Воспитательная система класса "Мы - будущее"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Воспитательная система класса «Мы – будущее» направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.docx | 214.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново, Смоленской области
Классный руководитель:
Боженкова Елена Александровна
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 17-56-Р.
- Конвенция о правах ребенка1989г.
- Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», утверждённая на основании поручения Председателя Правительства РФ от 27.03.00№ВП-П12-08625.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» от 11.07.2005г. №422
- Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г
- Устав школы
- Локальные акты
Пояснительная записка
Одной из ключевых проблем современного общества является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания, во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
“Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Воспитательная система класса «Мы – будущее» направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная система реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития школьника, его нравственных чувств и этнического сознания, создание социально-открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной системы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Самое важное - определить, какие компоненты системного образования являются основными. Выявление основных компонентов осуществляется посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности, проведения опытно-экспериментальной работы, применения теоретических методов исследования.
С помощью перечисленных методов выделяются компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов.
Данный компонент имеет исключительную важность. Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию представления о качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных путях, этапах и способах ее построения.
Психолого-педагогическая характеристика 5 «А» класса
Классный руководитель: Боженкова Елена Александровна.
- Общие сведения:
5 «А» класс – общеобразовательный. В классе обучается 24 человека, из них мальчиков - 7, девочек – 17. 13 детей проживают в полных семьях, воспитанием 10 детей занимается мама, 1 ребёнок под опекой (Аношина А.). Неблагополучных семей нет. Возраст детей - 11 лет.
Постоянный состав сформировался в начальной школе. В 5 классе переведены 6 детей из МБОУ «Школа-детский сад». Из них 4 человека «отличники» (Коробач А., Суровец М., Корбуева Е., Базалева А.).
- Успеваемость:
По результатам диагностики интеллектуального развития обучающихся класса выявлены уровни умственного развития детей:
Высокий уровень – 17% учащихся (Бородулин Д., Буренкова А., Таланов Д., Фоминова А.);
Средний уровень - 54% учащихся (Аношина А., Базалева А., Волкова Е., Ковалёва Д., Коробач А., Корбуева Е., Михалькова О., Петрова В., Петрова К., Разинова М., Суровец М., Хрустиков А., Комаровских Д.);
Ниже среднего - 17% учащихся (Дятлова А., Мамичева А., Моисеенков Д., Набиев Д.,);
Низкий уровень – 12% учащихся (Драгунова В., Распутина Н., Савкова Д.)
Начальную школу 10 учащихся закончили на «отлично», по результатам I четверти отличник – Таланов Д., на «4» и «5» – 56% (14 человек). Слабо занимаются: Моисеенков Д., Драгунова В., Распутина А., Савкова Д.
71% детей отмечают, что учатся в полную силу, 42% - учатся по возможности, 4% - по необходимости.
- Краткая характеристика класса:
Изучение особенностей мотивации и отношения к учению показало, что наиболее привлекательной стороной обучения для большинства детей является узнавать новое, интересное, а так же последующая возможность поступить в техникум, институт. При этом школьники отмечают факторы, которые мешают им учиться: сложности при усвоении теоретического материала, слабая работа памяти, неумение правильно организовать свой учебный труд.
Отношения в классе дружеские. Эмоциональный настрой в целом положительный. Не все ребята относятся ответственно к своим обязанностям, но равнодушных к делам класса и школы нет. Лидерами в классе являются Фоминова А. и Таланов Д. Дети прислушиваются к их мнению, но не боятся высказывать и свои точки зрения.
Учащиеся класса любят проводить вместе время в школе. Стремятся проводить общаться вне школы.
У 33% учащихся (Базалевой А., Бородулина Д., Волковой Е., Комаровских Д., Михальковой О., Моисеенкова Д., Мамичевой А., Распутиной А.,) отмечается повышенный уровень школьной тревожности.
Их переживания, прежде всего, связаны с ситуацией проверки, особенно публичной, знаний, достижений. Они испытывают страх несоответствовать ожиданиям окружающих, а так же трудности установления контактов со сверстниками.
Учащиеся класса имеют, в основном, средний уровень воспитанности (63%). У детей наиболее сформированы такие качества, как бережливость, доброта, отзывчивость, чувство товарищества, скромность. Им свойственны: самостоятельность в деятельности и поведении, проявления самоорганизации; общественная позиция – по ситуации.
Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо строить образовательный и воспитательный процессы с учетом особенностей учеников с повышенным уровнем тревожности, поддерживать, хвалить их, формировать у детей позитивное отношение к процессам, происходящим в школе, формировать у учащихся ответственное отношение к поручениям, общественному труду, чувство коллективизма, повышать их культурный уровень.
Почти все учащиеся класса посещают кружки и секции.
В целом атмосфера в классе доброжелательная. Дети идут на контакт с учителями, восприимчивы к рекомендациям старших. При возникновении конфликтных ситуаций активно принимают участие в обсуждении, нахождении наиболее подходящих решений, с которыми согласно большинство.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание –
это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие
детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
- учащимися;
- родителями;
- учителями-предметниками.
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Значимость данного элемента существенна, недооценивать его важность недопустимо. Необходимы разработка принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, определение совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива, проведение анализа ценностной ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит целенаправленный характер.
Цель воспитательной системы «Мы – будущее» - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Основные принципы программы воспитания «Мы - будущее»
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
- Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального.
- Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
- Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
- Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.
Сроки и этапы реализации воспитательной системы:
1 этап - 5 класс (2013-2014 у.г.) – этап проектирования системы;
2 этап - 6 класс (2014-2015 у.г.) – этап становления системы;
3 этап - 7 класс (2015-2016 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
4 этап - 8 класс (2016-2017 у.г.) – этап стабильного функционирования системы;
5 этап - 9 класс (2017-2018 у.г.) – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.
Цель: формирование у учащихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Ведущими воспитательными задачами на этом этапе являются:
- формирование нравственного и гражданского самосознания;
- развитие творческой активности, создание условий для ее проявления;
- формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
- формирование у учащихся навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования;
- воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- обучение культуре поведения на основе управления собой.
Образ ученика:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель: воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией
Ведущими воспитательными задачами являются:
- формирование нравственного самосознания, ответственности и обучение культуре поведения на основе управления собой;
- формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;
- развитие самосознания и культуры самовоспитания;
- приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности и национального самосознания;
- формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
- формирование экономического мышления;
- формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Образ ученика:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей;
- умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Цель: воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Образ выпускника основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся класса.
Реализация воспитательной системы
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МОЯ РОДИНА
Цели:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
- формирование уважительного отношения к людям, к представителям другой национальности, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств;
Задачи воспитания:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого человека, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к своей культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Содержание воспитательной работы:
- изучение учащимися норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
- организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
- создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растёт;
- посещение мест связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
- демонстрация примеров проявления молодёжью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
- поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
- привлечение учащихся к работе в общественных молодёжных организациях;
- формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, беседы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
- игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
- концерты, праздники, часы общения, посвящённые правовой патриотической теме.
Традиционные мероприятия для учащихся:
Подростки нуждаются в серьёзном и целенаправленном правовом и патриотическом воспитании. Преобладание общения как ведущей деятельности приводит к тому, что учащихся часто привлекает риск в совершении противоправных действий, они совершают необдуманные поступки из солидарности, из сиюминутного желания кому-то навредить, не задумываясь о последствиях.
В этом возрасте ещё не сложились взрослые способы действия, предполагающие сознательную дисциплину. Для подростков характерно желание хорошо выглядеть, красиво одеваться, ориентация на материальные ценности, что приводит иногда к криминализации молодёжи и совершению противоправных действий.
Необходимо создавать условия для проявления уважения прав каждого ученика, защищённости каждого, терпимости, поддержки каждого ученика, проявления внимания к каждой проблеме подростка.
Воспитательная работа с подростками должна быть направлена на программирование поведения учащихся в реальных жизненных ситуациях, на понимание значимости правовых норм в жизни.
Возможны следующие мероприятия:
- диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам:
«Права и обязанности человека и гражданина»,
«Истинная и ложная демократия: примеры истории»,
«Свобода и ответственность. Что за этими словами?»,
«Права и обязанности родителей»,
«Можно ли бороться с преступностью сегодня?»,
«Гражданские права и уголовная ответственность»,
«Я имею право…»,
«Как не совершить ошибку…»;
- конкурс знатоков литературы;
- участие в краеведческой конференции;
- участие в смотре строя и песни, конкурсе патриотической песни;
- организация и участие в игре «Зарница», «А ну-ка, парни!»;
- работа над социальным проектом «Я – гражданин»;
- туристические походы на памятные места;
- встречи с представителями ветеранских организаций, с воинами интернационалистами, представителями правоохранительных органов, журналистами и т.д.
