Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование
гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Введение.
Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.
Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности через нравственное воспитание подростков. Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА | |
Тип опыта | Сектор применения: среднее общее образование Масштаб изменений: локальный Предмет изменений: методы и формы организации воспитательного процесса |
Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность) | Новизна инновационного опыта –– использование в работе авторских программ и методов по патриотическому воспитанию школьников. Актуальность: Воспитание гражданско-патриотического самосознания - основа воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эффективность: - потенциальная полезность заключается в повышении уровня гражданского самосознания учащихся. - надёжность обеспечивается стабильностью результатов воспитанности: уровень личностного роста находится на высоком уровне; уровень гражданской идентичности повышается, учащиеся являются победителями и призёрами конкурсов разного уровня. - перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к патриотическому воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. |
Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения |
Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, но требует значительных затрат труда, времени учителя. |
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА | |
1. Направление инновационной деятельности | Воспитательная деятельность |
2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся во внеурочной деятельности. |
3. Ведущая педагогическая идея | Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является создание условий для формирования гражданско-патриотического сознания у учащихся. |
4. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем гражданского сознания и отсутствием системы воспитания гражданской идентичности. Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования гражданско-патриотического сознания. Новые условия образовательной деятельности. Привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни. |
5. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Организация воспитательного процесса. Программа включает в себя следующие направления воспитательной деятельности: духовно-нравственное направление (воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни), культурно-историческое направление (формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы), военно-патриотическое направление (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города), гражданско-правовое направление (формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности). Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов–как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. |
6. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС. Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД ,в том числе личностных УУД. Ограничения отсутствуют. Трудоёмкость и риски применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня личностного роста и гражданской идентичности. |
7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Для успешной реализации инновационного опыта необходимо: - создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами; - готовность к организации конструктивного взаимодействия; - стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста. - внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов. |
8. Результат изменений | Результаты внедрения программы:
|
Срок реализации: 3 года
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.
Этапы работы.
Первый этап. Диагностика педагогом уровня сформированности гражданский идентичности, развития эмоционально-ценностного компонента. На этом этапе проводится тестирование, анкетирование.
На втором этапе, исходя из результатов диагностики, педагог определяет цели и задачи воспитательно-образовательного проекта, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:
- содержание;
- виды деятельности;
- ожидаемые результаты;
- формы контроля.
Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащихся к реализации проекта. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы:
- определение индивидуальных целей;
- отношение к выделенным проблемам;
Четвертый этап. Определение роли родителей в реализации проекта.
На данном этапе используются следующие формы работы: беседа с родителями, анкетирование родителей, очное общение, а также с использованием электронных ресурсов, родительские собрания, привлечение к совместной творческой деятельности, организация поездок на выступление, сопровождение и др.
На пятом этапе - разработка плана - педагогу необходимо разработать план деятельности (темы занятий, мероприятия, конкурсы и т.д.), опираясь на поставленные цели.
Шестой этап. Определение содержания плана, форм работы, приемов и методов, формы определения итогов.
Духовно-нравственное направление
Задачи | Формы работы |
Воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям. | Проведение совместных внеклассных мероприятий. |
Родительские собрания. | |
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. | Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях. |
Дни здоровья. | |
Смотр строя и песни. | |
Посещение профилактических спектаклей. | |
Дни профилактики, встречи со специалистами. | |
Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни | Дежурство в школе, субботники |
Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания. | Посещение парадов Победы. Участие в акции «Бессмертный полк». |
Культурно-историческое направление
Задачи | Формы работы |
Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы. | Классные часы |
Благоустройство могилы Неизвестным летчикам |
Гражданско-правовое направление
Задачи | Формы работы |
Формирование понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности. | Посещение школьного зала боевой славы. |
Классные часы. | |
Развитие реально действующего школьного самоуправления. | Помощь учителю в организации классных праздников, привлекая одноклассников к подготовке и проведению мероприятий. |
Военно-патриотическое направление
Задачи | Формы работы |
Изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей города. | Посещение краеведческого музея. |
Встречи с ветеранами локальных войн, ВОВ, и тружениками тыла. | |
Поздравления ветеранов с Днем победы. |
занятия исследовательской групповые факультативы творческие
деятельностью занятия по выбору мастерские
творческие отчеты
творческие кружки
общешкольная конференция
достижений обуч-ся работа по индивидуальным планам
конкурсы, марафоны
Для успешного достижения цели проекта применяются различные средства обучения: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, мультимедийные средства, проекторы, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети).
Используются средства и способы развития коллективно-творческой деятельности обучающихся, которые реализуются через: различные способы организации деятельности обучающихся. Ведущей я считаю технологию обучения проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности – это способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого, дети объединяются в творческие группы и решают интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы. В целом, результативность использования метода проектов отразилась как в качестве продемонстрированных проектов – презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, так и в растущем интересе к материалу патриотического характера.
Но использование технологии проектного обучения невозможно в отрыве от других образовательных технологий: использование ИКТ, здоровьесберегающая технология, исследовательская деятельность.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют интенсифицировать усвоение материала, развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках, способствуют развитию информационной компетентности, делают изучаемый материал более увлекательным для ученика. Преимуществом использования информационно-коммуникативных технологий является новизна деятельности. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет, а также компакт-диски. На моем персональном сайте для школьников содержатся дополнительные материалы, а также ссылки на необходимые ресурсы. Посредством информационно-коммуникационных технологий осуществляется поисково-исследовательская деятельность: подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редактора, создание графических изображений, сканирование, обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; создание звукового сопровождения и видеоизображения; - выполнение разнообразных творческих работ , оформление результатов работ на компьютере, подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде, отправка работ средствами Интернет ,создание Интернет-сайта.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В процессе исследовательской деятельности мы реализуем следующие этапы: изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Внедрение в работу здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Это предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника.
Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Специалист | Деятельность, результат | Сроки |
Психолог | Тестирование, анкетирование, выявление уровня гражданской идентичности, диагностирование уровня эмоционально-ценностного компонента, отслеживание динамики, беседы. | В течение года |
Заместитель директора по УВР | Отслеживание результативности работы, информирование педагога о предстоящих конкурсах, акциях и т.д., привлечение детей к участию в различного рода мероприятиях. | В течение года |
Научный руководитель (при наличии) | Консультирование по подготовке исследовательской работы. | 1 – 2 раза в год |
Заключительный восьмой этап. Определение способов оценки результатов.
Для диагностики результативности используются следующие методики:
- уровень личностного роста (методика, авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев);
- уровень развития эмоционально-ценностного компонента (методика «Незаконченный тезис»);
- уровень сформированности гражданской идентичности.
Способ дальнейшего совершенствования воспитательного процесса заключается в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску, рациональному выбору форм и приемов методов воспитания, современный учитель может успешно реализовать поставленные перед ним цели и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-355300-1508945226.jpg)
Программа внеурочной образовательной деятельности общеинтеллектуального направления "Секреты фонетики"
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения речью невозможна полноценная познавательная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1234689-1586090916.jpg)
Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...
Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....