Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование
гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Введение.
Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА | |
Тип опыта | Сектор применения: среднее общее образование Масштаб изменений: локальный Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса |
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) | Новизна инновационного опыта –– использование в работе авторских программ и методов по патриотическому воспитанию школьников. Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся. - надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня. - перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. |
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат труда, времени учителя. |
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА | |
1. Направление инновационной деятельности | Воспитательная деятельность |
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности. |
3. Ведущая педагогическая идея | Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания у учащихся. |
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности. Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания. Новые условия образовательной деятельности. Привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни. |
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Организация воспитательного процесса. Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направление (воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности). Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов–как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. |
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС. Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД ,в том числе личностных УУД. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности. |
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: - создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами; - готовность к организации конструктивного взаимодействия; - стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста. - внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов. |
8. Результат изменений | Результаты внедрения программы:
|
Срок реализации: 3 года
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Этапы работы.
Первый этап. Диагностика педагогом уровня сформированности гражданский идентичности, развития эмоционально-ценностного компонента. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование.
На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи воспитательно-образовательного проекта, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
- содержание;
- виды деятельности;
- ожидаемые результаты;
- формы контроля.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащихся к реализации проекта. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы:
- определение индивидуальных целей;
- отношение к выделенным проблемам;
Четвертый этап. Определение роли родителей в реализации проекта.
На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение к совместной творческой деятельности, организация поездок на выступление, сопровождение и др.
На пятом этапе - разработка плана - педагогу необходимо разработать план деятельности (темы занятий, мероприятия, конкурсы и т.д.), опираясь на поставленные цели.
Шестой этап. Определение содержания плана, форм работы, приемов и методов, формы определения итогов.
Духовно-нравственное направление
Задачи | Формы работы |
Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям. | Проведение совместных внеклассных мероприятий. |
Родительские собрания. | |
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. | Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях. |
Дни здоровья. | |
Смотр строя и песни. | |
Посещение профилактических спектаклей. | |
Дни профилактики, встречи со специалистами. | |
Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни | Дежурство в школе, субботники |
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания. | Посещение парадов Победы. Участие в акции «Бессмертный полк». |
Культурно-историческое направление
Задачи | Формы работы |
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы. | Классные часы |
Благоустройство могилы Неизвестным летчикам |
Гражданско-правовое направление
Задачи | Формы работы |
Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности. | Посещение школьного зала боевой славы. |
Классные часы. | |
Развитие реально действующего школьного самоуправления. | Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий. |
Военно-патриотическое направление
Задачи | Формы работы |
Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города. | Посещение краеведческого музея. |
Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла. | |
Поздравления ветеранов с Днем победы. |
занятия исследовательской групповые факультативы творческие
деятельностью занятия по выбору мастерские
творческие отчеты
творческие кружки
общешкольная конференция
достижений обуч-ся работа по индивидуальным планам
конкурсы, марафоны
Для успешного достижения цели проекта применяются различные средства обучения: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства, проекторы, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Используются средства и способы развития коллективно-творческой деятельности обучающихся, которые реализуются через: различные способы организации деятельности обучающихся. Ведущей я считаю технологию обучения проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности – это способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого, дети объединяются в творческие группы и решают интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы. В целом, результативность использования метода проектов отразилась как в качестве продемонстрированных проектов – презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, так и в растущем интересе к материалу патриотического характера.
Но использование технологии проектного обучения невозможно в отрыве от других образовательных технологий: использование ИКТ, здоровьесберегающая технология, исследовательская деятельность.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют интенсифицировать усвоение материала, развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках, способствуют развитию информационной компетентности, делают изучаемый материал более увлекательным для ученика. Преимуществом использования информационно-коммуникативных технологий является новизна деятельности. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет, а также компакт-диски. На моем персональном сайте для школьников содержатся дополнительные материалы, а также ссылки на необходимые ресурсы. Посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется поисково-исследовательская деятельность: подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редактора, создание графических изображений, сканирование, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; создание звукового сопровождения и видеоизображения; - выполнение разнообразных творческих работ , оформление результатов работ на компьютере, подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде, отправка работ средствами Интернет ,создание Интернет-сайта.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В процессе исследовательской деятельности мы реализуем следующие этапы: изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Внедрение в работу здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Это предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Специалист | Деятельность, результат | Сроки |
Психолог | Тестирование, анкетирование, выявление уровня гражданской идентичности, диагностирование уровня эмоционально-ценностного компонента, отслеживание динамики, беседы. | В течение года |
Заместитель директора по УВР | Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, акциях и т.д., привлечение детей к участию в различного рода мероприятиях. | В течение года |
Научный руководитель (при наличии) | Консультирование по подготовке исследовательской работы. | 1 – 2 раза в год |
Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки результатов.
Для диагностики результативности используются следующие методики:
- уровень личностного роста (методика, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев);
- уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);
- уровень сформированности гражданской идентичности.
Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной образовательной деятельности общеинтеллектуального направления "Секреты фонетики"
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения речью невозможна полноценная познавательная деятельность....
Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...
Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....