Классный час «И на солнце есть пятна» (о проблеме толерантности)
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Фролова Дарья
Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«И на солнце есть пятна»

Цель:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

Задачи:

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
  • развитие способности к познанию себя и других людей.
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
  • формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю начать наш классный час с игры «Ладони».

Если вы очень хотите со мной общаться, то покажите 2 ладони;

– если вы просто согласны на общение, то покажите 1 ладонь;

– если вы по какой-то причине вообще не хотите общаться, то не поднимайте руки.

Большое спасибо за Вашу искренность

2.Вступительное слово учителя

Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна». Как вы понимаете эти слова?

– Прекрасное солнце имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.

Правильно. Я хочу вам рассказать одну притчу. Уверена, вы знаете фразу из нее.

…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина грешница; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Иисус, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Ребята, как вы понимаете смысл этой притчи?

– Нужно быть терпимыми к окружающим, когда сам не без греха.

3. Просмотр видеоролика.

Предлагаю вам к просмотру мультфильм.

Как вы думаете, какой смысл этого ролика?

– В мультфильме мы видим двух людей, которые тратят свои силы на вражду из-за нетерпимости, когда могли бы строить прекрасные пирамиды.

4. Разбор темы: игры, тесты.

Ребята! Я предлагаю вам сейчас подготовиться к выразительно подготовить к чтению средневековую персидскую притчу «Какие люди живут в этом городе». Нам нужны герои: рассказчик, первый путник, старик, второй путник, девочка. (Выбор желающих). Получите листки с текстом, выделите свои слова.

Рассказчик:

Смотрящих много, видящих немного.

Вот как-то раз, пережидая зной,

Под пальмою сидели у дороги

Два нищих – девочка, старик седой.

А мимо шел прохожий-чужестранец.

Первый Путник (выходит)

Красивый край!

Старик:

Красивый, спору нет.

Первый Путник:

Скажи-ка мне, достопочтенный старец,

Каков народ, живущий в сей стране?

Старик:

Тебе свое о нем скажу я мненье,

Но прежде ты ответь на мой вопрос,

А что за люди были в том селенье,

Где жить тебе до странствий довелось?

Первый Путник:

Такие, что про них и вспомнить тошно!

Себялюбивы, жадны, подлы, злы!

Старик:

Неужто все?

Первый Путник:

Все, как один, ничтожны,

Порочны и упрямы, как ослы!

И я безмерно рад, что их покинул.

Старик:

Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.

Первый Путник (со вздохом):

Пойду-ка дальше! (уходит)

Старик:

Путь твой будет длинным,

Идти тебе придется далеко.

Рассказчик:

Ушел, а старец с внучкою остались.

И вскоре к ним с вопросом подошел

Еще один прохожий-чужестранец.

Второй Путник (Старику): (выходит)

Я в этот край издалека пришел.

Ни нравов, ни обычаев не знаю.

А ты из местных?

Старик: Я родился тут.

Второй Путник:

Похож сей город на ворота рая,

Но что, скажи, за люди в нем живут?

Старик:

Тебе свое о них скажу я мненье,

Но прежде ты ответь на мой вопрос,

А что за люди были в том селенье,

Где жить тебе до странствий довелось?

Второй Путник:

Им всем Наидостойнейшее имя!

Они благочестивы и добры!

Я опечален, что расстался с ними,

Но таково веление судьбы.

Старик:

Тогда возрадуй сердце доброй вестью:

Щедр и прекрасен сей земли народ.

Ты, путник, будешь счастлив в этом месте

И не узнаешь горя и забот.

Девочка:

Всего одна есть истина на свете,

И только ложь двоит свой длинный хвост!

Зачем ты им по-разному ответил,

Ведь задали они один вопрос?

Старик (с усмешкой):

Ты не учла отличий в их природе,

Всяк видит мир через свое стекло -

Что ищем мы, то в людях и находим,

А в каждом сердце есть добро и зло.

Рассказчик:

Благословен добра от мира ждущий!

В стократ счастливей он, чем человек,

Зло ищущий и от него бегущий!

Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный  путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Я предлагаю Вам игру «Честный выбор». Отметьте, только честно, что в Вас есть толерантного и интолерантного. (Просмотр таблицы, запись нужных качеств)

 

Толерантные люди

Интолерантные люди.

1.Знание самого себя.

