Час общения "Поделись своею добротой"
методическая разработка (8 класс) по теме

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию с презентацией в детском доме для 8-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска

Подготовила и провела:

Мамазярова Н.В.

КУРСК – 2011 год.

Вступительное слово воспитателя.

Ребята, сегодня мы с вами должны понять: нужна ли людям доброта, зачем она нужна, почему надо  быть   добрым , помогает ли доброта жить. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Звучит   запись   песни и просматривается видео   «Твори  добро»   из   репертуара Шуры ( 1 куплет и припев)        

1-й ведущий. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

1 слайд В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не  воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -   школу добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым!

2 слайд Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив. И. С. Тургенев писал: «Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево».

2-й ведущий. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

3 слайд Любовь к обществу, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

3-й ведущий. 4 слайд Отрадно, что ныне возрождаются такие» забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу». ? Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам, воинам-афганцам.

Некоторые родители, даже имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.

5 слайд А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим людям.

6 слайд 1-й чтец.

На планете Земля неспокойно.    
           
Да и было спокойно на ней?        

Прекращались раздоры и войны -
      Только снова седлали коней.
      Вот и космос уже на примете,
      Став над пропастью, в бездну глядим.
      Как земли неразумные дети
      Рубим сук, на котором сидим.
 Не спасет ни утроба отсека,
 Ни глубинное в недрах жилье.        

 Человек, полюби человека!

 Только в этом спасенье твое!

                                         (П. Кобраков)

7, 8,9 слайды 2-й чтец.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.            

Гнев на друга, может быть, мгновенный,        

Изливать покуда не слеши.                    

Может, друг твой сам поторопился              

И тебя обидел невзначай,        

 Провинился друг и повинился,

 Ты ему греха не поминай.

 Люди, мы стареем и ветшаем

 И с теченьем наших лет и дней

 Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей

На земле друзей не так уж много.

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил.

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил.

Сколько от меня друзей ушло

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду.

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды        

 Или не простившие меня.

                             (Р. Гамзатов «Берегите друзей!»)        

10 слайд 4-й ведущий. Совершая по собственной инициативе добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий: «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?»

'

«Против всего можно устоять, но не против доброты», - говорил французский мыслитель Жан Жак Руссо.

11 слайд 3-й чтец.

Лучами, земля опоясана.

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!        (П. Елфимов)

 12 слайд   1-й ведущий. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.

13 слайд 2-й ведущий. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека пока и нет значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее.

Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической  поэмы» А. С. Макаренко. Замечательный педагог доверил своему воспитаннику, бывшему вору Карабанову, значительную сумму денег. Этот факт так потряс юношу, что с того момента он поверил в себя и начал новую жизнь. Со временем юноша стал верным помощником А. С. Макаренко.

14 слайд 3–й ведущий. Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Но все-таки дадим вам несколько советов. Избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. "Ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, злым, несдержанным. В споре будьте тактичными, сдержанными. Никогда никого не упрекайте. Правда, говорящему нередко  кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания. Если всё-таки упрёки прозвучали,  ссора состоялась - миритесь!

Звучит запись песни и просматривается видео  «Давайте говорить друг другу комплименты» Б. Окуджавы.

Слайд бездомные животные 2-й вед. Нельзя причинять страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Пусть примером для вас станет отношение поэта Сергея Есенина к животным: «...и зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове».

Звучит запись песни и просматривается видео  «Пропала собака по кличке «Дружок»

Сценка «Грустный щенок Кузя»

Кузя: Какое солнышко тёплое;

          И утро чудесное! А мне грустно...
        А почему - сейчас поймете.

        Я об этом песенку сочинил.

(Поет песенку на мотив песни «Крутится- вертится шар голубой»)

 Жил-был на свете грустный щенок.

Добрые руки найти он не мог,

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали - только всего.

А беда в том, что я не очень красивый... Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный... Лохматый... Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили... Почесали мне за ушком... Просто позвали: «Кузя!» Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень-очень буду любить.

Появляется девочка. Кузя сначала настораживается, за
тем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки.  
Мама. Ты что?! С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может, он бешеный? Идем отсюда скорей! (Тащит девочку за руку.)

Кузя (с отчаянием). Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!

По сцене из одного угла в другой идет прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи.

Прохожий. Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе бы я их всех, всех...

(Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку.)

 Кузя. За что вы «меня? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может, любите рыбок?

Прохожий (сердито). Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? (Уходит, стуча палкой.) Развели тут собачье! Всех вас надо...

Кузя выглядывает из-за скамейки. Появляется мальчик фотоаппаратам.

Ой какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка, стой! (Щелкает затвором.)

Подходит мама мальчика.

Мама (недовольно). Нашел кого снимать! Бродячего пса! Фу!

Мальчик. Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он все понимает. Возьмем его?

Мама. Кого? Этого страшилу?

Мальчик. Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх, другое вниз...

Мама. Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.

Мальчик. Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.

Мама. Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем! (Тащит за собой упирающегося мальчика.)

Голос из зала. Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!

Мама. А вы чего ввязываетесь в наш разговор?

Голос из зала. Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше! Не просит, чтобы его взяли.

Кузя (тяжело вздыхая). А зачем? Все равно я никому не нужен... Никому!

Начинает играть музыка В.А. Моцарта и появляется, слепой старик, которого ведет за руку внучка. Они садятся на скамейку, дедушка сидит думает, внучка играет.

Внучка. Садись, дедушка, отдохни на скамейке. (внучка замечает Кузю.) Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?

Кузя (обреченно). Я ничей.

Внучка. Дедушка слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!

Дедушка. А уроки когда делать будешь? Тебе со мной хлопот хватает... Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!

