Урок мужества "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (8 класс) на тему

Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_blokada_leningrada.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                 "Урок мужества ."

                              «Блокада Ленинграда»

                   - музыкально-литературная композиция .

Цель: воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны .

Оформление:

Стена затянута красной тканью. Часть ткани расписана в виде старой разрушенной взрывами кирпичной стены, опутанной колючей проволокой. На кирпичах чёрным написаны цифры погибших, пропавших без вести и др. данные. В центре стены изображение памятника Мамаева-Кургана - тянущая из земли рука с факелом. Вверху стены косяк журавлей.

По всей сцене на разных уровнях устанавливаются свечи.

Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников (сл. "Солдат в камне"). Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

           Открывается занавес. Красная стена с цифрами. фотографиями

Чтец:  Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 66 лет всё  ждут и ждут запоздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам , и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!

Ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рождения., 18-летних с войны вернулся только 1.

Ведущий:.

Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и знаем имя победителя.
Многие сыны и дочери нашей земли отдали свои жизни за свободу своей страны, за счас
: Течет река времени. Минуло уже более полувека с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.


чтец : Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата...

чтец : но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей В.О.в.
                             ( песня     слайды  )

Ведущий Сегодня мы вам расскажем о блокаде Ленинграда.

Чтец:

Вместо супа -

Бурда из столярного клея,

Вместо чая -

Заварка сосновой хвои,

Это было б ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не свои.

Только сердце

Внезапно сожмётся как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь

Ведь на наших сердцах -

Ленинград!

Бей сердце!

Стучи несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдёт!

... Сотый день догорает

Как потом оказалось.

Впереди ещё 800 !

Ведущий:   Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.

Чтец:

Они лежали на снегу

Недалеко от города.

Они везли сюда муку

И умирали с голода.

Ведущий: Время - лучший врач. Когда люди придумывали эту поговорку, они не знали о существовании дневника Тани Савичевой.

            Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же – об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты- И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей

              Чтец:

Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.

Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,

Затаив свои дыханья, слышит мир

Твои слова.

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года

Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года

Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года

Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Ведущий

И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли изблокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь.    один из братьев Тани живет в Сланцах шахтерском городе Ленинградской области.

                                     ( Слайд Таня Савичева)

Чтец:

Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но всё также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

Но на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто.

            Музыка. Слайды.( Пискаревское кладбище) Дорога жизни

Чтец:

Здесь всегда тихо.

Здесь говорит история.

Здесь говорит подвиг.

Здесь говорит нетленная память народа

О героях великой битвы

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

           Чтец:

Время - лекарь.

И эту роль

Повторяет оно со всеми.

Но бывает

Людская боль,

Над которой

Не властно время.

Вот опять

Через несколько лет!

Эта женщина

В День Победы

Не венок, не цветок, а хлеб,

Принесла на могилу деду...

Ведущий: и сегодшя мы думаем о тех, кто уже никогда не вернется.

          Слайды Песня из фильма «Офицеры»

Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины:

* стремление быть достойными их

* наш долг ушедшим без времени неоплачен

* наш долг любить Родину так как они

* сделать для народа всё, что они не успели.

Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

                                      ЗЕМНОЙ ВСЕМ ПОКЛОН!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"

Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...

Разработка урока "Блокада Ленинграда"

8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...

Разработка урока "Блокадный Ленинград"

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...