- встречи с ветеранами и помощь им;
- участие в конкурсах:
«Письмо ветерану»,
«Военные истории моей семьи»,
«В жизни всегда есть место подвигу»,
«Боевая и трудовая слава моего дома» и др.
- встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
- участие в военизированной эстафете;
- участие в смотре строя и песни, конкурсе патриотической песни.
Я - ЧЕЛОВЕК
Цель:
воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром, осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно обдуманных поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся;
- знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями разных людей;
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;
- поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
- разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии;
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, беседы с родителями и классными руководителями по проблеме нравственного воспитания;
- разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся;
- ответственности за свои поступки;
- учёт возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
- поощрение учащихся совершающих нравственные поступки;
- изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики изменения интеллектуальных достижений;
- формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
- развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности; потребности в развитии собственного интеллекта;
- развитие творческой инициативы и активности, учащихся в интеллектуальной деятельности;
- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;
- всемерная поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;
- контроль за деятельностью педагогов и классных руководителей по вопросу создания условий для всемерного развития интеллекта учащихся;
- создание банка данных о семьях учащихся и потребностно–ценностной сфере детей и родителей;
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
- удовлетворении потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и детей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленно на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель»;
- привлечение родителей к активному участию в жизни класса;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Главные идеи интеллектуального развития:
- учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально-направленном общении и внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к самосовершенствованию себя;
Формы внеклассной работы:
- беседы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- обсуждение просмотренных театральных постановок, художественных фильмов, телепередач и т.д.
- экскурсии, знакомство с историей своей малой родины;
- дискуссии по нравственной тематике;
- личный вклад в создание и работу школьного музея;
- шефская работа: оказание помощи нуждающимся вдовам, ветеранам, инвалидам, одинокопроживающим жителям села и др.
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
- выпуск газет на темы: «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;
- интеллектуальные марафоны в классе, в параллели, в школе;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
- кружки по интересам в классе и школе;
- творческие конкурсы:
- на лучший школьный сценарий к празднику,
-на лучшую стенную газету,
- на лучшую поздравительную открытку победителям олимпиад конкурсов;
- создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов:
-«Умники и умницы»,
-«Что? Где? Когда?»,
-КВН между командами в параллели, между командами учителей,
-учащихся и родителей;
- состязания изящной словесности;
- интеллектуальные викторины;
- предметные вечера;
- литературные гостиные;
- читательские конференции по книгам из сери «Жизнь замечательных людей»;
- экскурсии в музеи, посещение выставок;
- встречи с талантливыми учёными, музыкантами, композиторами, рационализаторами, с талантливыми сверстниками;
- часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.
- тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи (например «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»).
- праздник семьи (например «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому»).
- участие всех членов семьи в спортивных мероприятиях школы;
- празднование дней – Восьмое марта, День Защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Последний звонок и др.
- беседы с детьми и их родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, конкурсы, викторины и пр.
- дни творчества;
- дни открытых дверей.
Традиционные мероприятия для учащихся:
Необходимо воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей.
С подростками необходимо построить работу по нравственному воспитанию таким образом, чтобы они понимали значение понятий «истинное» и «ложное», учились отвечать за последствия своих поступков, принимать верное решение, признавать свои ошибки.
Возможны следующие мероприятия:
- устный журнал «Я голосую за…»;
- праздник семьи «Всему начало любовь…»;
- участие в конкурсе «Вдохновение» чтение стихов собственного сочинения и любимых авторов;
- участие в общешкольном мероприятии «День Святого Валентина»;
- вечер вопросов и ответов «А вы любили?»;
- часы общения:
«Законы нравственности в мировой памяти»,
«Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность»,
«Жить и быть человеком»,
«Гармония мысли и поступка»,
«Об ответственности за себя и за других»,
«Мы – одноклассники, мы – друзья»;
«Как научиться жить без конфликтов»;
- дебаты и дискуссии по нравственной тематике;
- работа «Открытой трибуны». Поговорим о нравственных категориях;
- конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал»;
- исследования мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
- праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»);
- конкурсы по параллелям на лучшую смекалку, память, внимание, фантазию;
- тренинги личностного роста учащихся с промежуточным анализом достижений учащихся;
- тематические интеллектуальные игры, ринги, дуэли;
- факультативы и кружки развития умственных способностей и социального интеллекта учащихся.
- беседы о профессиях «О профессии от А до Я»;
- часы общения:
«О лучших людях моей будущей профессии»,
«Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем»,
«Каким должен быть человек моей будущей профессии»,
«Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов»,
«Какие специалисты нужны на рынке труда».