Кузя. Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.

Дедушка. Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну раз ты ничей - будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем. (Гладит Кузю.) Ты будешь верным другом, я знаю (Кузя заливается счастливым лаем.)

Участники инсценировки поют:

Жил-был на свете добрый щенок,

Добрые руки найти он не мог.

Добрые руки, чтоб взяли его

И не бросали - только всего.

Я себе хозяев хороших нашел,

В дом вместе с внучкой и дедом пришел.

Буду им долго и верно служить,

Дедушку сам на прогулку водить!

Музыка весёлая играет, уходят.

1-й ведущий. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину; она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

Звучит запись птичьих голосов.  Презентация « Птицы зимой»   

6-й чтец.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.        

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(А. Яшин «Покормите птиц!»)

Слайд «Русское раздолье»

7-й чтец. Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,

Желанней и родней не знаю я земли.

Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,

И детства боль, и в небе журавли..

Россия, Россия - нет слова красивей.

Любуюсь я тобой, дыханье затая.

Россия, Россия, Отчизна милая моя!

В ромашковом снегу широкая дорога -

По ней отец ушел в свинцовую пургу.

И памятник ему, торжественный и строгий,

Стоит теперь на волжском берегу.

Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность

И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.

Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,

А в трудный час я жизнь тебе отдам!

(Ф. Лаубе)

Презентация «Природа»

 8-й чтец. Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбой...

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобой.

Ты оглянись, ты окунись

В её рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы –

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями –

Уже ручей звенит струной!

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода.

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

Где красота - там доброта,

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта,

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ты добротою поделись!

Опять в жару горят леса

И раскалённо дышит полночь.

Опять я слышу голоса

       Зверья, зовущего на помощь,

       Мечущегося меж камней

       В капкане бедствия лесного.

      В час верной гибели своей

Оно мне все простить готово:

И порохом пропахший век,

И смрадный от бензина ветер.

Оно кричит мне:

«Человек, Спаси!

Ты можешь все на свете!»

                                                                  (В. Молодяков)

Звучит запись песни «Просьба» и просматривается видео о браконьерстве (музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского).

2-ой вед. Рассказ «Старый повар» К. Паустовского

Почти двести лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин - единственное богатство жившей вместе с поваром его восемнадцатилетней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал:

- Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти к нам в дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! - сказал он. - Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал.

«Мне тяжело теперь вспоминать об этом . скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» «То, что вы совершили не есть грех и не является кражей. – сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне ваше последнее желание».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии! - Я делаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее е молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо», - сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. «Хорошо, - повторил он. - Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит запись фрагмента одного из произведений Моцарта и просматривается видео)

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. «Мария! - вскрикнул старик, задыхаясь. - Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»

«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», - ответил незнакомец.

1-й ведущий. Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

Звучит песня «Мы желаем счастья вам!» из репертуара группы С. Намина «Цветы».(минусовка)

2-й. ведущий.

В светлом доме этом стоквартирном нашем

Мы порой с соседом незнакомы даже.

 - Здравствуйте, - скажите, - честь нам окажите,

Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,

 А зато с улыбкой, а зато с приветом.

Не с коварным зельем, что вредит здоровью,

А зато с весельем, а зато с любовью.

Серебра и злата нет в чертоге нашем,

Чем душа богата, тем вас и уважим.

За чайком с печеньем ласковым почтеньем,

Тихою беседой, дружеством согретой.

С родственным доверьем, с искренним участьем

Поровну поделим горести и счастье.

Дружат пусть под светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости.

В гости приглашайте, приходите в гости!

Подведение итогов мероприятия .

Выносится плакат с солнышком, дети должны прикрепить к нему лучи со словами:

Воспитатель:

-В жизни вас ждет много славных дел, вы узнаете много нужного, важного, интересного, получите определённый багаж знаний. Это, конечно , всё нужно и важно. Но, есть ещё более важное: вы должны стать духовно богатыми, т. е. прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: отзывчивыми, смелыми и вежливыми. Ребята, больше в жизни улыбайтесь и дарите улыбку людям.

Я считаю, что человек сам себя воспитывает, а я , как воспитатель, должна вам только помочь в этом. Давайте, перечислим: какие качества характера в будущем будут говорить о нашем духовном богатстве?

доброта;

чуткость;отзывчивость;честность;щедрость;человечность;доброжелательность;милосердие;умение прощать.

-Как вы должны себя вести, чтобы стать такими?

Дети:

помогать друг другу;

любить своих родителей;

помогать старшим;

заботиться о младших;

бережно относиться к природе;

заботиться о птицах, животных;

любить свою Родину.

-Вот и подошёл к концу наш семейный вечер. Я, думаю, сегодняшний день запомнится вам. Надеюсь, что все, что вы сегодня здесь услышали, не оставит вас равнодушными. Я верю в это! Давайте пожелаем друг другу счастья!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект клуба выходного дня "Поделись своей добротой"

Проект клуба выходного дня Поделись своей добротой"    Цель, задачи, этапы проекта...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

"Поделись своей добротой".

В жизни по-разному можно жить –Можно в беде, а можно – в радости,Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно так:На рассвете встать –И, помышляя о чуде,Рукой обожженною солнце достатьИ п...

Классный час "Поделись своей добротой"

Цель классного часа: ·         нравственное самосовершенствование, духовное развитие учащихся.Задачи классного часа: ·...

Презентация к классному часу "Поделись своей добротой"

Презентация содержит необходимые слайды для проведения классного часа....

Поделись своей добротой

Урок соответствует требованиям ФГОС. Цель урока- воспитать чувство доброты, привить любовь к животным на основе произведения К.Паустовскго "Заячьи лапы"....