Классный час "Детство, опалённое войной"
классный час (5 класс) на тему

Цурикова Елена Викторовна

Коассный час поможет расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне. Данное мероприятие - пример воспитания патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_5_klass_detstvo_opalyonnoe_voynoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5А классе в рамках месячника

военно-патриотической работы

«Детство, опалённое войной»

Классный руководитель: Цурикова Е.В.

2012-2013 учебный год

Цели:  расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне, их мужестве, стойкости, героизме, воспитывать на их примере любовь к родному краю, своему народу;  воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий:  Слайд 2

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово. Ребятишек, как будто ничего не случилось, посадят в автобусы, и начнется их длинный путь. Путь из детства, оборванного войной.

Песня «Ленинградцы»

Слайд 3

«На парте осталась открытой тетрадь.

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод».

Слайд 4

Чтец: А ведь все было прекрасно.
«Слушайте все – начинается лето!» -
Первые горны пропели про это.
Первые тапочки, кеды, ботинки
Снова топочут по каждой травинке.
Первые песни в лесах зазвенели,
Первые брызги над речкой взлетели,
Первая грусть разбежалась кругами,
Первые письма отправлены к маме.

Слайд 5

Звучит песня «Священная война»

Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Слайды 6,7

Видео ролики – ВОЙНА


Чтец:  Война! Твой горький след – 
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед.

И в нашумевших фильмах.


Учащийся: Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И вот почти уж семь десятков лет
Ношу твои осколки.

Слайд 8

Учитель: Много юных героев погибло в этой страшной войне. Имена у них разные, но взрослые дали им общее имя – Орлята. Орлята – это значит отважные, смелые.

Ведущий:  Им, детям военных лет, предстояло не просто жить, им, мальчишкам и девчонкам, предстояло бороться с врагом, защищать свой народ, свою Родину. Их имена будут вечно в нашей памяти.

 Учитель: Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, и сегодня мы поговорим с вами о ваших сверстниках и ребятах, которые были чуть старше вас времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Ведущий:  Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Звучит песня «Песня о пионерах героях»

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.

Слайд 9

Лёня Голиков

  Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

      Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Слайд 10

Марат Казей

  Белорусскому школьнику было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…

Слайд 11

Саша Ковалёв

  Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды- Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Слайд 12

Валентин Котик

  В свои 12 лет, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

  На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

  Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя  уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Слайд 13

Зина Портнова

  Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Слайд 14

Володя Дубинин

  О нем рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

  Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

  Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Учитель: Помнят люди и другие имена юных героев.

Слайд 15

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Слайд 16

Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Слайд 17

 Ведущий: Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

Учитель: Война… Сколько страшных страниц хранит это слово. И каждая страница – это кровь,  смерть, искалеченные судьбы… Блокада Ленинграда, Курская дуга, Сталинградская битва… Мамаев курган… 70 лет прошло с тех пор, а память вновь и вновь возвращает нас в то страшное время…

Слайд 18

Огонь на меня!

Баллада 

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело, 

Дошел по рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята! 

Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы. 

А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
- Огонь, огонь, солдаты!.. 

Он то молил их. как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов. 

Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята! 

Не прерываясь, он гремел.
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться. 

Над громом пушек вился он,
В дыму - над батареей:
    - Огонь!
    - Огонь!
    - Огонь!
    - Огонь!
Пылая, голос реял... 

За грозным валом, в свой черед,
Подобна урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану. 

И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!.. 

Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Все трупы, трупы на снегу -
Зеленые шинели... 

И, вверх подняв
Свой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал камбат,
Один - в шинели серой.

Слайд 19

Песня «На Мамаевом кургане тишина…»

Ведущий:  У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Слайд 20

Чтец: Помните!
Через века, через года – 
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Чтец: Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Чтец: Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!

Чтец: Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!

Слово ветеранам.

Слайд 21

Звучит песня «Москвичи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий классного часа.Детство, опалённое войной.

Сценарий классного часа,Детство, опалённое войной....

Классный час "Детство, опалённое войной"

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания гражда...

Презентация к классному часу "Детство, опалённое войной". Для 9 - 11 классов

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет содержание и основные пути развития патриотического воспитания граждан Росси...

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование исторической п...

Классный час тему: «Детство, опалённое войной…» 75-летию Великой Победы посвящается...

laquo;Детство, опалённое войной…» (Пионерам-героям посвящается...) 5-7классыЦели: 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народ.2. Формирование историч...