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться достоинствах и недостатках.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Уверен в себе; убежден, что справится со всем.

Опасается своего социального окружения и себя: во всем – угроза.

3. Ответственность.

Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за поступки.

Считает, что события от него не  зависят, снимает с себя ответственность. Не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Стремятся к работе, творчеству; решить проблемы.

Отодвигают себя на второй план

(только не я).

5. Способность к эмпатии.

Может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Способен посмеяться над собой.

Не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм: предпочитает жить

В демократическом, свободном обществе.

В авторитарном обществе с жесткой властью.

Сколько качеств по какому столбику вы набрали? Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб измениться в лучшую сторону?

– Работать над положительными качествами и искоренять отрицательные.

Однако, представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний, характер и т.д.) Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

– Жить станет неинтересно, грустно, будто ты в тюрьме, где все одинаковые…

Хорошо или плохо, что мы все разные? Как жить в мире, где столько разных людей?

– Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Давайте просмотрим еще один видеоролик (Мухаммед Али о толерантности).

Справка: Моха́ммед Али́ – американский боксёр-профессионал; один из самых известных боксёров в истории мирового бокса. Чемпион XVII Летних Олимпийских игр 1960 года в полутяжёлой весовой категории, абсолютный чемпион мира в тяжёлом весе.

Какое поведение демонстрирует Мохаммед Али? Почему? Как вы думаете, кто прав?

– Он интолерантен и демонстрирует предрассудки, которые мешают людям быть счастливыми. Прав интервьюер, потому что он рассуждает, что это общество виновато в том, что разным по признаку расы людям сложно быть вместе. Человек должен быть свободен в выборе любви, и даже разные культуры могут хорошо сочетаться, как сочетаются разные вкусы и цвета. Надо быть адекватным, чтобы строить отношения с не похожими на тебя людьми, и тогда можно полюбить их.

(При возникновении иных мнений – обсуждение с учителем).

Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих. А какие мы с вами? Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого...»

– русый цвет волос;

– родился зимой;

– в имени есть буква А;

– карие глаза;

– любит мороженое;

– чья фамилия заканчивается на –ов;

– читал «Приключения Буратино»;

– кто учится в школе № 58? Выполняет какую-то ответственную работу в школе (учитель также поднимает руку)? Как видите, мы очень похожи, правда?

Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить. Напишите о тех нескольких признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 2-3 минуты. Как вы будете готовы, я зачитаю записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений. Если этого не удаётся, автор называет себя. Что нам говорит результат нашей игры?

– Люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

5. Подведение итогов, выводов.

Ребята, вы знаете, что такое пазлы. Посмотрите на доску. Здесь есть несколько выражений. Давайте соберем из них фразу? Что вы думаете на этот счет?

(Мы разные) – (в этом наше богатство), (мы вместе) – (в этом наша сила)

– Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.

Давайте прослушаем выразительное чтение притчи, подготовленное вашими одноклассниками.

Вам понравилась притча? Что вы про нее думаете?

– Если наполнять свою душу злом, то будешь видеть и зло вокруг.

6. Рефлексия

Я хочу закончить наш классный час еще одной притчей.

Рабби   решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким…

– До себя!

Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось? (ответы)

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию «Круглый стол» по проблеме толерантности «Мы - одна семья»

материал может быть использован и на уроке и как внеклассное мероприятие...

Презентация Круглый стол, посвященный проблеме толерантности

Презентация для проведения Круглого стола по проблеме толерантности...

Конспект Круглого стола, проведенного в 8-х классах МОУ «Веневская СОШ №2» на тему «Он – не такой, как я!», посвященного проблеме толерантности

Конспект  Круглого стола,проведенного в 8-х классахМОУ «Веневская СОШ №2»на тему «Он – не такой, как я!», посвященного проблеме толерантности...

классный "час и на солнце есть пятна"

классный час "И на солнце есть пятна"...

И на солнце есть пятна

В результате деятельности на этом занятии участники получат возможность осознать свои сильные и слабые стороны, наметить пути для саморазвития...

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Нам есть. что хранить, нам есть, чем гордиться!»

Наверное, не зря говорят, что у народа.не знающего своего прошлого,  нет будущего. Проведение в рамках классного часа мероприятия по теме:«Нам есть, что хранить, нам есть, чем гордиться!&ra...

Классный час «И на солнце есть пятна»

Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей....