Классный час: "Наши права и обязанности"
классный час (10 класс)
"Наши права и обязанности"
Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_prava_i_obyazannosti.docx | 28.41 КБ |
nashi_prava_i_obyazannosti.ppt | 515.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Наши права и обязанности"
Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.
4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.
5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
“Знание прав определяет добросовестное
выполнение обязанности” (Б. Франклин);
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.
Итак, тема разговора “Наши права”. Вначале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.
Учащийся. ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
ПРАВО -это форма выражения равенства людей в общественных отношениях. Признание равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Права-это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков .
Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”.
Какие вида права вы можете назвать?
Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.
Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей.
А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто?
Итак, права человека-гражданина – это...
Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.
Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.
Можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.
Учитель.Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.
В нашем государстве, в Российской Федерации законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.
Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.
Вы сами сделали подборку таких документов.
Учащийся (по таблице):
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);
- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Учащийся (по таблице):
XXI век – век ребенка, 2010–2020 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав ребенка.
Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?
Учащийся: Международные конвенции–один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.
Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?
Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2014 г.).
Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.
III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.
О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.
В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.
Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем...
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. Затем в 14 лет получают паспорт.
Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации.
Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за нас.
Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.
Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.
Заполняем анкету.
1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.
Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.
Ученик:
Ребенок, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство . Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить,
Но мы все уверены в том, что родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.
Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты.
Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.
Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.
Учитель:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
- жизнь;
- имя;
- гражданство;
- благополучие и любовь;
- образование;
- отдых на личную жизнь;
- собственное мнение на мирную жизнь;
- здоровый образ жизни.
По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.
Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:
Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!
Учащийся:
Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?
Учитель и учащиеся вместе:
Всей Земли права его -
Право на надежду!
Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.
1учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы.
Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.
Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.
Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума.
Не совершаю бездумных действий.
Несу ответственность за все, что со мной происходит.
Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.
Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.
2 ученик: Я помогаю.
Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я живу среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни.
Осознаю, что я человек.
Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.
Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь.
Стремлюсь хорошо учиться. Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.
3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям,
Признаю и уважаю каждого человека .
Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.
У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.
1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.
Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.
Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.
Учитель.
Уважаемые взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках!
Всем всяческих благ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
знакомство с основными нормативно- правовыми документами; показать единство прав и обязанностей; воспитывать чувство ответственности, гражданства. Цель:
"Счастье всего мира не стоит ни одной слезы ребёнка." Ф.М.Достоевский
Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (Ожегов) Что такое право? Зачем нужно знать какие-то права людям?
Конституция РФ Декларация прав человека- 20 ноября 1959 год Конвенция о правах человека – 15 сентября 1990 год Основные правовые документы
Обязанности – это круг действий, возложенных на кого- то и обязательных для выполнения. Что такое обязанности?
В 1959 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН провозгласила нормативно- правовой документ Декларация прав человека
Была принята 20 ноября 1989 года, вступила в силу 15 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребёнка
Ст. 1 "ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". Ст. 6 "каждый ребенок имеет право на жизнь" Ст.7 "с момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства." Ст.13 "ребенок имеет право свободно выражать свое мнение" Ст. 14 ."ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии" Ст.28 . "ребенок имеет право на образование" Ст.28. "государства- участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был, подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания." Ст. 31. "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг."
Дети, не достигшие 18 лет являются несовершеннолетними. Несовершеннолетние не могут в полной мере осуществлять самостоятельно свои права. Стадии: от рождения до 14 лет(малолетние); от 14 лет до 18 лет. Права несовершеннолетних
получаете паспорт; право постоянно работать. В России введено обязательное основное среднее образование с обязательной государственной аттестацией. 14 лет
Учащиеся несут ответственность за: порчу имущества школы; нарушение дисциплины в школе Имеют право: на получение полного бесплатного среднего образования. Основные положения из Устава школы
ВЫВОД ?
Кроссворд с п Р а в е д л и в о с т ь р А з у м н о с т ь В о с п и т а н н о с т О б я з а н н о с т И П о р я д о ч н о с т ь
Основной документ удостоверяющий личность? Кто такие малолетние? Кто такие несовершеннолетние ? Что такое Конституция? Что такое право? Что такое обязанность? ТЕСТ
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2010 – 2020гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Дорогие дети! За своё будущее мы все в ответе. Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Наши права и обязанности
Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...
Классный час "Наши права и обязанности".
Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...
Классный час Наши права и обязанности
Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия "право", " права" , "...
Классный час в 5 классе. "Наши права и обязанности"
классный час в 5 классе Наши права и обязанности...
Классный час"Наши права и обязанности".
Классный час в виде презентации....
Классный час "Наши права и обязанности"
Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других»....
Классный час "Наши права и наши обязанности"
Классный час на тему права и обязанности....