Профориентационная работа
статья (8 класс)
Материал для классного руководителя может испльзоваться в 8, 9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_v_8_klasse_grebenkina_s._a.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Система профориентационной работы в 8 классе в 2018-2019 учебном году
Выступление классного руководителя
Значимость профориентационной работы среди подростков можно подчеркнуть словами доктора педагогических наук Н.С. Пряжникова: «Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией...».
Таким образом, профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос: зачем он вообще учится?
Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии...
Начиналась профориентационная работа уже в 5 классе, где уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду, знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда.
Методы работы должны чередоваться, взаимодополнять друг друга и включать следующие направления:
-диагностику и оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
В психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования тестов и опросников. Например: методика определения профессионального личностного типа Голланда, методика изучения склонностей Синявского и Федоришина и т.д..
В 8 классе я обычно провожу опрос о предпочтительном выборе профессии и необходимости изучения школьных предметов и выбора экзаменов.
Психологическое консультирование – это возможность обсудить со специалистами в области управления карьерой вопрос выбора будущей профессии.
Профинформация - включает в себя знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда. Эти вопросы можно включать в тематику классных часов, бесед с учащимися и их родителями. Что я делаю систематически. Для того, чтобы было легче осуществить психологически правильный выбор профессии, школьникам необходимо владеть информацией о мире профессии, иметь представления о содержании и условиях труда в выбранной сфере деятельности, знать о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.
Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов. В текущем году с учащимися 8 класса были проведены экскурсии в Кустовскую библиотеку; в музей- диораму «Курская дуга», в «Белэкспоцентр», в магазин с. Кустовое.
В 8 классе включение в планирование мероприятий, направленных на выявление интересов и склонностей в выборе профессии. Это: психологические практикумы, деловые игры, анкетирования учащихся и родителей, экскурсии и встречи.
В ходе проведенного анкетирования учащихся было выявлено, что большинство учащихся класса предпочитают следующие профили: гуманитарный, спортивный, естественный, лингвистический.
Тестирование основных групп профессий показало, что к группам относятся «П»- 6 ч., «Ч» - 4 ч., «З» - 4 ч. , «Х» - 5ч., «Т» - 3 ч.
Думаю, что эти данные необходимо учитывать при формировании элективных курсов и планировании воспитательной работы на следующий год.
В ходе проведенного анкетирования родителей по профориентации (25. 01. 2019 г.) были получены следующие данные, которые во многом совпадают с мнением учащихся: рейтинг профессий: юрист, экономист, медик, педагог.
Литература.
1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) Москва: Вако, 2005. - 288 с..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
План работы профориентационной работы 2016-2017 учебный год
План посещение школы и подготовки материалов...
План работы по реализации профориентационной работы и профильного обучения старшеклассиков
План работы...
материал к классному часу, а также работа учителя химии по теме "Профориентационная работа классного руководителя и учителя химии"
данный документ содержит информация о профориентационной работе, которая проводилась с учащимися 10-го класса на классном часу, а также материал, содержащий взаимосвязь химии с различными прорфессиями...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....