Открытый урок мужества "Блокада Ленинграда - 900 дней"
классный час (7, 8, 9 класс)

Татьяна Николаевна Филиппова

Урок мужества для детей с ограниченными возможностями здоровья, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Урок способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, гордости за свое Отечество, уажению к подвигам героев войны, формированию гражданской позиции школьников. Занятие сопровождается мультимедийной презентацией. Урок строится с опорой на наглядно-образное мышление: детям предлагаются фрагменты видеофильма, отрывки стихлтворных произведений. Высокими эмоциональнымы моментами является минута молчания, участие детей и всех присутствующих в акции "Блокадный хлеб". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_-_900_dney.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Шарьинская школа

Государственное казенное общеобразовательное ​учреждение​

"Шарьинская школа - интернат Костромской области ​для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Урок мужества:

«Блокада Ленинграда – 900 дней».

Подготовила: учитель истории и обществознания:

Татьяна Николаевна Филиппова

2019 г.

Тема: «Блокада Ленинграда – 900 дней».

Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- развитие интереса к историческим событиям родной страны; творческих способностей детей;

- воспитание патриотизма; чувства гордости за свою страну, за свой народ, сопереживания к блокадным детям и уважительного отношения к старшему поколению.

Оборудование: медиапроектор, магнитная доска, аудио, видеофрагменты.

Ход урока:

Учитель показывает нормы блокадного хлеба – 125 грамм.

- Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Как вы думаете можно насытиться таким кусочком? Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни во время блокады города Ленинграда, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя, страданий и разрушений. Беда пришла в каждый дом.

 (слайд 1)

Диалог учащихся:

Опять война

Опять блокада?

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить…»

И может показаться: правы

И убедительны слова

Но даже если это правда

Такая правда – не права!

 Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

У:  Когда вы слышите слова война, что вы представляете, какие чувства испытываете?

(дети называют свои ассоциации) (слайд 2)

- Сегодня мы проводим урок мужества, посвященный знаменательной дате Великой Отечественной войны: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады Ленинграда.  (слайд 3)

Но сначала немного истории.

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. (слайд 4)

Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт-Петербург). «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…

         Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

       -Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали зенитные установки. Началась эвакуация мирных жителей (слайд 5).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, отрезав Ленинград от всей страны. (слайд 6)

- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада?

(Блокада - окружение города со всех сторон. (слайд 7)

     Начались страшные дни Ленинграда: фашисты постоянно бомбили и обстреливали Ленинград. Бомбы и снаряды падали на дома,  мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (слайд ) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (слайд 8)

     Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (слайд 9)

Страшная беда нависла над городом – с каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

(слайд 10)

Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, обойной пыли, древесной муки. Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Начался голод.     Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии, не работали водопровод и канализация. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых домах. (слайд 11) 

Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (слайд 12) Это была обычная большая дружная ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала:

«Умерли все. Осталась одна Таня».

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.

Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. (слайд 13)

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.

 Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного Ленинграда. Сегодня наш урок мужества мы посвящаем маленьким героям блокадного Ленинграда.

          Когда замкнулось блокадное кольцо, в городе оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. (Слайд 14)

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". (А. Фадеев)

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия (крайнее истощение). А к ней еще прибавилась цинга (когда кровоточат десны и шатаются зубы). Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученица:

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.  (Слайд 15)

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. они вместе с учителями заготавливали дрова для школ. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.  (Слайд 16)

- На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.  (Слайд 17)

-Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (Слайд 18)

 

Видеосюжет «Стояли со взрослыми рядом…» (Слайд 19)

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. По ней вывозили раненых и больных детей и взрослых, доставляли хлеб, продукты питания, лекарства. (Слайд 20)

- Как вы думаете, ребята, почему сами ленинградцы назвали эту дорогу «Дорогой жизни»?

(ответы детей)

От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. ( слайд)

И только 27 января 1944 года (Слайд 21), враги были отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил.

-Что же такое блокада? Какие несчастья принесла блокада жителям Ленинграда?

(составление схемы «Блокада»)

27 января 2019 года вся страна будет отмечать памятную дату – 75-летие снятия блокады Ленинграда.

Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.(слайд) В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (Слайд 22)

Памятник  ленинградцам установлен и у нас в Шарье, на кладбище в Козлове. (Слайд 23)

- Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших ленинградцев в страшные дни блокады Ленинграда минутой молчания. Прошу всех встать.

(минута молчания)

Рефлексия:

- Ребята, о чем вы сегодня узнали на уроке?

- Что особенно вам запомнилось?

- Как вы думаете, почему дети очень рано взрослели в годы Великой Отечественной войны?

Ответы детей.

Сегодня мы познакомились с одной из героических страниц истории Великой Отечественной войны. (Слайд 24) Узнали, что такое «блокада» и «Дорога жизни». Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Мы восхищаемся подвигом ленинградцев.

Приглашаю всех принять участие в акции «Блокадный хлеб».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Русская национальная кухня. Напитки. От старины до наших дней"

Урок разработан с целью:Систематизировать и обобщить знания учащихся о национальной кухне.Познакомить с традициями и особенностями русской национальной кухни.Научить приготовлению русских национальных...

открытый урок "Урок мужества,посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда "

Данный урок проводился с целью ознакомления учащихся с героической обороной города Ленинграда( июль 1941- 27 января 1944 гг.)...

ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

открытый урок "Блокада Ленинграда"

Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда

Урок Мужества «900 дней, которые потрясли мир», посвященный блокаде Ленинграда...