Классный час "Детство, опалённое войной"
классный час (10 класс)

Акинина Елена Викторовна

  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Актуальность данной работы состоит в том, что используя компьютерные навыки учащихся, преподаватель развивает интерес к истории своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать. Готовясь к данному классному часу, обучающиеся увидели войну глазами детей, у которых детство отняла война. Готовясь к классному часу, они смогли увидеть не только смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх.

Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и приурочена к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов в 8- 11 классах и при подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

         «Детство, опалённое войной»

                                                    Подготовлено

                                                    учителем русского языка и литературы

                                                   Муниципального казённого

                                                   общеобразовательного учреждения

                                                  «Средняя общеобразовательная школа №7»

                                                  с. Старомарьевка, Грачевского района

                                                  Ставропольского края , РФ

                                                   Акининой Еленой Викторовной

Старомарьевка, 2019

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------стр. 3

Подготовка к классному часу-----------------------------------стр.  4

Цели-------------------------------------------------------------------стр. 4

Задачи проведения Урока Победы------------------------------стр. 5

Личностные результаты образования--------------------------стр. 5

Метапредметные результаты образования--------------------стр. 6

Предметные результаты образования---------------------------стр. 6

Ожидаемые результаты--------------------------------------------стр. 6

Материально – техническое обеспечение----------------------стр. 6

Ход урока--------------------------------------------------------------стр. 7

Список использованных источников----------------------------стр. 18

Приложение-----------------------------------------------------------стр. 19-23

Введение

  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Актуальность данной работы состоит в том, что используя компьютерные навыки учащихся, преподаватель развивает интерес к истории своей страны, воспитывает толерантность, умение сопереживать. Готовясь к данному классному часу, обучающиеся увидели войну глазами детей, у которых детство отняла война. Готовясь к классному часу, они смогли увидеть не только смелость, отвагу и подвиг, но и любовь, переживания, а иногда и страх.

Данная методическая разработка классного часа направлена на воспитание гордости за Российское государство, увековечение памяти, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и приурочена к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Методическая разработка может быть использована для проведения классных часов в 8- 11 классах и при подготовке вечеров памяти и литературно-музыкальных композиций, посвященных Великой Отечественной войне.

                         

Детство, опалённое войной

Подготовка к классному часу

Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:

  1. обсуждение и выбор темы;
  2. подбор и исследование фотографий, музыкальных и литературных материалов, интернет ресурсов;
  3. встречи с односельчанами, чьё детство выпало на период ВОВ;
  4. подготовка стихотворений к выразительному чтению наизусть;
  5. подготовка к выразительному чтению отрывков из прозаических произведений;
  6. самостоятельное создание учащимися видеоролика «Дети войны»;
  7. разработка плана создания  коллективного Проекта «Десант Победы».

Цели:

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.;

рассказать о жизни детей в годы  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;

показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны;

воспитание сознательной любви к Родине, уважительного отношения к историческому прошлому своего народа, чувства гордости к прошлому своего Отечества;

довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;

побуждать учащихся к  более подробному изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;

прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне;

формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;

Задачи проведения Урока Победы:

Образовательные:

Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.

Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

Формировать умения и навыки поиска нужной информации

Развивающие:

Развивать любознательность, расширять кругозор учащихся, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.

Развивать у учащихся способность сопереживать другим людям.

Воспитательные:

Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны.

Формирование гражданского самосознания у молодого поколения.

Воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.

Личностные результаты образования:

- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты образования:

- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций;

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

Предметные результаты образования:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;

- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у обучающихся на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.

О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии песни «Священная война» ( 1 куплет), фонограмма взрывов, просмотр видеоролика 3 минуты, презентация.

Ход урока

Пусть уличит истерзанное детство
Тех, кто войну готовит,- навсегда,
Чтоб некуда им больше было деться
От нашего грядущего суда.

Ольга Берггольц

«Пусть голосуют дети»

  Слово учителя:

   На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Для нападения на СССР Германия и ее союзники выделили армию вторжения, насчитывающую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек.

(Видео: звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, затем фонограмма взрывов.) 

  В пaмяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом - началом отсчётa долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Прослушивание песни «Священная война» ( 1 куплет)

   Шла священная война против фашизма, не щадившая никого: ни стариков, ни женщин, ни даже детей!

     В Белоруссии, в Гомелевской области, есть небольшая площадка среди яблоневого сада. Слайд №2  На ней – скульптура девочки, вскинувшей руки в жалостной попытке защититься, витражи из детских рисунков, карта детских концлагерей, расположенных на территории Белоруссии… и три ряда школьных мраморных парт со скамейками. Это школьный класс… Только необычный класс: он мёртвый…  Мемориал «Мёртвый класс». Слайд №3  В годы Великой Отечественной войны в этом месте находился один из самых жутких концлагерей Второй мировой войны. В эту деревню, Красный Берег, немцы свозили советских детей от 4 до 15 лет из соседних районов Гомелевской области для того, чтобы по – варварски выкачивать у них кровь для переливания раненым фашистам в госпиталях.  Считалось, что детская кровь более здоровая. В этой деревне был апробирован новый – «научный» -  метод забора крови. Детей подвешивали под мышки, сжимали грудь. Для того, чтобы кровь не сворачивалась, делали специальный укол. Кожа на ступнях отрезалась или в них делались глубокие надрезы. Вся кровь стекала в герметичные ванночки. После этих варварских процедур дети считались обескровленным отработанным материалом, который увозили и сжигали. Более 2000 детей прошли через это страшное место. Большинство из них погибли. Кто был покрепче и выживал,  были проданы в рабство в Германию. На доске этого «Мёртвого класса» воспроизведено письмо одной из девочек – узниц этого ужасного лагеря. Разум отказывается воспринимать эти простые слова, настолько чудовищно то, о чём пишет эта девочка. (https://www.instagram.com/p/BwQzDhNF6oz/?igshid=n1bxaiip2ofs)

Наум Коржавин сказал об этом пронзительно:

"Дети в Освенциме"

Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучали детей.

И это каждый раз опять, -
Кляня, ругаясь без причины...
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.

Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучали детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей,
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было.
Мужчины мучали детей.

Всего, на территориях подконтрольных гитлеровцам, содержались в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 млн. человек. Из них более 11 млн. были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждане СССР.
Каждый пятый узник концлагерей был ребёнком. Это - более 1 миллиона детей. 

Дети и война… Вдумайтесь в эти слова… 
Дети – это начало новой жизни, это надежда на счастье и радость, это мирное солнечное небо, это папа и мама, которые всегда рядом, это красивые игрушки, это школа с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
А война – это смерть, разруха, уничтожение всего живого и неживого на Земле. Даже слова эти несовместимы, и никогда не должны стоять рядом друг с другом. 

Ученик

Стихотворение Мусы Джалиля «Варварвство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Слайд №4

Слайд №5

Учитель


Но когда в дом приходит Война и приносит с собой кровь и боль, голод и страх, жизнь полностью меняется, и дети наравне со взрослыми постигают все её ужасы, даже в более тяжелой, безысходной, отчаянной форме, и вынуждены переносить невзгоды, которые и взрослому преодолеть не всегда под силу. Поэтому дети в условиях войны раньше взрослеют, раньше осознают истинные ценности жизни, на первом месте среди которых стоит сама жизнь: своя и своих близких, здоровье, мир и покой в доме, безопасность своей Родины. Дети раньше начинают понимать насколько важно в тяжелой обстановке научиться терпению и выдержке

Ученик

Стихотворение Ольги Берггольц «Пусть голосуют дети»

Я в госпитале мальчика видала.
При нём снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч…
И вот лежал — и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
Обрубки рук вдоль тела протянув…
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,
За бомбовозом строит бомбовоз,

И ждет невыплаканных детских слез,
И детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
Не походя на все земные звуки,
Стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,
Везде, где люди защищают мир,
Являлись маленькие инвалиды,
Как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду
Двенадцать лет, когда замрут вокруг,
За прочный мир, за счастие народов
Подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство
Тех, кто войну готовит,- навсегда,
Чтоб некуда им больше было деться
От нашего грядущего суда.

Учитель

Очень ярко описывают свои детские воспоминания о войне люди, встретившие ее детьми, в книге Светланы Алексиевич “ДЕТИ ВОЙНЫ”

Ученик

«Я ВИДЕЛ…»
ЮРА КАРПОВИЧ – 8 ЛЕТ 

Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной….
Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…
Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Ученик


«БУДЕТЕ МОИ ДЕТИ…» 
НИНА ШУНТО – 6 ЛЕТ 

До войны мы жили с одним папой, мама умерла. Когда папа ушел на фронт, остались с тетей, но вскоре и она умерла от заражения крови. Мы с маленьким братом пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа. Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей-сирот, как мы, было много, и все ходили и искали своих родителей. 
Мы шли по деревне, и в одной хате было открыто окно. И там, видно, недавно пекли картофельные пироги. И когда мы приблизились, брат от запаха этих пирогов потерял сознание. Я зашла в эту хату. В хате никого не было, я отломила кусочек пирога, и мы остались ждать хозяев, чтобы не подумали, что мы воруем. Пришла хозяйка, она нас не ругала, а пожалела и не отпустила. Она сказала: «Будете мои дети…».

