Воспитательный час: "Патриот, кто он?"
классный час (9 класс)
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка такого классного часа необходима для патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_9_klass.docx | 752.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час: « Патриот, кто он?»
Цели и задачи:
Воспитание в человеке нравственных качеств, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к родному языку;
• забота об интересах Родины;
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за ее социальные и культурные достижения;
• отстаивание ее свободы и независимости;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка такого классного часа необходима для патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей».
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к истории родного края и желание активно участвовать в жизни своего поселка, дать прочувствовать детям значимость малой Родины.
• Воспитание уважение и любовь к малой Родине на конкретных примерах:
Образовательные:
повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;
Развивающие:
развивать умения работы с различной литературой;
умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями;
Воспитательные:
воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв.
Ученик 1: Ученик 2: Ученик 3:Гордись тем, что ты - гражданин многонациональной России
Учащиеся исполняют государственный Гимн России.
Воспитательный час: «Россия – наш дом»
Цель: продолжить работу по формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому Родины.
Задачи:
- способствовать формированию умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения возникающих проблем;
- способствовать развитию интереса к историческому прошлому страны;
- развивать коммуникабельность, умения работать в коллективе;
- способствовать воспитанию стремления делать нравственный выбор.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; аудиозаписи музыкальных композиций, карточки Син, бумага для работы формата А3, разноцветные маркеры.
Направление ВР: гражданско-патриотическое, нравственное
Ход классного часа
- Введение.
Вступительное слово классного руководителя:
Добрый день, дорогие ребята, гости! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвященном гражданско-патриотическому воспитанию.
В рамках патриотического воспитания мы поговорим о важных понятиях для нас и нашей страны.
Ощущаете ли Вы себя гражданином –патриотом России?
Обсудите с партнером по лицу. Объясните, почему?
Начинает говорить партнер А.
Какими качествами или какой должна быть личность гражданина – патриота России?
Структура Плэйсмэт консенсус.
Запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа.
Обменяйтесь своими идеями. Начинает говорить участник №1. Работайте жестами.
Если вся команда пришла к консенсусу “большой палец вверх”запишите эту идею в центральный квадрат. Продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.
Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
Пожалуйста, кто начнет разговор первым?
Стол №1 пожалуйста Ваше мнение!
Стол №2-какие у Вас версии?
Стол №3 – есть ли что добавить к сказанному?
Стол №4? Прошу озвучьте Ваши варианты.
Спасибо за работу!
Слайд №6.
Слайд №7.Стихотворение читают:
Класс читает стихотворение:
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.
Какие военно-патриотические праздники отмечают в России ежегодно?
Обсудите с партнером по лицу.
Слайд №8.
№9-№17
Какие меры принимаются чтобы сохранить память о героях Отечества?
Слайд №18. Обсудите с партнером по плечу.
Стол №4, участник №1 что сказал Вам Ваш партнер по плечу? И т.д.
Какой вклад можете внести Вы – нынешнее молодое поколение?
Обсудите в группе – мозговой штурм. Участник №3 записывает варианты ответов.
Стол №1 пожалуйста Ваше мнение!
Стол №2-какие у Вас версии?
Стол №3 – есть ли что добавить к сказанному?
Стол №4? Прошу озвучьте Ваши варианты.
Спасибо за работу!
Слайд №19.
В нашем государстве молодым всегда была дорога . Слайд №20,21
Государственный совет Российской Федерации
ДОКЛАД
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2009 г .
Слайд №22.
«Молодым везде у нас дорога…» Опишите или нарисуйте эту дорогу.
Какие меры на уровне класса и школы сегодня приняты!
Слайд №23-35
Перекрестная наметка идей.
“Патриотизм – это...”
1.Возьмите лист бумаги формата А4 (у каждого ученика свой лист). Согните верхнюю часть листа на 2 сантиметра. Согните оставшуюся часть так, чтобы получилось 16 ячеек (4*4), и прочертите линии сгиба ручкой. На верхней линии листа запишите раздражитель
“Патриоизм – это...”
2.При помощи сималтиниус раунд тейбл зарисуйте и запишите две идеи о патриотизме в любых двух ячейках.
3. Зарисуйте и запишите еще 2 идеи в каждый лист.
4. Участник №1 собирает все работы. Четные и нечетные столы обмениваются работами.
5.Зарисуйте и запишите еще две идеи в любые две ячейки.
6. зарисуйте и запишите еще две идеи в каждый лист при помощи Сималтиниус раунд тейбл.
Тик –тэк-тоу.
1. Пронумеруйте ячейки от 1 до 16. Прочитайте 16 разных идей на своем листе. 2. Создайте 1 предложение “Патриотизм – это...”, используя все слова или по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали.
3. Выполните сингл раунд робин, начиная с участника №3.
Итог
-Любите Россию, ребята, и гордитесь тем, что вы её граждане! Её будущее - в ваших руках, и она будет такой, какой сделаете её вы.
Слайд №36
Спасибо за работу!
Цель: Духовно-нравственное воспитание обучающихся, формирование общечеловеческих ценностей
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
сориентировать на ценности человеческой личности;
формировать представление о смысле и цели жизни.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация, картины, карточки.
Ход урока
l. Организационный момент, определение темы классного часа
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать всех вас на нашем классном часе. Сегодня у нас состоится важный и очень непростой разговор. Я надеюсь, что вам будет интересно, и вы будете активно участвовать в нашем диалоге. А тема сегодняшнего классного часа –
« Человеческие ценности»
- Ребята, в литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей, чему-либо поучать, внушать им что-то. В них изложены нравственные ценности человечества.
Верно, притча – короткий назидательный рассказ, заключающий в
себе нравственное поучение.
В притчах нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. Жанр притчи возник в древности на Востоке, где люди любили выражать свои мысли загадками. Притчи содержат тот нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но человек вновь и вновь пытается понять, что такое прощение, милосердие, сострадание.
ll. Беседа.
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и всё, родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
Клип «Ангелы»
(Автор клипа Коровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/.
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель АурикаМгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта" )
- Какие чувства вызывает этот клип? Почему?
Клип побуждает светлые, добрые чувства,они заставляют нас задуматься о главных ценностях в нашей жизни.
Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
Давайте попробуем сделать свой выбор
Я и мой выбор
-А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Пред вами три зала:
№1 зеленый №2 желтый №3 красный
Презентация «Картинная галерея» (картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск ее смысла, но не комментирую и не называю названия залов)
-Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти.
-Возьмите полоски того цвета, куда вы собрались пройти посмотреть картины (ребята подходят к доске и прикрепляют цветные полоски под названием зала)
Выразите свое мнение: почему вам хотелось войти именно сюда (обсуждение)
А теперь давайте узнаем идею каждого зала:
1. (зеленый) Жизнь как наслаждение.
2. (желтый) Жизнь как общение с другими людьми.
3. (красный) Жизнь как поиск смысла жизни.
- В такие ли вы залы хотели попасть?
-Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе?
-Вот, сейчас, в игре, вы можете изменить свой выбор, свое решение,но в настоящей жизни это сделать гораздо труднее.
-Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание.
Прозябание-бесцельное существование.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, его цели в жизни, в его поведении: Надо прожить жизнь с достоинством, что - бы не стыдно было вспоминать.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства в жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…
Уметь извиняться, признавать перед другими ошибки - лучше, чем юлить и врать.
-Давайте попробуем поразмышлять над некоторыми из существующих человеческими качествами.
III. Работа над притчей.
Притча о ветре и цветке.
Притча «Раны не заживают полностью».
Притча отруде.
IV. Работа на карточках.
Перед вами ребята лежат листочки, на которых написаны слова.
(Радость, бедность, ложь, здоровье, богатство, болезнь, горе, честность, ответственность, предательство, верность, трудолюбие, лень.)