- экскурсии на предприятия, в учебные заведения и пр. для знакомства с будущей профессией;
- конкурс сочинений и эссе «Будущее моей профессии»;
- нравственные часы общения и беседы:
- «О взрослых, которые были когда-то детьми»,
- «Знаменитые фамилии России»,
- «Из детских дневников разных времен»,
- «Писатели и поэты о своем детстве»;
- «Материнская любовь в фильмах и книгах»,
- «Военные истории о материнской любви и верности»,
- «Мамины глаза, папина улыбка...»,
- «Как научиться оправдывать доверие»,
- «Уроки детства моих родителей»,
- «Наша родословная»,
- «Я горжусь своей фамилией»,
- «Герб моей страны, герб моей семьи»,
- «Что стоит за словами «Мой дом»,
- «Достижения и победы моей семьи»,
- «Я — продолжатель традиций семьи, традиций страны»,
- «Счастливые минуты моего детства»,
- «Свечи человеческой памяти...»,
- «Детство близких мне людей»,
- «Бабушкины рассказы о детстве».
Традиционные мероприятия для учащихся:
Учащимся 5 - 9-х классов хочется, чтобы родители предоставили им полную свободу в действиях и поступках, позволили проявлять самостоятельность в выборе друзей и форм общения с ними. Родители становятся для ученика менее авторитетными, чем сверстники. Достижения родителей, их профессиональные умения воспринимаются учеником с определенной долей скептицизма, хобби родителей, их увлечения и пристрастия не всегда интересны ребенку, а иногда вызывают негативное мнение.
В этом возрасте проявляется кризис взаимодействия поколений. Зачастую дети не хотят принимать правила поведения, предлагаемые родителями, а родители не могут отказать себе в удовольствии лишний раз подчеркнуть несостоятельность ребенка, отсутствие в его характере каких-либо качеств, которые родители считают значимыми для его будущего. Задача школы — формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе, создание условий для знакомства родителей учащихся с достижениями их детей в самых различных сферах деятельности.
Возможны следующие мероприятия:
- классные родительско-ученические собрания;
- тематические конференции родителей и детей по параллелям:
«Права и обязанности родителей и детей»,
«У опасной черты»,
«Отцы и дети: перекличка поколений»,
«Как не стать Фомой, не помнящим родства,
«О роскоши человеческого общения...»,
«Вглядимся друг в друга повнимательнее...»,
«Мальчик — юноша — мужчина. Встреча отцов и сыновей»,
«Опыт родителей — пример для подражания?!»,
«Слова благодарности и признания...»,
«О мудрости, доброте и человеческой красоте»,
«Традиции семьи во взаимоотношениях мужчины и женщины»,
«Красота внешняя и чистота внутренняя»,
«Традиции воспитания подростка»,
«Правовое воспитание в семье»,
«О дружбе истинной и мнимой».
Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи. Необходимо обратить внимание на организацию и проведение таких внеклассных мероприятий, которые способствовали бы закреплению в сознании учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:
1. Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.
2. Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.
3. Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.
4. Открыто, и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами.
5. Уважать труд других и не бояться трудиться для других.
6. Не делить домашние обязанности на мужские и женские. Пробовать себя в различных ролях.
7. Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.
8. Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.
9. Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других.
10. Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.
11. Доверять членам семьи и быть преданным ей.
12. Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.
ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Цель:
формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Содержание воспитательной работы:
- изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
- изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
- изучение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни учащихся;
- изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
- разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
- учёт возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
- содержательная сторона организации спортивных мероприятий и праздников;
- всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом;
- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям физкультурой и спортом;
- контроль результативности занятий учащихся физкультурой и сортом в учебном заведении;
- поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;
- привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.
Формы внеклассной работы:
- беседы, игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
- спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей школы;
- изучение истории Олимпийских игр;
- проведение школьных спортивных олимпиад;
- однодневные и многодневные походы;
- конкурс рисунков и газет на тему «Мы за здоровый образ жизни».
Развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола:
Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в учебном заведении существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:
- строгий контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
- организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;
- строгий контроль соблюдения учащимися санитарно – гигиенических требований;
- санитарно – гигиеническое просвещение учащихся;
- постоянное сотрудничество с медицинским работником по изучению здоровья учащихся, динамики и организации условий для улучшения их состояния;
- постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей.