Ученик


«ДОМИК, НЕ ГОРИ! »
НИНА РАЧИЦКАЯ – 7 ЛЕТ

Помнится отрывками, иногда – очень ярко. Как немцы приехали на мотоциклах… У меня еще было два маленьких братика – четыре и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там. Офицер в очках, мне было очень странно, что фашист в очках, жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький простыл и сильно кашлял. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.

Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах горохового супа и пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался страшный визг брата. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть. 
А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка…». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утенка, и все будем сытые…»
Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь...

Учитель

 
Самыми страшными тяготами войны, особенно зимой, были холод и голод. Очень много детей умерло именно от переохлаждения и голода, и особенно в блокадном Ленинграде. Хуже всего в блокадном Ленинграде было детям. Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, а еды нет? Почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище? Много детских почему…Хотя детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось - умерла…

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах слезы,

Как росинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.


Ученик


Сердце плачет, когда читаешь маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша. мама — 15 мая". А дальше — без даты: “Савичевы умерли.  Умерли все. Осталась одна Таня”.
Она так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Но не удалось спасти и Таню. 
Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.
 (https://www.chitalnya.ru/commentary/8501/)

Учитель


Жизнь в тылу тоже полностью изменилась. Она вся была подчинена патриотическим лозунгам того времени: “Родина в опасности!” и “Всё для фронта – всё для Победы!” 

И дети, опаленные войной, порой голодные сироты, вносили свой посильный вклад в дело победы над фашистами. Многие уже с 10-12 лет работали на производстве, собирали винтовки, снаряды и другую оборонную продукцию. Младшие дети в городе посещали раненых в госпиталях, всячески старались помочь им: писали за них письма домой, давали лекарства и кормили, иногда, давали концерты своими скромными силами. Долгими зимними вечерами вязали варежки и носки для бойцов, которые отправляли в посылках на фронт.

Нельзя не вспомнить ребят, которые, наравне с взрослыми в годы войны взяли в руки оружие и воевали с фашистами. Слайд №6

 Чувство высокого патриотизма - любви к своей Родине и ненависть к фашистским захватчикам, которые пришли на их родную землю, чтоб захватить ее, а людей обратить в рабство. Именно это толкало этих и других ребят – детей войны на такую отчаянную борьбу с фашизмом, несмотря на свой юный возраст. 
Дети войны боролись с фашизмом, не щадя себя и своей жизни, чтобы будущие поколения детей, никогда больше не услышали это страшное слово - ВОЙНА! Слайд №7

(Просмотр видеоролика, заранее приготовленного учащимися по теме классного часа. Продолжительность видеоролика - 3 минуты)


И победа пришла! Весной 9 мая 1945 года, после четырех лет ожесточенных сражений, вторая мировая война закончилась полным разгромом фашисткой Германии.
 


Ученик

Стихотворение В. Федорова «Завещание»

Солдат,
Приподнимаясь над постелью,
В предсмертный час
Для сына диктовал:

“Передаю тебе Родную землю,
Которую я вновь отвоевал.
Чтоб не посмел
Никто её обидеть,
Ты, продолжая славный путь отца,
Расти большим,
Чтоб всю её увидеть,
Понять её душою до конца.

Пиши, сестра, пиши...
Наш край метельный,
Где ты родился,—
Так и напиши,—
Умей любить
Любовью беспредельной,
Умей любить
Всей нежностью души.

Смотри, мой сын,
По капле не разлейся,
Но, жизнь, и труд
И славу полюбя,
Ты мужеству учись
И не надейся,
Что кто-то будет думать за тебя.

Настанет время,
И дорогой вешней
По волнованью луговой травы
Ты в жизнь пойдёшь,
Не выходя без песни,
Не опускай весёлой головы.

Она подарком не даётся свыше,
Умея жить и всё одолевать,
Я сделал всё,
Чтоб ты её услышал,
Узнал её и смог завоевать.

Чтоб в трудный час
Любого испытанья
Ты верности в груди не погасил...

Писал в минуту ясного сознанья
И в полноте моих душевных сил”

Учитель

Мы тоже обязаны следовать «Завещанию Ветеранов».

08 июля 2019 года Президент РФ подписал Указ о проведении в 2020 году в России Года Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В целях сохранения исторической Памяти я предлагаю вам внести свой вклад в празднование важной даты нашего народа: облагородить священное место, хранящее Вечную Память ветеранов нашего села, Зал Боевой Славы в нашей школе.  Память – это наша Совесть и наша Ответственность.

Роберт Рождественский «Реквием»

Помните! 
Через века, через года,– 
помните!
О тех, 
кто уже не придёт никогда, – 
помните!

Не плачьте! 
В горле сдержите стоны, 
горькие стоны.
Памяти павших
будьте достойны! 
Вечно достойны!<...>


Наш Долг – увековечить Память ветеранов – односельчан. Я предлагаю организовать акцию «Трудовой десант Победы», суть которой – облагораживание памятных мест Победы. Мы всегда должны помнить, чтить и прославлять Великую Победу, которая была и остаётся одной на всех.
https://nsportal.ru/albom/2019/11/16/akinina-elena-viktorovna/komandazashchitydetstva-0 

Роберт Рождественский «Реквием»

Люди!
Покуда сердца
стучатся, – помните!
Какою ценой
завоёвано счастье, – 
пожалуйста, помните!

Завершить классный час я предлагаю просмотром художественного фильма режиссёра Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме», в котором рассказано о событиях Великой мировой войны, показанных через видение невинного и ничего не подозревающего Бруно, восьмилетнего сына коменданта концлагеря. Его случайное знакомство и дружба с еврейским мальчиком по другую сторону ограды лагеря, в конечном счёте, приводит к самым непредсказуемым последствиям.

Список использованных источников:

  1. Берггольц Ольга  Ленинградский дневник.  Москва. ЭКСМО, 2015

         Стр. 172-173;

  1. Рождественский Роберт  Великие поэты. Комсомольская правда. Амфора.  Москва. Санкт – Петербург, 2012    стр.46-55;

  1. https://www.chitalnya.ru/commentary/8501/

  1. https://www.instagram.com/p/BwQzDhNF6oz/?igshid=n1bxaiip2ofs 

  1. https://nsportal.ru/albom/2019/11/16/akinina-elena-viktorovna/komandazashchitydetstva-0 

                                          Приложение

Слайд №2

https://cdn12.img.sputnik.by/images/103524/09/1035240997.jpg

Слайд №3

https://mtdata.ru/u7/photoD634/20024657549-0/original.jpg

Слайд №4

https://www.chitalnya.ru/upload/437/8429667390882969.jpg

Слайд №5     https://www.chitalnya.ru/upload/259/5690157869830728.jpg

Слайд №5

Концлагерь для гражданского населения «Озаричи» в Белоруссии, 1944 г.

Слайд №6

Дети в советских партизанских отрядах

Слайд №7

Александром Александровичем Верзиным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ Пусть уличит истерзанное детство Тех, кто войну готовит,- навсегда, Чтоб некуда им больше было деться От нашего грядущего суда. Ольга Берггольц «Пусть голосуют дети» Автор работы: у читель русского языка и литературы Первой квалификационной категории МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акинина Елена Викторовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка Грачевского муниципального района Ставропольского края РФ

Слайд 2

Белоруссия, Гомелевская область, деревня Красный Берег Мемориал «МЁРТВЫЙ КЛАСС»

Слайд 3

МЁРТВЫЙ КЛАСС

Слайд 4

Проклятье тем, кто там, за океаном, За бомбовозом строит бомбовоз, И ждет невыплаканных детских слез, И детям мира вновь готовит раны. Ольга Берггольц «Пусть голосуют дети»

Слайд 5

Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Муса Джалиль «Варварство»

Слайд 6

Солдат, Приподнимаясь над постелью, В предсмертный час Для сына диктовал: “Передаю тебе Родную землю, Которую я вновь отвоевал. Чтоб не посмел Никто её обидеть, Ты, продолжая славный путь отца, Расти большим, Чтоб всю её увидеть, Понять её душою до конца . Чтоб в трудный час Любого испытанья Ты верности в груди не погасил... Писал в минуту ясного сознанья И в полноте моих душевных сил” В. Федорова «Завещание»

Слайд 7

Дети войны боролись с фашизмом, не щадя себя и своей жизни, чтобы будущие поколения детей, никогда больше не услышали это страшное слово - ВОЙНА!

Слайд 8

Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните! Роберт Рождественский « Реквием »

Слайд 9

Помните! Через века, через года,– помните! О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа.Детство, опалённое войной.

Сценарий классного часа,Детство, опалённое войной....

Классный час "Строки, опалённые войной"

Цель классного часа-познакомить с жизнью и творчеством русских поэтов времён Вликой Отечественной войны.Данная разработка направлена на воспитание патриотизма обучающихся, уважение к тем, кто отдал св...

Классный час "Детство, опалённое войной"

Коассный час поможет расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне. Данное мероприятие - пример воспитания патриотизма, гордости за свою Родину и её героев....

разработка классного часа "Вера, опалённая войной"

данная разработка может применяться к знаменательным датам, посвящённым защитникам Отечества...

Презентация к классному часу "Детство, опалённое войной". Для 9 - 11 классов

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Росси...

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование исторической п...

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

laquo;Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование историч...