-Разделите их на два столбика. По какому принципу вы разделили слова?
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Человек, обладающий такими качествами как честность, ответственность, верность, преданность и отзывчивый, милосердный , трудолюбивый.
Здоровый человек, обладающий такими качествами как честность, ответственность, верность, преданность и отзывчивый, милосердный , трудолюбивый. часто встречает трудности на своем пути.
Хочется вам пожелать жить праведно, соблюдая ряд правил.…
V.Правила для жизни:
1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей;
2) Умейте видеть достоинства людей, цените их;
3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте покаяться и простить обиды;
4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации;
5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим;
6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент;
7) Не попрекайте никого тем, что вы помогли.
vl. Итог.
Если вы возьмете себе за цель делать добрые дела, жить в мире и согласии, любить ближнего, оставить после себя добрый след, видеть и сохранять красоту и тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом.
МКОУ « Щучинская СОШ»
Классный час
« Человеческие ценности»
9 класс
Скаткова Татьяна Васильевна-
классный руководитель
Классный час «Мы выбираем жизнь» (по профилактике подросткового суицида)
Песня группы «Сплин» «Летела жизнь»
Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о жизни, о её горестях и радостях, о её скоротечности и смысле…
На этой неделе в школе был проведен небольшой опрос – мы попросили вас продолжить фразу «Жизнь – это…». Давайте посмотрим, что у нас получилось
(слайд 1)
А сейчас я предлагаю подобрать определения к слову «жизнь». Жизнь… Какая она…
От безбожья до Бога – мгновение одно
От нуля до итога – мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно -
Сказал когда-то Омар Хайям.
К сожалению, есть люди, которые не ценят свою жизнь. И зачастую проживают её бесцельно и бессмысленно, просто прожигая. Но ещё страшнее, когда человек решается на роковой шаг – добровольно уйти из жизни
(слайд 2)
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек |
среди них:
- 300 тысяч китайцев,
- 30 тысяч американцев,
- 25 тысяч японцев,
- 20 тысяч французов,
- 50 тысяч русских
Что движет человеком, который решается на столь страшный шаг – покончить жизнь самоубийством (называют причины - несчастная любовь, конфликты с близкими, смертельная болезнь, проблемы в семье, непонимание, страх перед будущим…)
(слайд 3)
Всемирная организация здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
- 19% - страх перед наказанием
- 18% – душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.
- 41% - другие
Особенно страшно, когда добровольно уходят из жизни совсем молодые люди – юноши и девушки.
По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств.
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-18 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
Почему именно подростки так часто решают свести счёты с жизнью? Психологи и врачи говорят, что дело в несформированности эмоционально-волевой сферы. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Они не думают о необратимости факта смерти. Они любой ценой хотят доказать свою самостоятельность, взрослость и независимость.
Но если они действительно хотят быть взрослыми, то они должны признать, что суицид свидетельствует
о слабости,
эгоизме,
безответственности,
неумении решать проблемы,
Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии. А тут и до роковой черты недалеко…Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, с помощью которой мы определим уровень вашей эмоционально-психической напряжённости.
Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность»
Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения –ставите знак «+» в бланке ответов. Если же такое происходит с Вами редко или никогда не бывает –знак минус.
1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке.
2. Отступление учителя от основной темы сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене.
4. Иногда мне кажется, что мои знания по отдельным предметам ничтожны.
5. Отчаявшись выполнить какое-нибудь задание, я опускаю руки.
6. Я не успеваю усвоить учебный материал, и это вызывает чувство неуважения к себе.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.
10. Я – безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании, и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке и на экзамене.
13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня раздражает.
14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзамене или при ответе на уроке очень тревожат меня.
16. Во время выступления я начинаю заикаться.
17. Мое состояние во многом зависит от успешности выполнения учебного задания.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и, потом жалею об этом.
19. Состояние класса и отношение ко мне очень влияют на мое настроение.
20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
21. У меня обычно не бывает головных болей после длительного напряжения.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Невыполненное задание или контрольная работа не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если не уверен в своих знаниях.
25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительных вопросов, задаваемых учителем.
27. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.
28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня. Обычно я успеваю сделать все, что планирую.
1 | 11 | 21 |
2 | 12 | 22 |
3 | 13 | 23 |
4 | 14 | 24 |
5 | 15 | 25 |
6 | 16 | 26 |
7 | 17 | 27 |
8 | 18 | 28 |
9 | 19 | 29 |
10 | 20 | 30 |
Обработка результатов.
1. Подсчитайте плюсы в 1 и 2 колонках.
2. Подсчитайте минусы в последней.
3. Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и возьмите только половину.
4. Сложите все три числа, и полученный ответ сравните со шкалой:
низкий уровень эмоционального напряжения – 0-10
средний уровень – 11-17
высокий уровень – 18-22
высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельностью – 23-30
Человек часто не знает, как бороться со стрессом. Как снять нервно-психическое напряжение? Для этого существуют простые и доступные способы…Давайте вспомним о них.
- спортивные занятия
- контрастный душ или баня
- стирка белья
- скомкать газету и выбросить
- мытье посуды
- погулять на свежем воздухе
- послушать музыку
- посчитать зубы языком с внутренней стороны
- вдохнуть глубоко до 10 раз
Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах)
(слайд 4)
Дастин Картер (фото) подвергся ампутации рук и ног, будучи еще ребенком, в 5-летнем возрасте, из-за редкого заболевания крови. В восьмом классе он вступил в школьную команду по вольной борьбе, хотя никто не ожидал, что ему удастся чего-либо достичь в этой области. И действительно, в течение долгого времени у него ничего не получалось. Но трудолюбие и ежедневные тренировки принесли свои результаты в старших классах. Не так давно Картер представил свою школу на первенстве по борьбе в Огайо. Ему присудили одно из первых мест среди 16 участников в его весовой категории. А имя этого мужественного молодого человека фигурирует среди имен лучших борцов Америки. Примечательно, что Дастин борется с абсолютно здоровыми людьми и выигрывает у них в честной схватке.
Ролик
http://www.youtube.com/watch?v=4o_-lCFWbp0
(слайд 5)
Марк Гоффни (фото) появился на свет без рук, но всегда хотел стать музыкантом. Он начал играть на тромбоне, а свою потребность в игре на гитаре реализовал при помощи ног. А в 1992 году Марк создал группу Big Тое.
Ролик
http://www.youtube.com/watch?v=Unbqs2RyrZY&feature=related
Но чаще всего люди ропщут и жалуются на свою судьбу. А ведь вместе с тем, говорят, что жаловаться на жизнь – большой грех, ибо у каждого из нас свой крест и нести его нужно достойно.
Ролик
http://www.youtube.com/watch?v=5X-kxb8Iprc
С точки зрения верующего человека «жизнь дается Богом, и только он может распоряжаться судьбой человека. Человек не вправе определять свой последний час. «Чем человек мужественнее справляется с трудностями, тем больше ему воздастся после смерти», - считают верующие люди.
(слайд 6)
Однажды случайно в канун Рождества я чудную притчу прочла…
История эта по-детски наивной была :
Четыре свечи – на столе рукотворный костер –
Чуть слышно вели меж собой разговор;
И первая свечка заметила в память огня:
«Значение мира вселили когда-то в меня…
Мой свет был так нужен, но люди о мире забыли
И войнами слабый мой свет затушили.»
Другая ей вторила тихо, скрывая печаль,
Что символом веры горела когда-то свеча,
Но только, считая себя и сильней, и умней
От веры бежало всё больше и больше людей…
«И свет и тепло постепенно иссякли во мне,
А люди, я знаю, нуждаются в новом огне.»