Традиционные мероприятия для учащихся:
Учащиеся в этом возрасте начинают достаточно серьёзно интересоваться собой, своей внешностью, мало внимания обращая на свои манеры, поведение. Подросткам интересно совместное общение, демонстрация своих умений и достижений.
Возможны следующие мероприятия:
- конкурсы на лучшего спортсмена в классе;
- школы спортивных рекордов (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями, повторение рекордов великих спортсменов)
- подготовка и проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья».
- организация походов выходного дня;
- беседы: «Азбука здоровья», «Как побороть вредные привычки?»
- рыцарские, спортивные турниры;
- конкурсы спортивных агитбригад «Хочешь быть спортсменом отличным? Борись серьёзно с вредной привычкой!»;
- организация однодневных и многодневных походов;
- конкурс походной песни;
- цикл бесед «Гляжусь в себя как в зеркало…»
- участие в спортивных мероприятиях района;
- беседы о здоровом образе жизни, о привычках и последствиях этих привычек.
МИР ПРЕКРАСНОГО
Цель:
создание условий для развития эстетического вкуса, творческих способностей, позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- приобщать учащихся к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;
- формировать способности восприятия и понимания прекрасного;
- обогащать духовный мир детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;
- формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
- создавать кружки, клубы, секции с учётом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
- учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
- оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью;
- предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребёнка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
Содержание воспитательной работы:
- изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни школы;
- изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
- качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
- учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
- поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
- демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям;
- соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
- соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- организация поездок с посещением выставок, музеев, театров, концертов;
- дискотеки к праздничным и памятным датам, к юбилеям школы, педагогов, концерты;
- концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
- чествование спортсменов класса, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
- выставки рисунков, работ изготовленных своими руками;
- конкурсы состязания талантов;
- поощрение индивидуального творчества.
Учащиеся стремятся к общению со сверстниками. Им интересен не только сам факт общения, но и возможность средствами общения сравнивать себя с другими, определить свои способности, сделать определённые выводы. От этого во многом зависит среда общения подростка. К примеру, если подросток мотивирован на серьёзную интеллектуальную деятельность, если он общается с ребятами, с которыми у него общие интересы, можно предполагать, что такое общение позволит учащемуся развиться и обогатить себя новым опытом и знаниями.
Задача педагога – дать учащимся возможность с помощью разнообразных форм досуговой деятельности и общения найти единомышленников, имеющих общие интересы, темы общения, взгляды на жизнь и т.д.
В этом возрасте ребятам интересно рассказать сверстникам о своих увлечениях, музыкальных пристрастиях, интересах, проверить, насколько оправданы их интересы и увлечения в глазах сверстников, задуматься над тем, что вызывает негативную реакцию большинства предпочитаемых сверстников.
Возможны следующие мероприятия:
- конкурс знатоков музыкальных стилей и направлений;
- конкурсы песен и творчества;
- выступления агитбригад;
- выступление – поздравления и пр.
- ежегодные дебаты «Как сделать нашу жизнь содержательной и полезной?»;
- конкурс сочинений «Школа в будущем»;
- организация и проведение тематических вечеров, праздников, концертов;
- выпуск общешкольной газеты, классных газет и тематических газет на конкурс;
- перекличка поколений «Через годы, через расстоянья», в честь вечера встречи выпускников или юбилея школы;
- ведение летописи школьных дел;
- литературные конкурсы, диспуты, вечера и т.д.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Цель: создать условия в социально-педагогической среде дл максимального интеллектуального развития ребёнка.
Задачи воспитания:
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников;
- осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы:
- развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрение в образовательное пространство альтернативного варианта оценивания/ самооценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- становление, развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- проявление своих интеллектуальных достижений в школе и за ее пределами;
- участие во внутришкольных и районных спортивных соревнованиях;
- участие в предметных конкурсах;
- участие в олимпиадах;
- участие во внутришкольных и районных конкурсах творческого характера;
- участие в интеллектуальных играх.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, ОБЩЕНИИ, ПОВЕДЕНИИ
Цель:
коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении, общении, поведении.
Задачи:
- создание и корректировка банка данных о детях имеющих трудности в обучении, общении, поведении;
- психолого-педагогическая диагностика детей, имеющих трудности в обучении, общении, поведении;
- диагностика прохождения социально-психологической адаптации пятиклассников;
- выявление отношения пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;
- диагностика уровня психологического благополучия в классе и эмоционального состояния в целом.
