программа (воспитательный блок) Патриот
методическая разработка на тему

Мамаева Кристина Станиславовна

программа "Патриот" как блок воспитательной программы школы, предназначена для воспитания в подростающем поколении патриотического настроя, любви к Родине, государству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patriot.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Патриот" 

МБОУ ОШ №13

       

       Цель:

       Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 

       Задачи: 

-  продолжение  создания  системы патриотического воспитания;

-  привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан;

-  повышение качества патриотического воспитания.

       Срок реализации программы:  2016 – 2018 г.г.

       Ожидаемые результаты: 

  • повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
  • повышение степени готовности обучающихся к  выполнению своего гражданского и  патриотического долга;
  • умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
  • повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества.

Пояснительная   записка. 

      Программа  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 1-9 классов.

 Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. 

       Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

       Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. 

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Цель данной   программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся школы по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. 

       

В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ,  и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов. Учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. 

       

       В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как 

-       День Знаний; 

-       День пожилых людей; 

-       День Учителя; 

-       День Матери; 

-       День защитника Отечества; 

-       Месячник военно-патриотического воспитания;

-       День Победы; 

-       День защиты детей и др.  

       Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. 

       В этом плане  надо отметить  детскую организацию «ЦЭТ» .

Большое внимание уделяется проведению акций «Памятник», «Ветеран», «Радость людям». 

       Этапы реализации программы:

       I этап: проектный – 2016 учебный год. 

       Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. 

       Задачи: 

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

       II этап: практический – 2016-2017 учебные годы. 

       Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. 

       Задачи: 

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 

3.     Развивать ученическое самоуправление. 

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

7.     Проводить мониторинг реализации программы. 

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. 

       

       III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год. 

       Цель: анализ итогов реализации программы. 

       Задачи: 

1.     Обобщить результаты работы школы. 

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 

3.     Спланировать работу на следующий период. 

Механизм реализации программы. 

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ ОШ №13. 

       Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

       При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. 

       Оценка эффективности реализации программы. 

       Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. 

 

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков: 

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; 

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; 

-       умение принимать и защищать свои решения; 

-       готовность к участию в общественных делах; 

-       готовность к образованию; 

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: 

-       патриотизм и любовь к Родине; 

-       права и свободы человека и гражданина; 

-       символика Российской Федерации; 

-       национальное самосознание; 

-       уважение чести и достоинства других граждан; 

-       гражданственность. 

Количественные параметры: 

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением; 

4.     Деятельность детско-общественной  организации; 

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

6.     Проведение мероприятий. 

 

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость 

       В результате реализации Программы ожидается: 

       1. В школе как в образовательной системе: 

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания; 

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; 

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

       2. В образе выпускника: 

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей; 

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; 

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 

       Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 

         Мероприятия по реализации программы 

Мероприятия  

Период   исполнения

Ответственный

1.

Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  

В течение  года

Директор  школы

2.

Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.    

Сентябрь

Зам. директора

3.

Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. Директора, руководитель  музея, классные  руководители.

4.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

Постоянно.

Руководители  МО, учителя – предметники.

5.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная»  

В течение года

Зам. директора

6.

Проведение научно – практических конференций.

Октябрь, февраль.

Зам. директора , руководитель  музея.

7.

Участие в районных соревнованиях «Нижегородская школа безопасности. Зарница»

май

Преподаватель   ОБЖ.

8.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .  

В течение  года

Зам. директора по ВР, руководители  МО, вожатые.

9.

Участие в туристическом слете

В течение года

Учителя физкультуры  и  преподаватель-организатор ОБЖ.

10.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.

В течение  года

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, вожатые.

11.

Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов.

февраль

Вожатая, учителя музыки

12.

Проведение месячника военно-патриотического воспитания

Ежегодно, февраль.

Учителя физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

13.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»  

Ежегодно, май.

Вожатые

14.

Организация показа и обсуждение научно- популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение  года

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея.

15.

Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.

В течение  года

Зам. директора по ВР, классные  руководители.

16.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение  года

Классные  руководители, вожатые.

17.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию на сайте организации.

Постоянно.

Зам. директора

18.

Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Постоянно.

Зам. директора по ВР.

19.

Организация походов по родному краю.   

Постоянно,.

Классные  руководители.

20.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучение государственной символике РФ

декабрь

Классные  руководители, учителя истории

План   реализации программы  «Патриот» 

         на   2016 – 2017 учебный год.

Мероприятие

Дата проведения

Задействованные классы

ответсвенный

1.

Классные  часы

« Профессия – Родину защищать».

сентябрь

2-11

Учебные кабинеты

2.

Проведение  спортивной эстафеты, посвящённой  65-летию  Победы.

сентябрь

2-11

Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.

3.

Выставка детского творчества «Этих дней не смолкнет  слава!»

октябрь

1-7

Актовый зал школы

4.

Краеведческие  чтения «Из  истории  нашего края».

октябрь

9-11

Школьный музей

5.

Выставка «История в рисунках»

ноябрь

2-7

Фойе  школы

6.

Школьные краеведческие чтения «Война в судьбе  моей семьи».

ноябрь

7-11

Школьный музей

7.

Уроки мужества «Битва за Москву».

декабрь

4-11

Учебные кабинеты, школьный музей.

8.

Книжная выставка «Слава  тебе, победитель-солдат!»

декабрь

1-11

Школьная  библиотека.

9.

Оформление стенда «Великая  Победа»

Январь, февраль

10,11

Школьный музей

10.

Составление летописи «Шаги  Победы».

февраль

6-11

Актовый зал школы

11.

Конкурс литературно – музыкальных композиций «И  помнит  мир спасённый»

февраль

6-8

Актовый зал школы

12.

Военно- спортивный праздник

«Эстафета славы».

февраль

9-11

Спортивный зал школы.

13.

Смотр строя и песни.

февраль

1-5

Актовый зал школы

14.

Уроки  мужества  с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

февраль

1-11

Учебные кабинеты, школьный музей.

15.

Экскурсии  в  школьный музей 212 полка.

В течение учебного года

1-11

Школьный музей

16.

Участие  в  городских  соревнованиях  по  пулевой  стрельбе.

февраль

7-11

Городской  тир

17.

Конкурс – выставка  детского рисунка»Солдат Победы!»

март

1-6

Фойе школы

18.

Школьный конкурс чтецов

«Салют, Победа!»

март

4-9

Школьный музей

19.

Книжная выставка

«Чтоб не видел я войны,

Дед мой спас Отчизну»

апрель

1-11

Школьная  библиотека.

20.

Субботник по уборке  территории  вокруг памятника погибшим воинам.

Апрель-май

9-10

Лесозаводской сквер, дубовая роща на кладбище в Сокольниках.

21.

Бал  поколений с участием  ветеранов.

май

10-11

Актовый зал школы

22.

Торжественная  линейка, посвящённая  65-летию  Победы.

май

3-6

Актовый зал школы

23.

Конкурс праздничных газет

«Слава  Вам, солдаты!»

май

7-10

Фойе  школы

24.

Возложение венков и цветов к памятникам погибшим воинам.

май

8-9

Кладбище «Затенки»

25.

Участие   в  пробеге  на приз газеты  «Приволжская  правда»

май

7-11

Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.

26.

Участие  в  городском  туристическом  слете.

июнь

7-11

Берег реки Меры

27.

Участие в городских мероприятиях, посвященных 65-летию  Победы.

в течение года

1-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный блок образовательной программы

"Духовный мир  члена районного объединения "Патриоты Подолья"" - воспитательный блок авторской образовательной программы "Я и ты - странаРоссия". отбор содержаниявоспитания и его структурных элем...

Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...

Воспитательный час: "Патриот, кто он?"

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка такого классного часа необходима для патриотического воспит...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»...