Классный час: "Наши права и обязанности"
классный час (10 класс)

Криммель Лариса Михайловна

  "Наши права и обязанности"

 

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava_i_obyazannosti.docx28.41 КБ
Office presentation icon nashi_prava_i_obyazannosti.ppt515.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Наши права и обязанности"

 

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

 

“Знание прав определяет добросовестное

 выполнение обязанности” (Б. Франклин);

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.

Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.

2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

3. Показать единство прав и обязанностей.

4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.

Итак, тема разговора “Наши права”. Вначале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.

Учащийся. ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

 ПРАВО  -это  форма выражения  равенства людей в общественных отношениях. Признание  равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Права-это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков .

Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”.

Какие вида права вы можете назвать?

Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей.

А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто?

Итак, права человека-гражданина – это...

Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

Можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.

Учитель.Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

 В нашем государстве, в Российской Федерации законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.

Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

Вы сами сделали подборку таких документов.

Учащийся (по таблице):

- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

- Президентская программа “Дети России”;

- Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

Учащийся (по таблице):

XXI век – век ребенка, 2010–2020 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав ребенка.

Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?

Учащийся: Международные конвенции–один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.

Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.

Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?

Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2014 г.).

Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.

III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.

Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем...

Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. Затем в 14 лет получают паспорт.

Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации.

Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за нас.

Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

Заполняем анкету.

1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.

Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

Ученик:

Ребенок, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство . Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить,

 Но мы все уверены в том, что родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.

Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты.

 Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.

Учитель:

Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

Право на:

- жизнь;

- имя;

- гражданство;

- благополучие и любовь;

- образование;

- отдых на личную жизнь;

- собственное мнение на мирную жизнь;

- здоровый образ жизни.

По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.

Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!

Учащийся:

Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?

Учитель и учащиеся вместе:

Всей Земли права его -
Право на надежду!

Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

1учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы.

Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума.

Не совершаю бездумных действий.

Несу ответственность за все, что со мной происходит.

Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.

Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

2 ученик: Я помогаю.

Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я живу среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни.

Осознаю, что я человек.

Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь.

Стремлюсь хорошо учиться. Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям,

Признаю и уважаю каждого человека .

Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.

1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

Учитель.

Уважаемые взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности все свои знайте,

Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!

Хорошими людьми вырастайте!

Ваши права в ваших руках!

Всем всяческих благ!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши права и обязанности Классный руководитель Криммель Л.М.

Слайд 2

знакомство с основными нормативно- правовыми документами; показать единство прав и обязанностей; воспитывать чувство ответственности, гражданства. Цель:

Слайд 3

"Счастье всего мира не стоит ни одной слезы ребёнка." Ф.М.Достоевский

Слайд 4

Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (Ожегов) Что такое право? Зачем нужно знать какие-то права людям?

Слайд 5

Конституция РФ Декларация прав человека- 20 ноября 1959 год Конвенция о правах человека – 15 сентября 1990 год Основные правовые документы

Слайд 6

Обязанности – это круг действий, возложенных на кого- то и обязательных для выполнения. Что такое обязанности?

Слайд 7

В 1959 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН провозгласила нормативно- правовой документ Декларация прав человека

Слайд 8

Была принята 20 ноября 1989 года, вступила в силу 15 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребёнка

Слайд 9

Ст. 1 "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". Ст. 6 "каждый ребенок имеет право на жизнь" Ст.7 "с момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства." Ст.13 "ребенок имеет право свободно выражать свое мнение" Ст. 14 ."ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии" Ст.28 . "ребенок имеет право на образование" Ст.28. "государства- участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был, подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания." Ст. 31. "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг."

Слайд 10

Дети, не достигшие 18 лет являются несовершеннолетними. Несовершеннолетние не могут в полной мере осуществлять самостоятельно свои права. Стадии: от рождения до 14 лет(малолетние); от 14 лет до 18 лет. Права несовершеннолетних

Слайд 11

получаете паспорт; право постоянно работать. В России введено обязательное основное среднее образование с обязательной государственной аттестацией. 14 лет

Слайд 12

Учащиеся несут ответственность за: порчу имущества школы; нарушение дисциплины в школе Имеют право: на получение полного бесплатного среднего образования. Основные положения из Устава школы

Слайд 13

ВЫВОД ?

Слайд 14

Кроссворд с п Р а в е д л и в о с т ь р А з у м н о с т ь В о с п и т а н н о с т О б я з а н н о с т И П о р я д о ч н о с т ь

Слайд 15

Основной документ удостоверяющий личность? Кто такие малолетние? Кто такие несовершеннолетние ? Что такое Конституция? Что такое право? Что такое обязанность? ТЕСТ

Слайд 16

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2010 – 2020гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Слайд 17

Дорогие дети! За своё будущее мы все в ответе. Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Классный час Наши права и обязанности

Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия  "право",  " права" , "...

Классный час в 5 классе. "Наши права и обязанности"

классный час в 5 классе Наши права и обязанности...

Классный час"Наши права и обязанности".

Классный час в виде презентации....

Классный час "Наши права и обязанности"

Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других»....

Классный час "Наши права и наши обязанности"

Классный час на тему права и обязанности....