Профориентационная работа
статья (8 класс)

Материал для классного руководителя  может испльзоваться в 8, 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_v_8_klasse_grebenkina_s._a.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в 8 классе в 2018-2019 учебном году

Выступление классного руководителя

      Значимость профориентационной работы среди подростков  можно подчеркнуть словами  доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни  уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».

 Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем.  Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии...

Начиналась  профориентационная работа уже в 5 классе, где уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду,  знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности,  давать возможность попробовать себя в разных видах труда.

Методы работы должны чередоваться,  взаимодополнять друг друга и включать следующие направления:  

-диагностику и оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;

В психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников.  Например:  методика определения профессионального личностного типа Голланда, методика изучения склонностей Синявского и Федоришина и т.д..

В 8  классе я обычно  провожу  опрос  о предпочтительном  выборе профессии и необходимости изучения школьных предметов и выбора экзаменов.

Психологическое консультирование – это возможность обсудить со специалистами в области управления карьерой вопрос выбора будущей профессии.

Профинформация -  включает в себя знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. Эти вопросы можно включать в тематику классных часов, бесед с учащимися и их родителями.  Что я делаю систематически. Для того, чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессии, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.

  Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов. В текущем году с учащимися 8 класса были проведены экскурсии в  Кустовскую библиотеку; в музей- диораму «Курская дуга», в «Белэкспоцентр», в магазин с. Кустовое.

 В 8 классе включение в планирование мероприятий, направленных на выявление интересов и склонностей в выборе профессии. Это: психологические практикумы, деловые игры, анкетирования учащихся и родителей, экскурсии и встречи.

В ходе проведенного анкетирования учащихся было выявлено, что большинство учащихся класса предпочитают следующие профили:  гуманитарный, спортивный, естественный, лингвистический.

Тестирование основных групп профессий показало, что к группам  относятся  «П»- 6 ч., «Ч» - 4 ч., «З» - 4 ч. , «Х» - 5ч., «Т» - 3 ч.

 Думаю, что эти данные необходимо учитывать при формировании элективных курсов и планировании воспитательной работы  на следующий год.

     В ходе проведенного анкетирования родителей по профориентации (25. 01. 2019 г.) были получены следующие данные, которые во многом совпадают с мнением учащихся: рейтинг профессий: юрист, экономист, медик, педагог.

Литература.

1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Москва: Вако, 2005. - 288 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.

План работы классных руководителей   по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год

План посещение школы и подготовки материалов...

материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"

данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....