Классный час "Поделись своею добротой"
классный час (5, 6 класс)

Алимасова Татьяна Вячеславовна

Классный час, посвящённый нравственному самосовершенствованию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_dobrota.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Поделись своей добротой"

Цель классного часа:

  • нравственное самосовершенствование, духовное развитие учащихся.

Задачи классного часа:

  • раскрыть сущность нравственных категорий «добро», «доброта»
  • способствовать расширению кругозора детей;
  • развивать речь, память, мышление; творческие способности учащихся;
  • воспитывать доброжелательность; потребность совершать добрые дела и поступки;
  • формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность.

Предполагаемый результат:

  • понимание, какие поступки называются добрыми;
  • формирование дружеских отношений в коллективе и с окружающими.

                                                     Ход классного часа:  

1.Оргмомент.

2.Вступтельная часть.

- Друзья, сейчас я прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём оно.

Добротой не гордятся, 
Словно списком заслуг. 
Доброта-не богатство, 
А спасательный круг. 
Доброта ходит тихо, 
Ни о чем не крича, 
Она с теми, где лихо, 
Там, где гаснет свеча. 
Она там, где устало 
Чье-то сердце болит, 
Чья-то вера пропала, 
А надежда скорбит. 
Доброта-не реклама, 
Дивидендов не ждет. 
Она просто, как мама, 
И придет, и спасет. 
Руку нежно положит 
И заглянет в глаза. 
И подняться поможет, 
И минует гроза. 

- Так о чём это стихотворение?

-Да, вы правы. В стихотворении говорится о доброте. Тема нашего классного часа: «Поделись своей добротой».  (Слайд 1) Сейчас наша задача – понять, почему это важно говорить о добре, доброте и что такое доброта.

-Итак, почему надо говорить о доброте? Какое это качество?

 - Доброта - это качество, которое ценилось ещё в давние годы. Если мы вспомним произведения устного народного творчества, то увидим, что в сказках всегда добро побеждает зло, есть много пословиц о добре, да и потом многие выдающиеся люди очень высоко оценивали это качество.

-Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай - ка», а поможет нам в этом «волшебный» сундучок, в котором спрятались сказочные предметы и половинки пословиц. Ваша задача назвать предмет, сказку и добро, которое в ней совершалось, а если вы выбрали пословицу, то её надо произнести полностью.

Пословицы:

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Сделаешь худо, не жди добра. Доброе слово и кошке приятно.
Сказки:

Цветок из сказки «Цветик-семицветик»

Волшебная палочка

-Молодцы, вы справились. Так почему надо говорить о доброте? (Доброта – важное качество).

2. Основная часть.

- Как вы думаете, что такое добро, доброта? (Ответы)

У детей на столах цветные прямоугольники.

- Если бы вы были художниками и вам предложили   нарисовать доброту, то в какой цвет вы бы её раскрасили? (Мягкие, тёплые тона).

-Давайте сейчас обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова Сергея Ивановича.

Определение читает ученик.

(Слайд 2)

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Что такое добро, доброта мы выяснили с помощью словаря. Теперь давайте посмотрим, из чего она состоит, т.е. попробуем выяснить, что она из себя представляет.

-Сейчас я предлагаю вашему вниманию слайд. Посмотрите и подумайте, что хотели сказать авторы. (Слайд о солнце 3).

- Как вы понимаете высказывание ?

Вывод: Доброта   начинается с тебя. Меняйся сам.

- Как меняться? Надо изменить свои мысли.

-Сейчас мы   в этом потренируемся.

 На доске солнце, дерево, цветок. На них написаны слова: грубость, зависть, ложь, несдержанность, пассивность.

Задание: заменить на противоположные: вежливость, щедрость, правда, сдержанность, активность.

- А сейчас повернитесь друг к другу и скажите что - нибудь хорошее.

-Легко ли это было сделать?

- Помните, как в рассказе В. Осеевой «Бабка» бабка говорила: «Обидеть- что ударить, приласкать – надо слова искать.» (Слайд 4)

 (Слайд 5)   Омар Хайям

- Какие слова мудрец называл согревающими? (Ответы детей)

(Слайд 6)

1 ученик: Спасибо. 
За что мы говорим «спасибо»? 
За всё, что делают для нас. 
И мы припомнить не смогли бы, 
Кому сказали сколько раз. 

2 ученик: Пожалуйста 
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? 
Повторяем его поминутно. 
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» 
Нам становится неуютно. 
3 ученик: Простите 
Простите, я больше не буду 
Нечаянно бить посуду 
И взрослых перебивать, 
И что обещал – забывать. 
А если я всё же забуду, - 
Простите, я больше не буду. 
4 ученик: Добрый день 
- Добрый день! – тебе сказали. 
- Добрый день! – ответил ты. 
Как две ниточки связали 
Теплоты и доброты. 
5 ученик: Доброго пути 
Нам желают: «Доброго пути!»- 
Будет легче ехать и идти. 
Приведёт, конечно, добрый путь 
Тоже к доброму чему-нибудь. 
6 ученик: Здравствуйте 
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку. 
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. 
И, наверно, не пойдёт в аптеку, 
И здоровым будет много лет. 
Учитель: Эти слова всем известны давно, 
Видишь – они просты и не новы 
Но я ещё повторю всё равно: 
- Добрые люди, будьте здоровы! 

Вывод: Надо быть вежливым.


- Мы пришли к выводу, что доброта начинается с нас самих. А на кого должны быть направлены её лучи, разобраться поможет сценка.

Автор: Готов для человечества   он многое свершить …

Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Автор: Пока еще он подвига   себе не приглядел,

Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет   подходящих дел!

Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.

Мальчик: Но он не человечество, он   старый инвалид.

Автор: Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!

Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!

Когда судьбой назначено, Вселенную   спасти,

К чему сестренку младшую на скверике пасти?!

Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ….

Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет   настоящих дел!

Автор: В своем платочке   клетчатом  в углу  ревет сестра ….

Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!

- Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

Вывод: Надо помогать тем, кто рядом.

- Можно ли принудить человека быть добрым?

-Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

-Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

- У Виктора Петровича Астафьева есть замечательный рассказ «Конь с розовой гривой». (Слайд 7) Давайте вспомним, о чём он. (Краткое содержание рассказа)

-Куда собиралась бабушка?

-Что нужно было сделать Вите, её внуку? Для чего?

-Какой вес имел в то время такой пряник? (Слайд 8) (С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята 
    левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить 
    дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом 
    откусить от коня либо лизнуть его.

- Выполнил ли мальчик поручение бабушки?

-А вот чем заканчивается рассказ, мы сейчас увидим.

Инсценировка отрывка из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Ученик, придерживая одной рукой штаны, прижав другую локтем к глазам,    завел:
      — Я больше… Я больше… Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.
      — Ладно уж, садись трескать! — все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала бабушка.      Содрогаясь от все еще не прошедших всхлипов, Витя прилепился к столу, взял со стола краюху и стал есть ее всухомятку. Бабушка одним махом плеснула молоко, со стуком поставила посудину передо ним и подбоченилась:
      — Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!..
       Витя знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению. Она должна разрядиться и должна высказать все, что у нее на сердце накопилось, душу отвести и успокоить должна. И срамила же его бабушка! И обличала же!

-Ах, ты плут, и на какую «кривую дорожку» твоё плутовство   тебя еще уведет, коли ты так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой.

 Витя уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…
      
     Потом бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж его громила.
      Было покойно в избе, однако все еще тяжело. Не зная, что делать, как дальше жить, мальчик разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…
      Он зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
      — Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…
      Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и   жизнь писателя клонится к закату, а он все не может забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.

-Почему бабушка купила пряник? (Умела прощать).

Вывод: Умей прощать.

- Многие писатели и поэты касались в своём творчестве темы добра, доброты. Не является исключением Михаил Исаковский. В копилке   поэта есть замечательное стихотворение «Вишня». Послушайте его внимательно и подумайте, что хотел сказать автор.

(Слайд 9)

 Стихотворение читает ученик.

М.Исаковский

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо,—

Все равно я вишню посажу!»

- Для чего старик решил посадить вишню у дороги?

-Мечтает ли он при этом о благодарности?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Не требуй платы за сделанное.

- В жизни с нами происходят разные события, мы совершаем поступки, которые влекут за собой разные последствия, порой самые неожиданные.

Маленькая быль о доброте.

  Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан  дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет…  доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока»!

-Чему учит эта история?

Вывод: Отвечай добром на добро.

- Январь в нашей школе прошёл под девизом «Спешите делать добро». Почему надо спешить делать добро? Ответить на этот вопрос опять поможет  рассказ В. Осеевой «Бабка»:

(Слайд 10)

«…Умерла бабка перед маем…

…Борька держал пакет с леденцами и долго вглядывался в бабкины каракули «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки.

    «Не научилась!» - подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока…»

-Так почему надо спешить делать добро? (Ответы детей).

(Слайд 11)

Сердца людей - ценней, чем золотые слитки.

Мы все должны друг другом дорожить.

Бывает – от тепла простой улыбки

Стоящий на краю захочет жить…

- Подводя итог, давайте ещё раз вспомним, что же такое доброта?

- Что значит быть добрым человеком?

- Заканчивая, хотелось бы пожелать:

(читают дети)

Добро творить спеши, мой друг, 
И для друзей и для подруг, 
Порою им бывает худо, 
Добро твое им будет чудом. 


Добро, как Божья благодать, 
Спасеньем в жизни может стать, 
Друг, не жалей огня души, 
Дарить добро всегда спеши. 


И слово доброе, и дело 
Ты применить сумей умело, 
Их не жалей любому дать, 
Добром их души исцелять. 


Такая истина бытует: 
Добра не делай – зла не будет, 
С обидой в сердце трудно жить, 
Добром за зло умей платить. 
Тот, кто добро творить умеет, 
Зла сотворить уже не смеет, 
Дари, дружок, добро дари, 
За все добром благодари.

( Слайд 12) Генри Лонгфелло (американский поэт) говорил так: «Добрые сердца – это сады. Добрые мысли – это корни, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты… Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел.»

- На этом мы и   закончим наш классный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект клуба выходного дня "Поделись своей добротой"

Проект клуба выходного дня Поделись своей добротой"    Цель, задачи, этапы проекта...

Час общения "Поделись своею добротой"

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию с презентацией в детском доме для 8-9 классов...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Классный час "Поделись своей добротой"

Цель классного часа: ·         нравственное самосовершенствование, духовное развитие учащихся.Задачи классного часа: ·...

Презентация к классному часу "Поделись своей добротой"

Презентация содержит необходимые слайды для проведения классного часа....

классный час "Поделись своей добротой"

Классный час «Поделись своей добротой»Цели:способствовать сплочению детского коллектива;дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;воспитывать способно...