Умолкла вторая свеча и тихонечко третья сказала:
«Когда-то любовь для людей я собой излучала,
Но люди забыли о силе живого огня,
Холодным расчетом они погасили меня…»
Тут в комнату тихо ребёнок вошёл
И в кранце потухшие свечи нашёл…
От страха готов был расплакаться он
И с маленьких губ его вырвался стон:
«Вам нужно светить и гореть!
Вы мне очень нужны –
Вы – вера, любовь и счастливая жизнь без войны…»
Четвёртой свечи огонёк малыша приласкал
И высушил слёзы и твёрдо сказал:
«Пока я горю – тебе нечего больше бояться!
Ведь надеждою мне повезло называться.
Не бойся, малыш, и огнём от меня –
Зажги у потухших свечей три другие огня!»
Ребёнок тянулся к свечам изо всех своих сил
И, к счастью, огонь на потухших свечах оживил!
Давайте же, люди, мудрее и бережней будем
И самого главного в жизни своей не забудем –
Для жизни святой сохраним наши светлые души
И эти четыре огня никогда не затушим.
Пусть огонь надежды не погаснет никогда внутри нас, и пусть всегда в нашей жизни горят свечи Веры, Мира, Любви и, конечно, Надежды.
Наша жизнь правда чем-то похожа на пламя свечи, потому что её также легко загасить. Поэтому сейчас мы передадим свечу как символ жизни друг другу. Передавая, будем говорить друг другу добрые слова.
«КЛАССНЫЙ ЧАС
Милосердие – зеркало души человека»
Цель:
Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся и усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: компьютер, проектор, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Подготовительный этап: Слайд 2
1. На интерактивной доске пословицы о доброте:
1) Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2) Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
3) Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
4) Добрые слова дороже богатства.
5) Кто добро творит, тому бог отплатит.
6) Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
2. Класс делится на группы, у каждой группы на столе фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
3. На стенде выставка рисунков «Наши добрые дела».
Содержание классного часа.
Звучит песня Шуры «Твори добро». Слайд 2
- Руки твои сильные
Ты защити слабого
Мысли твои верные
Ты научи глупого
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая
Дари ее тому
Кому больно одному
Припев
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
- Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня
Досветла
Припев
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Твори добро на всей земле
Твори добро другим во благо
Не за красивое спасибо
Услышавшего тебя рядом
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
Дети! Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д.
Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, и ответьте, какая же тема сегодняшнего классного часа.
Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками, четвертые…Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.
Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведет узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чем-то меж собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что-либо съестное, однако вскоре отстают.
Впрочем, старики не больно-то и обращают на них внимание, собаки просто-напросто убегают дальше по улице, в поисках более приветливого места.
Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботесанные скамейки и по долгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей… А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и их хозяек этого дома.
Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет, вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.
Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно » - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:
- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алеши сегодня день рождения.
Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины.
Ступив на крыльцо дома, женщина как-то просветлела и, облегченно вздохнув, громко произнесла: «Слава богу, наконец-то, дошли!» Правда, вокруг не было никого, кто бы мог разделить ее радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», - она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания. Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:
- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда-то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.
Старуха поспешно взяла тяжелый узел в руки и пошла за женщиной.
Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.
- Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего, - я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?
Женщина вынула из сумочки какой-то сверток, небрежно завернутый в газету, и положила перед директором на стол:
- Вот, читайте. Здесь, между прочим, все должно быть написано.
Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платочек, не спеша, старательно протер стекла очков. Затем развязал тесемочку на свертке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:
- Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?
- Как это кем? Дочерью, конечно.
- Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?
- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила: - Что-то не в порядке с документами? Мне в соцобесе заверили, что «все в порядке».
- Конечно, конечно, «все в порядке», - полуиронически сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?
И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:
- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.
- Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили посвободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.
Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:
- Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую не соглашается. Уперлась на своем, как деревенский бык. И все тут!..
- Сейчас мне все стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. – Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…
Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошел вплотную к старушке и спросил напрямую:
- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?
- Да откуда такому желанию-то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так что, не обессудьте старуху.(Виль Казыханов)
Вопросы для обсуждения в группах:
- Как вы думаете: чего же не смогла вынести эта старуха? Чем допекла ее собственная дочь?
- Оскорблений в свой адрес, неуважительности, бездушия, бессердечности и так далее.
- Как можно назвать все это кратко?
- Безжалостность, жестокость и т.д.
- Как вы думаете: кто составляет большинство из ныне живущих с нами рядом? Больше добрых или жестоких людей?
- Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
- О милосердии, доброжелательности в людях.
Тема нашего классного часа «Милосердие –это зеркало души человека» . Слайд 4
(Пишется на доске название классного часа.)
Ученица. (Слайды с фотографиями бабушек и дедушек учащихся).
Для веселых весенних ветвей
Корни более, чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них –
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв…
Но у старости силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)
Учитель: Что же такое милосердие? Что предполагает «милосердность»? (отвечают дети)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».
(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель:
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.
Можно нарисовать такую схему.(Схема на доске)
Слайд 5
Перед вами лежат толковые словари, вы должны мне найти определения этих слов с помощью словарей. (Работа в парах.)
сострадание уважение человеколюбие
доброта гуманность альтруизм
Ответы (каждое определение на доске) Слайд 6
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-
нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.
АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.
Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Выполнив это задание, вы поняли, что слова из схемы взаимосвязаны.
Послушайте высказывание:
«Милосердие – это активная доброта». (И.Н. Шевелев) Слайд 7
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.
ТЕСТ. Слайд 8, 9
(Вопросы появляются поочередно на интерактивной доске.)
Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Вопросы:
- У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
- Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
- Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
- Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
- Часто ли ты используешь злые шутки?
6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
- Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя
совершенно не интересует?
- С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
- Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
- Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
- Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
- Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Результаты: Слайд10
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель: Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
Я желаю вам добра, Слайд 11
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам». Слайд 12
В мире где кружится снег шальной
где моря грозят крутой волной
где подолгу доброю ждем порой мы весть
чтобы было легче в трудный час
очень нужно каждому из нас
очень нужно каждому знать что счастье есть
Мы желаем счастья Вам
счастье в этом мире большом
как солнце по утрам
пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья Вам
и оно должно быть таким
когда ты счастлив сам
счастьем поделись с другим
В мире где ветрам покоя нет
где бывает облачным рассвет
где в дороге дальней нам часто снится дом
нужно и в грозу и в снегопад
чтобы чей-то очень добрый взгляд
чей-то очень добрый взгляд согревал теплом
Мы желаем счастья Вам
счастье в этом мире большом
как солнце по утрам
пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья Вам
и оно должно быть таким
когда ты счастлив сам
счастьем поделись с другим
Мы желаем счастья Вам
счастье в этом мире большом
как солнце по утрам
пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья Вам
и оно должно быть таким
когда ты счастлив сам
счастьем поделись с другим
Мы желаем счастья Вам
Мы желаем счастья Вам
Мы желаем счастья Вам
Использованная литература:
1 .Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Любое издание.
2. В. Казыханов. Уроки нравственности.- Издательство «Творчество»,1997.
3. Журнал «Воспитание школьников»-2006,№6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Я-классный руководитель" Воспитательная программа "Растим патриотов"
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего п...
Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".
В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....
Воспитательное мероприятие "Юный патриот"
Воспитательное мероприятие подготовленно к празнованию Дня победы. Мероприятие содержит справочную информацию для детей, а также предлогаются интерессные вопросы. Мероприятие расчитано на командную иг...
Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...
Модель реализации воспитательной программы "Растим патриотов".
Модель реализации воспитательной программы "Растим патриотов"....
Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Патриот"
Патриот.Цель:Формирование правовой культуры, чувства уважения, любви к своей стране, семье.Задачи:1. Воспитывать патриотические чувства, гражданственность, уважение к нормам ко...
программа (воспитательный блок) Патриот
программа "Патриот" как блок воспитательной программы школы, предназначена для воспитания в подростающем поколении патриотического настроя, любви к Родине, государству...