Открытый урок посвящённый блокаде Ленинграда
классный час
Открытый урок посвящённый блокаде Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_posv._blokade_leningrada.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи урока:
- воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;
- привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлое
Место проведения: кабинет
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель:
– Какая знаменательная дата приближается?
– Что вы знаете об этой дате?
Учитель: Сегодня вы подробнее узнаете, какие испытания выпали на долю людей в годы Великой Отечественной войны.
Учитель: Тема нашего урока: «900 дней и ночей мужества, стойкости, отваги…»
– Кто знает, о каком городе будет идти речь?
– Что вы об этом знаете?
Учитель говорит:
В годы Великой Отечественной войны на долю Ленинграда выпало немало страданий. Однако самым трудным и трагическим оказался период блокады, длившийся почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. По замыслу немецкого командования, взятию Москвы должен был предшествовать захват Северной столицы.
Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. «После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения»
Гитлер говорил, что «с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа Советского Союза, будет утрачен один из символов революции, дух славянского народа в результате тяжелых боёв будет подорван…»
В первой половине июля начались ожесточенные бои на дальних подступах к Ленинграду. Постепенно вокруг него образовалось кольцо вражеских войск, пытавшихся закрыть все пути, ведущие из города. Немцы «перерезали» железную дорогу Москва-Ленинград, прорвались на станцию Мга, город окончательно лишился железнодорожного сообщения. К осени 1941 года стало невозможным движение по шоссейным дорогам и судоходство по реке Неве. 8 сентября 1941 года сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города.
21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада «О блокаде Ленинграда», в которых говорилось: «…сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… Весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».
Вражеская авиация усилила налёты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее.
Особенно трудно было детям, которые до какого-то момента были как все дети, оставались веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их. Убегали, прорывались на передовую, благо фронт рядом, рукой подать. Азартно закидывали песком в своем дворе немецкие зажигалки, словно это новогодние шутки. Но позже дети разучились шалить. И даже смеяться, улыбаться разучились, так же, как их мамы и бабушки, и так же, как их первыми умиравшие отцы, дедушки… А как же было трудно научить их терпеть голод!
«Ленинградские дети…» Когда звучали эти слова – на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе, – у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть что-то снять с их детских плеч, души, переложить на себя.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
В конце ноября 1941 года ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке - 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки, выводя трубы в окна. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго.
Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941 г. было не более чем на 30 – 60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев
В сентябре 1941 г. начала действовать знаменитая Дорога жизни – водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика. Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок.
С 13 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба населению опять была снижена. В Ленинграде начался голод. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г. хлеба, а все остальные – по 150 г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250 г. на рабочую карточку и 125 г. – на все остальные. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали все, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
Блокада… страшное слово. Во время блокады целые семьи гибли от холода и голода. Вы видите маленькую записную книжку ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести – даты. И за каждой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта – Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая». А дальше – без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
В тяжелых условиях вражеской осады Ленинград продолжал жить и бороться.
В ночь на 19 января 1943 г. радио Ленинграда, которое не умолкало ни на одни сутки во время блокады, передало, что блокада прорвана, а 27 января 1944 года блокада была полностью снята.
Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду, и не только выдержавшего, но и победившего!
За проявленные мужество, стойкость, героизм 1, 5 млн.ленинградцев награждены медалями «За оборону Ленинграда», Среди них много детей и подростков.
9 мая в день Победы ленинградцы, тысячи их, идут на Пискаревское кладбище. На Пискаревском кладбище в братских могилах захоронено почти 500 тысяч человек. Здесь открыт мемориал и зажжен Вечный огонь. Семьями идут и в одиночку, старые и молодые. Земляные холмы братских могил уже свободны от снега, прошлогодня трава распрямилась. На темную ее, жухлую зелень люди кладут цветы, а некоторые кладут хлеб.
Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду, и не только выдержавшего, но и победившего! Подвиг ленинградцев навсегда остался в памяти соотечественников. Он стал ярким образцом самоотверженного служения своему городу, народу.
Учитель: закончить наш урок я хочу стихотворением, которое написано вашим сверстником, Игорем Алёнькиным:
Блокада
Холод и голод,
Слышны стоны в ночи.
Все плотнее смыкают
Кольцо палачи.
Блокада.
Черные окна
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Город тонул.
Блокада.
Хмурые лица
И взгляд потухший.
Город унылый,
Серый и скучный.
Блокада.
Одиночество,
Болезни и смерть.
Не сосчитать нам
Горьких потерь.
Блокада.
Вера в победу
Отвага и мужество,
Надежда и стойкость
Людей всех содружество.
Блокада.
Никогда не забыть нам
Страшных дней Ленинграда,
Тех, что словом зловещим
зовутся – Блокада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок, посвященный блокаде Ленинграда.
Необычный урок по математике для учащихся 5 класса....
Урок мужества "Блокада Ленинграда"
Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны ....
Открытый урок мужества "Блокада Ленинграда - 900 дней"
Урок мужества для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Урок способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, гордости за свое Отечество, уа...
Сценарий посвящённый "Блокаде Ленинграда"
Сценарий мероприятия, посвящённый блокаде Ленинграда....
Исторический вечер, посвящённый блокаде Ленинграда
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, героическим страницам истории Великой Отечественной войны...
Литературный вечер, посвящённый блокаде Ленинграда
Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, героическим страницам истории Великой Отечественной войны...
Открытый классный час. Блокада Ленинграда
Девочка руки протянула,Уснула,А оказалось - умерла..Никто не обронил ни слова,Лишь хрипло, сквозь метельный стон,Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон (Ю. Воронов) Лениград. январь 1942 ...