Роль классного руководителя в определении и развитии индивидуальной траектории обучающегося
статья

Тимошенко Ирина Владимировна
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Роль классного руководителя в определении и развитии индивидуальной траектории обучающегося»

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Каким должен быть сегодня ученик? Ответим на этот вопрос словами В.Г. Белинского: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой».

Учитель – это, прежде всего практик, а классный руководитель – практик вдвойне.

Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся в современной школе  является узловой проблемой индивидуализации в воспитании.

Классный руководитель является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность и т.д.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В 6 «Б» классе 28 человек: 17 девочек и 11 мальчиков. Стараюсь внимательно отслеживать каждого обучающегося:

  • Какой он на уроке, перемене, на внеурочном мероприятии;
  • Встречаюсь с родителями;
  • Провожу индивидуальные беседы.

Ребенок имеет право на пробу и ошибку, свободу выбора любимой деятельности. Каждый ребенок проживает свою жизнь в соответствии с индивидуальной образовательной траекториейкоторая выстраивается совместно с помощью всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей, родителей для наиболее полного развития каждого ребенка

Индивидуальная образовательная траектория - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. Благодаря личностно – ориентированному подходу ребенок добивается больших личностных результатов. 

Задача  любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива. Для того чтобы всех ребят сплотить и сделать единым целым, было проведено несколько совместных мероприятий.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. В процессе своей деятельности я в первую очередь взаимодействую с учителями-предметниками, привлекаю учителей к работе с родителями, включаю обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.

При поддержке психолога анализирую развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников.

Тесно взаимодействую с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся

В своей работе я не забываю о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника образовательного учреждения, провожу беседы и классные часы о здоровом образе жизни.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При непосредственном участии родителей организованы экскурсии в краеведческий музей, Калачную, Поездка в музей Иллюзий, Кидзанию и др».

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы. Проведены такие классные часы как  «О культуре поведения», «Права ребёнка глазами ребёнка». Собирали материал к классному часу к 70-летию Победы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», Ребята участвуют в акциях:

«Дело хоть бумажное, но очень важное «Подкормите птиц зимой» «Береги книгу», а также к праздникам: Новый год, День Учителя, Дню Защитника Отечества и Международному женскому Дню 8 марта.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Задача педагога, реализующего принципы личностно-ориентированного обучения на современном этапе развития образования и воспитания – овладеть конкретными способами и методами развития индивидуальности в каждом обучающемся.

Основные направления педагогического обеспечения индивидуальности:

1. Педагогическая поддержка становления индивидуальности: социальных инициатив, увлечений и интересов учащихся, содействие развитию самостоятельных и самоуправленческих начал в ученическом коллективе, проведение цикла тематических классных часов и занятий по познанию и самосовершенствованию личности ребенка, развитие творческих способностей детей.

2. Содействие ребенку в проявлении его индивидуальности: организация воспитательных дел, направленных на представление мира интересов учащихся и презентацию их личностных достижений, проведение внеклассных мероприятий состязательного характера (конкурсы, олимпиады, соревнования, поощрение учащихся за успехи в различных видах деятельности.

3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

 Мои ребята уже в 5- 6 классах принесли в школьную и классную копилку много дипломов за участие в различных конкурсах:

Внеурочная деятельность учащихся – обязательная часть образовательного процесса. 23 обучающихся моего класса занимаются по различным направлениям в образовательных учреждениях дополнительного образования (ДШИ- 11 чел., ЦДТ- 7чел., спортивные секции - 5 чел) , 4 - по данным направлениям не заняты и посещают все внеурочные занятия.

Основные цели и задачи внеурочной деятельности:

  • развивать интерес и любовь к предмету;
  • выявлять одаренных учащихся;
  • приобщать к исследовательской деятельности;
  • активизировать внеклассную работу (проведение кружков, олимпиад, конкурсов чтецов);
  • развивать самостоятельность, творчество, инициативу;
  • формировать коммуникативную компетентность (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы).

Во внеурочной деятельности формируются ключевые компетенции:

  • критическое мышление,
  • навыки самостоятельной работы,
  • самоорганизации и самоконтроля,
  • умение работать в команде,
  • чувство инициативы, любознательности ,
  • креативности,
  • чувство соревновательности,
  • чувство служения общему делу и т.д.

Ключевая роль в решении задач внеурочной деятельности принадлежит классному руководителю.

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологичес...