под страшное колесо войны. Но высшим актом милосердия, я считаю, отношение советских солдат к пленным. Когда те были в строю, наши бойцы безжалостно истребляли их, но когда немцы попадали в плен, отношение к ним у большинства солдат менялось. Об этом рассказывается в книгах российских писателей. В нечеловеческих условиях люди сохраняли свое лицо.
Ярчайшим аргументом, подтверждающим мои слова будет пример из художественной литературы — главный герой рассказа Шолохова « Судьба человека». Пройдя все испытания выпавшие на его долю-плен, побег, гибель семьи, главному герою удается сохранить в себе доброту и любовь к людям. Он проявляет милосердие и усыновляет сироту.
Предлагаю посмотреть самый трогательный момент фильма.
СЛАЙД 10. ВИДЕО СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.
СЛАЙД 11. Даниил Гранин — потерянное милосердие
Даниил Александрович Гранин — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, ветеран ВОВ.
Герой Социалистического Труда (1989), Лауреат Государственной Премии СССР ( 1976), Государственной премии РФ (2001) и премии Президента РФ (1998). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2005), Член ВКП(б) с 1942 года.
В 1987 году написал очерк для литературной газеты. Очерк был напечатан, хотя и в сокращенном виде. Поводом послужил несчастный случай, который случился с писателем. О чем писал Гранин?
Читает Лайпанов Тимур
Гранин никак не ожидал, что его статься вызовет такой взрыв читательского интереса, столько откликов. Буквально в течение двух-трех недель редакция получила сотни, может, и тысячи писем. Большинство из них были одобряющими, сочувствующими, от людей, которые были рады и приветствовали возвращение в их жизнь понятия «милосердие». Гранин, что называется, попал в самое яблочко, в больное место.
Проблема, очевидно, назрела. Милосердие восприняли как одну из примет перестройки, как возвращение к нормальной жизни.
Начались дискуссии. Республиканские и областные газеты перепечатывали статью. Обсуждали на мероприятиях. Влияние статьи было огромно. Я уверена, что многие пересмотрели свою жизненные принципы.
СЛАЙД 12-16 Благотворители
Одна из форм проявления милосердия — благотворительность, раздача милостыни, благодеяние. Огромное количество людей занимаются благотворительностью по велению сердца. Расскажем о некоторых из них...
1. Доктор Лиза (Хабчаева Милана)
2. Чулпан Хаматова — российская актриса театра и кино, общественный деятель. Ведущая актриса и заместитель художественного руководителя Московского академического театра « Современник». Одна из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь».
Мама трех дочерей.
Чулпан Хаматова известна своей общественной деятельностью, заключающейся в привлечении внимания общества к проблемам детей с онкологическими заболеваниями. Вместе с актрисой Диной Корзун в 2005 году организовала на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь», чтобы помочь детям с гематологическими заболеваниями. В 2006 году Чулпан и Дина стали соучредителями благотворительного фонда «Подари жизнь», помогающего детям, страдающим от онкологических и онкогематологических заболеваний.
3. Константин Хабенский (Болатова Зульфия)
4. Наталья Водянова (Ломака Татьяна)
5. Билл Гейтс, Уоррен Баффет (Лайпанов Тимур)
СЛАЙД 17. Самая известная гуманитарная организация.
Международный комитет Красного Креста — гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всем мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Они предоставляют защиту и оказывают помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного креста и Красного Полумесяца.
В 1864 году состоялась первая международная конференция Международного комитета Красного Креста.
Штаб- квартира находится в Женеве.
Швейцарский писатель и журналист Анри Дюнан в 1859 году стал случайным свидетелем битвы при Сольферино между объединенными войсками Франции, Пьенмонта и Сардинии с одной стороны и австрийской армии с другой. Дюнана потрясли картины кровопролития и человеческих страданий. После возвращения в Женеву Дюнан написал книгу
«Воспоминание о битве при Сольферино» и решил сделать все возможное, чтобы в дальнейшем уменьшить страдания воинов.
Книга получилась серьезные отклики, в итоге в феврале 1863 года благотворительная организация «Женевское общество благоденствия» сформировала комитет из пяти человек, перед которым была поставлена задача рассмотреть предложения Дюнана. Позднее, в том же году, в Женеве была созвана международная конференция, на которой и был основан Красный Крест. В качестве эмблемы общества был выбран Швейцарский флаг, на котором цвет красного поля был изменен на белый, а цвет белого креста - на красный.
Доброе всегда возвращается!!
Я уверена, это самое справедливое изречение. В ее верности я не раз убеждалась в своей жизни..
Внимание на экран
СЛАЙД 18 ВИДЕО
Очевидно, что у известных состоятельных людей больше возможностей помогать людям! Как можем мы, простые люди, помочь нуждающимся?
СЛАЙД 19 Посмотрим заповеди милосердия
(комментирую последний слайд)
ФИНАЛ
Милосердие — очень красивое слово, не только по звучанию, но и по смыслу. Это слово, как мне кажется, имеет очень глубокий философский смысл. Милосердие, на мой взгляд — это сострадание очень чувствительной и тонкой души. Чем чище, здоровее, чувственнее, нежнее и объемнее душа, тем больше в ней милосердия и проявления ее во всех формах.
Человек, обладающий порочными, грешными качествами: злоба, зависть, жестокость, предательство, алчность, неблагодарность, гордыня, ненависть, мстительность, по-моему, никогда не будет и не сможет быть милосердным.
Милосердие нужно воспитывать и прививать с детства. Если ребенок с раннего детства будет видеть негативное отношение родителей к окружению, живой природе, к животному миру, то нетрудно догадаться каким он будет, когда подрастет. Такие дети зачастую бывают жестокими по отношению ко всем и всему, и даже к родителям, не смогут сострадать чьей-то беде, горю, больному человеку и животному, то есть не смогут проявить милосердие.
Я призываю всех быть предельно внимательными, добрыми и чуткими по отношению не только к родным, близким, детям, родителям, но ко всему живому Миру.
Всех создал Бог и мы обязаны жить в гармонии с окружающей средой, сострадать ко всем и всему.
Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
Песня Булата Окуджавы — послание друзьям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовный - … всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. В.И.Даль « Толковый словарь » Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. И.Ожегов, Н.Ю.Шведова « Толковый словарь русского языка »
« Духовно - нравственное воспитание » - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).
Милосердие..
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. Лондон Д. Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам. Шекспир У. Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение? Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым Гюго В. Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях? Конфуций Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие; худшее — слабость и драчливость. Уинстон Черчилль Милосердие предпочтительнее справедливости. Вовенарг
Имена в русской литературе
Чулпан Хаматова
Константин Хабенский
Наталья Водянова
Бил Гейц
Красный крест
Заповеди милосердия: никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи; никогда не бойся понять и простить; никогда не бойся просить прощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...