Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности
опыты и эксперименты на тему

Меркулова Т.Н.

роль классного руководителя для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: классный руководитель  Т.Н.Меркулова

Доклад на тему:

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности»

"Формирование личности ученика - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"

                                                                                                                В.А Сухомлинский

Слайд 2

В наше время деятельность классного руководителя носит особый характер, диктуемый своеобразием гуманистических систем, требованиями, предъявляемыми к педагогам, как к их создателям. Сегодня воспитание рассматривается, как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. На первое место выходит личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, формирование ключевых компетенций. Основная задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития.

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива

Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.) в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп.(Мой класс по своим интересам подразделяется на несколько групп, а также это и зависит от их социальных норм. Лидером в классе является Уваркина А., ее поручения выполняет любой одноклассник бесприкословно.)

Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Принимая ценности класса, в которые обычно включается значимость учебной деятельности, ребенок старается лучше учиться, что ведет к ускоренному когнитивному, интеллектуальному развитию. Вместе с тем намного больше психологических проблем возникает с детьми, чье положение в классе можно расценить как неблагополучное. Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков.(В моем классе есть такие ученики- это Степанищев В., Сидоров М.. Они на переменах стараются в классе не находиться, а заходят в класс со звонком.)Слайд3

Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей. (Провожу классные часы –«Мы за здоровый образ жизни!», «Этикет и мы! Проблема разговорной речи.», «Что такое интеллигентность?», «Человек и наркотики».

Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся.

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:Слайд 4

организация коллективной деятельности;

организация самоуправления;

организация перспективы развития коллектива;

организация традиций коллектива;

воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением. Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса (юноши-девушки), соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.(В моем классе Башмакову Инну постоянно избегали, не общались с ней из-за того, что она плохо одевается, не разговорчива, но я проводила беседы с учениками о ней, и мои дети перестали ее избегать, стали относиться к ней дружелюбно.)

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Что значит «формировать»? это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму.

Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства.

Доминирующий фактор сплочения:

  • общие интересы;
  • стремление приспособиться в специфических условиях;
  • авторитет лидера;

- наличие социальных норм.

Принцип сотрудничества:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков учащихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- диалогичность в общении;

- отсутствие страха;

- использование чувства юмора;

- не бояться сделать ошибку и признать её.

Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит классному руководителю, который должен изучить душу каждого ребенка.

Пути изучения:

а)        личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б)        изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по
школе;

в)        присутствие на уроках других учителей;

г)        просмотр ученических сочинений на свободную тему, даваемых словесником;

д)        психологические эксперименты (редко и осторожно).

е)        индивидуальные беседы.

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:Слайд5

  • установление личных контактов;
  • изучение учащихся;
  • реализация индивидуального подхода;
  • средства индивидуального воздействия;
  • выстраивание программы личностного роста ребенка;

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;
  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;

Заключение

Труд классного руководителя — в полном смысле коммунистический труд. На этот пост нас ставит любовь к детям, и награда за это самоотверженный труд, многолетний подвиг приходит через много лет — это благодарность наших детей, ставших взрослыми личностями, такими, какими мы хотели их видеть.

Советы педагогу:Слайд6

Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
Всегда найди то, за что можно похвалить ребенка. 
Не делай ничего за ребенка, а делай вместе с ним. 
Жалок воспитатель, лишенный чувства юмора. 
Научись все видеть и слышать, а кое-что не замечать.
Главное достоинство учителя - это чувство справедливости.
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом. 
Не отыгрывайся на детях, если у тебя плохое настроение. 
Чтобы иметь согласие - уважай разногласия. 
Будьте образцом уровня ответственности

И закончить свой доклад я бы хотела словами В.А.Сухомлинского:Слайд7

«Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь   в трудную минуту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Данная рекомендация позволяет улучшить работу по становлению классного коллектива....