Формы работы:
- изучение социальной ситуации развития ( беседы с родителями, посещение семьи, составление актов обследования, изучение отношений со сверстниками и учителями;
- изучение психологической среды и условий для развития (посещение уроков с целью наблюдения за работой на уроке, за особенностями сотрудничества «учитель-ученик»)
- индивидуальные беседы и консультации;
- дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке;
- использование на уроках различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.);
- проведение дополнительных занятий;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе;
- проведение тематических классных часов;
- развивающие и коррекционные занятия;
- привлечение к общественной культурно-массовой жизни;
- совет профилактики;
- консультирование родителей о психологических особенностях;
- помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем.
Задачи:
- совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах;
- забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направлениями и формы работы с родителями:
- Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке. Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
САМОУПРАВЛЕНИЕ
Цель: формирование качеств личности, развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способности к самоопределению, саморазвитию, и самореализации в классе, в школе, а в дальнейшем - в обществе.
Задачи:
- развивать у учащихся самостоятельность;
- оказывать помощь в саморазвитии ребенка, учить самооценке, самоанализу, умению планировать, умению соотносить собственные цели с желаниями и целями других;
- создавать условия для непрерывного развития творческих способностей детей;
- организовывать целенаправленную работу по совместной жизнедеятельности детей.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Классное собрание:
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Руководит работой по самоуправлению Совет класса – орган, определяющий позицию ребят в работе, степень активности и инициативы. Совет состоит из старосты класса и руководителей секторов.
Все дети поочередно выступают в роли старосты и руководителей секторов, они учатся быть лидерами, но и учатся подчиняться мнению других детей. Важным событием в жизни детей является сбор участников секторов, на котором планируется деятельность сектора. Учащиеся сами решают, какое мероприятие им провести, думают, как выполнить намеченное, распределяют между собой задания, поручения и, помогая друг другу, добиваются успешного результата, анализируют свою и работу других детей. Каждое поручение дается всему сектору в целом. Сектора формируются в зависимости от желания детей, от интересов, от симпатии друг к другу.
По итогам работы выставляется оценка каждому сектору. Дети самостоятельно дают оценку своим товарищам за объем и качество проведенной работы, за участие каждого члена сектора в работе. Дети стараются проявить все свои способности, чтобы работа сектора была успешной, учатся выполнять разнообразные поручения, а командир стремится к тому, чтобы не было пассивных детей и всем было работать и жить в классе интересно.
Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основным “местом жительства” моего класса являлся учебный кабинет, закрепленный за мной и учащимися. В нем происходят главные события классной жизни.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому я сочла необходимым заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения: это родители, работники краеведческого музея, работники военкомата, ветераны войны и труда, заведующая библиотекой школы, работники городской библиотеки, врачи, руководители и работники учреждений дополнительного образования.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы очевидна, так как при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Для определения основных задач воспитательной работы в классе было необходимо выяснить уровень воспитанности учащихся, ценностные ориентации личности, проблемы взаимоотношений учащихся класса, взаимоотношений в семье. С этой целью используются различные диагностические методики.
Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее» целесообразно использовать следующие критерии:
- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
- уровень воспитанности;
- сформированность ценностных отношений учащихся;
- офрмирование мотивации к обучению;
- умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
- различные методики диагностики;
- беседы с учащимися;
- наблюдения;
- интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Формы работы:
- социометрия - изучение межличностных отношений, статуса личности в коллективе;
- анкетирование – уровень воспитанности (на входе/выходе);
- какой у нас коллектив? (А.Н.Лутошкин);
- учебная мотивация - выявление причин трудностей учащихся в учебе, оказание помощи;
- незаконченное предложение - изучение школьной мотивации;
- наши отношения (Л.М.Фридман); выявить удовлетворенность учащихся разными сторонами жизни коллектива;
- удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения (Степанов);
- анализ воспитательной работы - динамика развития личности, коллектива, эффективность воспитательной работы;
- тест интеллектуального развития;
- статистический анализ текущей и итоговой успеваемости;
- методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.
В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса, в соответствие с названными критериями, целесообразно использовать такие методики, как:
- тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся, методики других авторов;
- методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;
- тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
- методика эмоционально-символической аналогии;
- методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин);
- методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью";
- методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе".
В результате диагностических исследований составляется таблица динамики уровня воспитанности. Анализ показаний ценностных ориентаций учащихся и результатов воспитательной работы дают возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"
Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы....
Концепция воспитательной системы "Будущее в настоящем"
Маленький человек идет в школу.Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным?Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, с...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...
Воспитательная система "Мы будущее".
laquo;То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»Пайэтт Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае...