Методическая разработка классного часа "Школа Вежливости"
методическая разработка (5 класс)
Классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Форма проведения - турнир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 96
Дзержинского района Волгограда»
Методическая разработка
классного часа
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека протекает во взаимодействии с другими людьми. Наблюдая за этим взаимодействием, мы можем отметить, что не всегда люди относятся друг к другу с уважением, вежливо общаются или ведут себя, следуя этикету. Как восстановить это социальное равновесие, чтобы повседневное общение стало гармоничным, взаимоприемлемым?
Этикет – это установленный порядок поведения, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений [1].
Актуальность методической разработки обоснована тем, что детям среднего школьного возраста необходимо знать о нормах этикета за столом, этикета в одежде, культуре поведения в общественных местах и школе, культуре общения со сверстниками и взрослыми людьми, тема связана с интересами, потребностями учащихся.
Культура поведения – это высокая степень соответствия поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путём сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали [2]
Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе [3].
Таким образом, предметом исследования методической разработки является культура общения и поведения учащихся.
Цели методической разработки: разработать и провести классный час, содержание и форма которого будет направлена на расширение представления учащихся о вежливом общении, правилах этикета в одежде, культуре поведения за столом, в общественных местах и школе, а также на усвоение основных этических правил в поведении и общении с окружающими, побуждение к осмыслению манер учащихся как проявления общей культуры.
Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что она может быть использована классными руководителями 5-6 классов на мероприятиях, ориентированных на культуру общения и поведения учащихся.
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»
Цели: Образовательные: способствовать расширению представления о вежливом общении, правилах этикета в одежде, культуре поведения за столом, в общественных местах и школе; способствовать усвоению основных этических правил в поведении и общении с окружающими, побуждению к осмыслению своих манер как проявления общей культуры.
Развивающие: способствовать развитию взаимодействия с учителем и сверстниками, развитию логического мышления, построению речевых высказываний.
Воспитательные: способствовать развитию нравственных чувств и этического сознания, воспитанию доброжелательности, уважения к окружающим.
Задачи классного часа:
- «Погружение» учащихся в проблемное поле с целью вооружения их обширной информацией (подготовительный этап мероприятия);
- Выявление типичных проблем учащихся в процессе овладения хорошими манерами (основная часть мероприятия);
- Освоение школьниками опыта «конструирования» хороших манер (заключительная часть мероприятия).
Планируемые результаты и формирование УУД:
Личностные: учащиеся демонстрируют нравственные чувства и этическое сознание, проявляют доброжелательность, уважение к окружающим, проявляют вежливое общение друг к другу; демонстрируют этические нормы поведения; проявляют интерес к учебной деятельности.
Метапредметные: учащиеся проявляют умение взаимодействовать с учителем и сверстниками, демонстрируют представление о вежливом общении. Учащиеся проявляют регулятивные УУД (следуют режиму организации классного часа, следуют инструкции при выполнении заданий, определяют тему совместно с учителем); проявляют познавательные УУД (умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание); проявляют коммуникативные УУД (соблюдают нормы речевого этикета, участвуют в диалоге, слушают и понимают других, реагируют на реплики, задают вопросы, высказывают свою точку зрения; договариваются и приходят к общему решению, работая в команде).
Предметные: демонстрируют вежливость через игровые ситуации, демонстрируют знания о нравственных понятиях, систему нравственных взглядов и убеждений.
Оснащение и оборудование: компьютер, колонки, проектор, презентация, таблички с названием команд, карточки с телефонными разговорами, конверты с ситуациями, шуточные правила поведения в школе, таблица настроения и смайлики (для рефлексии).
Предварительная работа: деление класса на 2 команды, приготовление кабинета (проветривание классной комнаты, расстановка столов для команд и жюри, проверка оборудования и оснащения)
Ход классного часа:
- Подготовительная часть
Учитель: Перед вами цитаты знаменитых писателей (слайд 2). Кто из вас сумеет догадаться, о чем пойдет речь на классном часе? Какова тема нашего классного часа?
Учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о правилах поведения, хороших манерах.
Учитель. Верно, речь пойдёт о хороших манерах. С раннего возраста нам прививают определённые знания о культуре поведения. Все наши поступки расцениваются как хорошие и плохие, красивые и некрасивые. Мы можем говорить грубо или любезно, наши движения могут быть изящными и неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношение к другим – почтительным или невежливым.
Что нужно делать, чтобы ваши манеры были достойными и было комфортно среди людей, не стыдно за себя и свои проявления? Давайте спросим эксперта.
Эксперт. Ни в одной эпохе не обходилось без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в «Одиссее» Гомера. В памятнике древнерусской литературы, например, в «Поучении» Владимира Мономаха (слайд 3), написанном еще в Х веке, говорится: «Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»
В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки-«этикетки» с перечислением правил поведения (слайд 4). От французского названия этих карточек и произошло слово «этикет». Этикет – это свод правил поведения в обществе.
При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению” (слайд 5). В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах:
«Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать. Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
Хорошие манеры начинаются с мелочей, на которые мы порой не обращаем внимания.
- Основная часть
Учитель. Сейчас я предлагаю вам в игровой форме проверить знание правил этикета в «Турнире Вежливости» (слайд 6). В турнире принимают участие команды «Вежливые люди» и «Будьте добры». Конкурсы оценивает жюри (представление членов).
1 тур – Речевой этикет (слайд 7)
Эксперт. Немного об истории некоторых вежливых слов. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!»
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение. Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину». Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.
Командам предоставляется карточки с телефонным разговором. Задача обеих команд – исправить ошибки, следуя правилу речевого этикета.
Разговор№1
- Алло! Кто говорит? Дима?
- Ну-у.
- Дима, это ты?
- Ну.
- Ты меня узнал?
- Ну.
- Это Миша.
- Ну.
- Знаешь, что я хочу сказать?
- Ну что?
- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдём?
- Ага, давай.
Разговор № 2
Маша: Алло, Катя, это ты?
Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?
Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?
Мама: Ее нет дома. Что ей передать?
Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!
Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.
2 тур – Правила поведения за столом (слайд 8)
Эксперт. Существует легенда, что Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов".
Перед вами несколько картинок, на которых дети нарушают правила этикета за столом. Назовите эти правила (слайд 9)
3 тур – Правила этикета в одежде (слайд 10)
Стихотворение А.Я.Лившица « Неряха».
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, —
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был ?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил ?
Почему на брюках глина?
И расстегнут воротник ?
Кто он – этот ученик?
— Как вы ответите на этот вопрос?
— Что именно поразило автора?
— Как всё это можно назвать? ( внешний вид )
Вам предстоит ответить на несколько вопросов. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку. Оценивается скорость и правильность ответа.
1. Всегда ли пальто носят застегнутым?
1. Всегда, таково правило.
2. Необязательно – это зависит от погоды.
3. Совсем необязательно.
2. Чем отличается повседневная одежда девушки от праздничной?
1. Скромностью фасона и умеренностью цвета.
2. Повседневная одежда – брюки.
3. Повседневная одежда темных тонов.
3. Какие украшения предпочтительнее для девушки?
1. Крупные, эффектные.
2. Скромные, неброские.
3.Скромные в сочетании с эффектными, неброскими
4. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
1. Не более 3 цветов
2. Не более 2 цветов
3. не более 4 цветов
5. Каковы особенности молодежной одежды для дискотеки?
1. Экстравагантность и яркость.
2.Скромность и элегантность.
3.Спортивный покрой, не стесняющий движений
4 тур – Правила поведения в общественных местах (слайд 11)
Каждая команда получает задание – конверт с ситуацией, которую нужно разыграть, а потом проанализировать своё поведение.
Ситуация №1
У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрев на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
Ситуация №2
У классной доски стоят шесть стульев в ряд, условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в «автобус» запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
5 тур – Правила поведения в школе (слайд 12)
Перед вами шуточные советы правил хорошего тона. Вам необходимо отредактировать эти правила, чтобы учащиеся нашей школы могли им следовать.
«Хорошие» манеры от учащихся 5 «Д» класса
- Сменная обувь – это очень вредная вещь. Ведь изнашивается целых две пары вместо одной. Экономьте!!!
- На уроках стоит задавать один и тот же вопрос по 5-6 раз. Ведь учитель может изменить своё мнение.
- Подходя к своему месту, пройди по стулу соседа, чтобы сделать ему приятное.
- В классе надо бегать по партам, чтобы не испачкать пол.
- Если учитель вышел из класса, надо громко закричать. Тогда он поймёт, как вы тянитесь к знаниям.
- На переменах в коридорах бывает душно, поэтому стоит их проветрить, разбив окно.
- При уборке класса надо подмести один ряд, подравнять парты в другом ряду, на третьем поднять стулья. Мусор необходимо оставить в большой куче перед входом.
- Если вы остались в классе одни, то обязательно надо выключить свет, испачкать соседа, ударить соседку, громко завизжать, что-нибудь сломать, убежать от завуча через окно, оставив в классе лужи и кучу бумажек.
- Чужое время – мелочь. Всегда можно опоздать, а лучше совсем не прийти.
- Со столовой нужно унести побольше еды и съесть одному в укромном уголке, иначе будет невкусно.
- Заключительная часть (рефлексия)
Жюри подводит итоги турнира. Награждение грамотами команд.
Учитель. Мы завершаем сегодняшний турнир. Но тема, которую мы подняли, достаточно сложна. И наверняка на пути приобретения хороших манер вы ещё столкнётесь с трудностями. Желаю успешно их преодолеть! Замечательно сказал Дж. Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». В силу своего возраста вы ещё имеете право на ошибки, но все мы до тех пор люди, пока хотим стать лучше.
А сейчас я вам предлагаю поделиться своими впечатлениями (слайд 13), рассказать о полученных на классном часе знаниях и опыте и заполнить таблицу настроения. Для этого вам необходимо выбрать грустный или весёлый смайлик, повесить его в определенную ячейку и поделиться своими впечатлениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова Т.И., Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях, Москва, 2011, с.7
2. Безрукова В.С., Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога, Екатеринбург, 2000, с.139
3. Формановская Н.И., Речевой этикет и культура общения, Москва, 2001, с.17
4. Саляхова Л.И., Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника, Москва, 2008, 384 с.
5. Еременко Н.И., Классные часы, Волгоград, 2005, 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Методическая разработка Внеклассного мероприятия Вежливость
vezhlivost.docx...
Методическая разработка классного часа"Урок вежливости"
Цели:Развивающая:· расширить знания воспитанниц о культуре поведения.Познавательная:· знакомство воспитанниц с прави...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вежливость – закон для всех»
Цель – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения...