Рекомендации для классного руководителя
материал
информация для класснных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации к классным часам и родительским собраниям | 103 КБ |
памятка классному руководителю | 27.2 КБ |
методические материалы | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Воспитание и обучение - две взаимодополняющие и взаимосвязанные стороны учебно-воспитательного процесса, и воспитание не менее важно, чем обучение. Воспитание - не набор неких действий и операций, которым преподавателя можно обучить, и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог выстраивает сам, определяя ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства, подходящие под те или иные условия. При этом преподаватель должен помнить, что основное назначение классного руководителя - максимальное развитие каждого студента, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В процессе своей деятельности для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности студента необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, создание единого образовательного пространства и социокультурной среды. Особое место в данных связях занимает семья воспитанников, так как именно она является первым и ведущим субъектом воспитания детей.
Все семьи условно делят на 5 типов:
Первый тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений, в которых студенты получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения по поводу особенностей воспитания не исключаются.
Второй тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Они могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
Третий тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, так как они сами не могут разобраться в своих отношениях. Воспитание детей отсутствует.
Четвертый тип: внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные, нравственные ценности.
Пятый тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Самая распространенная и в то же время самая важная и трудная форма работы учебного заведения с семьей - родительское собрание. Поэтому необходимо очень тщательно продумать, спланировать собрание и подготовиться к нему. Для этого целесообразно составить план проведения основных родительских собраний на весь период обучения. Виды родительских собраний многообразны: организационные, тематические, итоговые (по полугодиям) и другие.
Обычная периодичность родительских собраний 3-4 собрания в год. На первом курсе в группах на базе основного общего образования (9 классов) рекомендуются ежемесячные родительские собрания, на четвертом курсе - 2-3 собрания в год.
Не случайно родительское собрание считается достаточно сложной формой работы, т. к. в нем задействованы две стороны образовательного процесса - педагоги и родители. Эти стороны встречаются для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - студентов. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания. Необходимо сделать так, чтобы эта встреча была комфортна и для классного руководителя, и для родителя, чтобы, родители, придя на собрание, не сделали вывода: «Туда я больше не пойду». Для активности родителей на собрании нужно заранее провести организационную подготовительную работу. Она начинается с определения повестки, принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание.
Накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с преподавателями-предметниками с целью обсуждения учебных достижений студентов и особенностей их поведения на уроках. Полученную информацию классный руководитель использует для анализа и обобщения основных тенденций участия студентов в образовательном процессе. Кроме того, классному руководителю целесообразно подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого студента.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Для приглашения родителей рекомендуется придерживаться определенных правил:
1. Назначать наиболее удобное для родителей время проведения
собрания.
2. Заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные
приглашения с указанием даты, времени, места проведения собрания.
3. Вызов родителей не должен вызывать у них заряд негативных эмоций,
так как это может привести к отчуждению родителей от классного
руководителя группы, учебного заведения в целом.
- Желательно установить за правило периодическое посещение родителями учебного заведения, чтобы не оставлять нерешенных проблем до родительского собрания. Причем для посещения учебного заведения приглашать родителей всех студентов-отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.
- Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи студенты были активны в различных мероприятиях.
Завершает организационную часть этапа подготовки собрания оформление помещения, в котором оно будет проводиться.
Следующий этап - разработка сценария проведения собрания, не менее важный и ответственный. Учитывая возможную разную тематику и стили работы каждого педагога - классного руководителя, тем не менее, имеет смысл, включить следующие обязательные компоненты:
1. Анализ учебных достижений студентов группы.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности группы, предупредив родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости их ребенка они получают в ходе персональной встречи. Можно пригласить для участия в работе собрания преподавателей, представителей администрации. Необходимо исключить всякую персональную, негативную информацию. Причем важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры.
2. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в группе.
Классный руководитель делится наблюдением о поведении студентов группы в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, на экскурсиях, на учебной практике, во внеурочной деятельности - мероприятиях, трудовых делах, спортивных соревнованиях и других). Темой разговора может быть взаимоотношения, речь, внешний вид и другие актуальные вопросы, связанные с поведением студентов. Однако недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать студента и его семью публичному бичеванию. Классному руководителю категорически запрещено брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Советы родителям должны быть взвешенными, корректными, доброжелательными. Родителям необходимо донести миссию учебного заведения как института социализации, в котором студенты получают ценный опыт взаимодействия с другими людьми.
3. Психолого-педагогическое просвещение.
Родительское собрание должно выполнять функции педагогического всеобуча, поэтому следует тактично внедрять педагогические знания в родительскую среду. Важно помнить, что повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя.
Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, юриста, других специалистов.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение
учебных пособий, вечера отдыха и т.д.).
Оно состоит из 2-х составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.
5. Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители студентов, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь их не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я, вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других студентов должны быть обделены вниманием. Надо, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.
Рекомендации по проведению родительского собрания
1. Начинать собрания в назначенное время, соблюдать регламент, отвести
на проведение не более 1,5 часов.
- Родительское собрание должно быть праздничным, у родителей должно возникнуть чувство гордости за правильно сделанный выбор учебного заведения.
- Рекомендуется организовать выступление студентов группы с концертами, демонстрацию видеофильмов из студенческой жизни, экскурсию по учебной базе.
4.Обязательно к каждому родителю необходимо обращаться по имени и
отчеству. Для этого можно положить перед собой список с именами и
отчествами родителей.
5.Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с
позитивного, затем говорить о негативном, завершить разговор предложениями
на будущее.
6. Предупредить родителей - не вся информация может быть достоянием
студентов.
7.Поблагодарить всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
8.Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не желательно!!!
- Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
- Сравнивать успехи отдельных студентов и разных групп.
3.Давать негативную оценку всей группе.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
- Категорически обсуждать и осуждать воспитанников.
Заключительным этапом родительского собрания является его подведение итогов. Это можно сделать на самом собрании - сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Эти данные должны стать предметом размышлений для классного руководителя.
Классному руководителю необходимо проанализировать:
- явку родителей, причины отсутствия;
- персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
- вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов. Ход собрания необходимо запротоколировать.
Темами родительских собраний могут быть:
«Как мы будем жить и учиться»
«Проблемы адаптации студентов в учебном заведении»
«Сознательная дисциплина - веление времени»
«Права и обязанности несовершеннолетних и совершеннолетних студентов»
«Умеем ли мы общаться?»
«Конфликтность, способы разрешения конфликтов»
«Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности»
«Трудности роста и их влияние на отношение между родителями и подрастающим поколением»
«Перспективные профессиональные намерения и возможности студентов группы»
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни».
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Час классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой студенты под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Функции классного часа:
Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний студентов, которые не нашли отражения в учебных программах.
Ориентирующая - формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.
Направляющая –помогает теоретические знания перевести в область практики, направить студентов на реальные практические дела.
Формирующая –способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в коллективе.
Традиционный классный час
Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.
Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.
Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал преподаватель. При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
Личностно-ориентированный классный час
Цель: развитие индивидуальности студента и уникальности образа его жизнедеятельности.
Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся.
Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого студента, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха. При анализе учитывается обогащение жизненного опыта обучающегося, развитие творческих способностей, активность участия.
Тематика классных часов
1. Морально-этические проблемы. На них формируется определённое отношение к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д. Беседа идет о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости, проблемах современной молодежи. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные. При анализе отрицательных примеров необходимы большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям.
2. Проблемы науки и познания. Способствуют выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности.
3. Эстетические проблемы. Изучение основных положений эстетики (прекрасное в природе, одежде человека, быту, труде и поведении), формирование эстетического отношения к жизни, искусству, труду, себе, развитие творческого потенциала.
4. Вопросы государства и права. Способствуют развитию интереса к политическим событиям, происходящим в мире, чувства ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене и т.д.
5. Вопросы физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека.
6. Психологические проблемы. Цель: стимулирование процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.
7. Проблемы экологии. Направлены на воспитание ответственного отношения к природе.
8. Проблемы техникума (значимые общественные события, юбилейные даты, праздники и т. д.).
Виды классных часов
К первому виду относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Студенты лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Почему ты выбрал этот техникум?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Молодежь и право», «От прав подростка до прав студента», «Как уберечь себя от чумы XXI века?» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками или молодыми людьми. Под руководством преподавателя ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра», «Любовь, секс и современная молодежь», «Как найти свое место в жизни?» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы — совет дела. Классный руководитель вместе со студентами продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:
- в учебной группе царят взаимопонимание и взаимоуважение между студентами;
- студенты имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
- значительная часть студентов владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;
- актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.
Выбор вида воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста студентов, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений с обучающимися.
Технология подготовки и проведения классного часа
Первый шаг: составление педагогом совместно со студентами и их родителями тематики классных часов на новый учебный год исходя из поставленных задач воспитательной работы с коллективом.
Второй шаг: тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт обучающихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность); генерирование идей по подготовке и проведению.
Третий шаг: выбор методов проведения:
- традиционные методы: лекция, рассказ, сообщение самого классного руководителя, выступление специалиста, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...
- активные методы: диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, политиком, артистом, юристом и т. п.; сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме, беседа за круглым столом, игра,
Обратите внимание!
Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их поданной проблеме).
Подготавливая встречу с человеком, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и студентов, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.
- интерактивные методы: деловая, ролевая игра, элементы театрализации событий, проект.
Наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Четвертый шаг:
Составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение обучающихся к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение молодых людей, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме; подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного классного часа), подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора), индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа.
Определение целесообразности участия в классном часе родителей студентов, друзей, старших и младших товарищей, работников (администрации) техникума, специалистов по обсуждаемой теме;
Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа.
Пятый шаг: подготовка помещения к мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
На классном часе воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Шестой шаг: анализ и оценка результатов проведения мероприятия. Выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности студентов.
Обратите внимание!
Желательно уйти от методики обычных разговоров на классных часах о посещаемости, поведении на учебных занятиях, учебе и академических задолженностях студентов. Естественно, на некоторых классных часах разговор будет идти и об этом. Но в целом студенты должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор.
Структура классного часа
Вступительная часть: постановка вопроса. Цель: активизировать внимание студентов, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Основная часть: решение проблемы. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Заключительная часть: определение значимости решения проблемы. Цель: стимулировать потребность студентов в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.
Общие рекомендации по организации и проведению классных часов в техникуме:
1.Знание психологических особенностей обучающихся в учебной группе, их интересов и потребностей.
2.Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов
классный руководитель должен быть очень внимателен
к выступлениям студентов, должен вносить
нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы,
акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с подростками и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении, особенно через 20— 25 минут, использовать активные средства воспитания (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозговая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельности, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.
- Очень важен тон преподавателя, его доброжелательность. Нельзя допускать излишних нравоучений и назидательности — это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.
- Постепенно необходимо накапливать традиции в проведении классного часа. Ими может стать соблюдение привычной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах.
Схема анализа классного часа:
1.Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных студентов во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?
2. Как подготовлены обучающиеся к мероприятию? Роль самих студентов в его подготовке, как распределены поручения?
3.Содержание и методика проведения:
- идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая привлекательность исполнения и оформления;
- разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации обучающихся.
- отношение студентов к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).
Предварительный просмотр:
Памятка классному руководителю
1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
1.2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Б) Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:
• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии;
• тренинги общения с привлечением школьного психолога;
В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
А) Индивидуальная работа классного руководителя.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
В) Участие в общешкольных делах
Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
1.4. Организация досуга
Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);
- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.
В) Участие в общешкольных и городских делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:
- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, городских мероприятиях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.
2. Документация классного руководителя
2.1. Рабочий дневник
Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе - выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем - сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом - разместить информацию о проведении им досуга, на пятом - описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом - дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.
На каждом из этих листов следует записать:
- каким образом изучался ребенок;
- какие проблемы наиболее актуальны для него;
- способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.
В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:
1. Способы изучения коллектива класса.
2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.
3. Планы разрешения этих проблем.
2.2. Материалы исследования
Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).
3. Советы вразброс
3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:
- проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;
- проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;
- взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).
3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.
Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.
3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:
- включать ребенка в значимую для него деятельность;
- демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;
- предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;
- учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).
Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.
Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:
«Детские годы - долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»
«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.
Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.
Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»
«Ты вспыльчив, - говорю я мальчику. - Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».
4. Памятка родителям
С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:
1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
5. Помнить, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для классного руководителя
Документация классного руководителя
- Программа воспитания классного коллектива.
- Папка, в которой размещаются материалы в соответствии с планированием работы классного руководителя:
- сценарии классных часов (тематических классных часов, ученических собраний, конкурсов, бесед, лекций, встреч со специалистами и т.д.);
- сценарии родительских собраний;
- материалы диагностик, опросов, мониторингов и т.д.
- Протоколы:
1)родительских собраний;
2)ученических собраний;
3)Родительского комитета класса.
- Личная (рабочая) тетрадь или папка классного руководителя.
- Педагогические дневники на учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (ВШК) и на учёте в ОПДН УВД.
- Планы индивидуально – профилактической работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта.
- Планы профилактической работы с семьями, состоящими на разных видах учёта.
- Дневники учащихся класса.
- Классный журнал.
- Личные дела учащихся.
- Тетрадь (журнал) учёта посещаемости занятий.
- Журнал инструктажа.
- Портфолио класса.
- Материалы профилактической работы.
Примерное содержание личной (рабочей) тетради или папки классного руководителя.
- Список учащихся с адресами, телефонами и иной необходимой информации.
- Краткая характеристика семей (морально – психологическая обстановка, материальное положение).
- Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
- Сведения о питании учащихся.
- Сведения об участии в городских, общешкольных мероприятиях и мероприятиях класса. Результативность участия.
- Учёт успеваемости учащихся. Качественные и количественные показатели успеваемости.
- Результаты наблюдений классного руководителя.
- Информация о работе с ученическими дневниками.
- Другая необходимая информация.
Содержание педагогического дневника
1 стр. – ФИО учащегося, дата рождения, домашний адрес, информация о законных представителях, дата и причина постановки на учёт.
2 стр. – Цель. Задачи.
3 стр. – Подробная характеристика.
4 стр. - Табель успеваемости и в случае необходимости указываются принятые меры по устранению причин неуспеваемости.
5 стр. – Лист контроля за посещаемостью учебных занятий.
6 стр. – Работа с семьёй (профилактические мероприятия и оказание социальной, психологической, материальной поддержки).
7 стр. - Учебная деятельность.
8 стр. – Внеурочная занятость (название, расписание занятий, ФИО руководителя).
9 стр. – Занятость в период каникул (расписывается по дням).
10 стр. – Профилактические мероприятия и взаимодействие с органами системы профилактики.
План индивидуально – профилактической работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта
(утверждается руководителем образовательного учреждения)
ФИО учащегося _______________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________________
ФИО классного руководителя ___________________________________________________
Срок реализации плана (не менее 6 месяцев) _______________________________________
Цель:
предупреждение случаев (повторного совершения преступления, правонарушения, совершения общественно опасного деяния, пропусков учебных занятий без уважительной причины, нарушения общественного порядка во время образовательного процесса).
Задачи:
- Проводить социально – профилактические мероприятия.
- Осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий.
- Проводить разъяснительную работу по вопросам правопорядка с учащимся и законными представителем.
- Осуществлять эффективное взаимодействие с органами системы профилактики.
Ожидаемые результаты:
1)Реализация плана – 100%.
2)Положительная динамика в поведении и посещаемости занятий.
3)Снятие с учёта.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Взаимодействие с органами системы профилактики | ||||
1. | Рассмотрение факта нарушения общественного порядка или совершения правонарушений на Совет профилактики | 17.09.13. | Классный руководитель Секретарь Совета профилактики | Протокол № 1.от 17.09.13. Отражение в педагогическом дневнике. |
2. | Назначение общественного воспитателя | Сентябрь | Заместитель директора по ВР | Приказ № __от__ |
3. | Проведение индивидуально – профилактических бесед классным руководителем на темы «___» | 05.09.13. 07.10.13. | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
4 | Посещение семьи | Октябрь | Классный руководитель, социальный педагог, Члены Совета профилактики | Составление акта. Регистрация в журнале посещений семей |
5 | Составление характеристики | Сентябрь | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
6 | Составление письменного обращения в Отдел опеки и попечительства | По мере необходимости | Заместитель директора по ВР | Отражение в педагогическом дневнике |
7 | Приглашение на (КДНиЗП, Совет общественности микрорайона, Оперативный Штаб при ОО, Совет профилактики, малый педсовет, совещание при завучах) | По мере необходимости | Классный руководитель | Отражение в протоколах и педагогическом дневнике |
8 | Проведение рейда и учительско – родительского патруля | В период каникул | Заместитель директора по ВР | Отражение в журнале регистрации учительско – родительских патрулей и рейдов |
Социально – педагогическое и психологическое сопровождение | ||||
9 | Изучение личности подростка (по письменному согласию законного представителя) | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель, педагог - психолог | Отражение в педагогическом дневнике. . |
10 | Организация психологического сопровождения (по письменному согласию законного представителя) | По плану педагога - психолога | Педагог - психолог | Отражение в документации педагога – психолога и в педагогическом дневнике. Наличие рекомендаций |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью | ||||
11 | Ведение листа контроля и тетради учёта за посещаемостью | Сентябрь - февраль | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
12 | Сведения о предварительной успеваемости | По окончании четверти | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике |
Контроль за внеурочной занятостью и организацией каникул | ||||
13 | Организация внеурочной занятости | Сентябрь, январь | Классный руководитель | Отражение в журнале класса и в педагогическом дневнике. |
14 | Организация каникул | Ноябрь, январь | Классный руководитель, социальный педагог | Отражение в анализе организации каникул и в педагогическом дневнике |
15 | Помощь в трудоустройстве в период летних каникул | Май | Классный руководитель | Отражение в анализе организации каникул и педагогическом дневнике |
Вовлечение в общественно полезную деятельность | ||||
16 | Привлечение к участию в общешкольных делах и делах класса | В течение учебного года | Классный руководитель | Отражение в педагогическом дневнике и в личной тетради классного руководителя |
Оказание социальной и материальной помощи | ||||
17 | Материальная поддержка | По мере необходимости | Социальный педагог | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
18 | Оздоровление в санатории… | По мере необходимости | Социальный педагог | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
19 | Включение в список для оказания помощи новогодними подарками | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
20 | Включение в список на оказание материальной помощи в акции «Помоги собраться в школу» | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
21 | Оказание помощи через Муниципальный Благотворительный фонд | По мере необходимости | Социальный педагог Классный руководитель Заместитель директора по ВР | Отражение в документации социального педагога и педагогическом дневнике классного руководителя |
Образец протокола родительских собраний
(печатный вариант).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
П Р О Т О К О Л
21.09.2013 № _1
Родительского собрания ___ класса «____»
на тему «___________________________________________________________»
Председатель родительского собрания __________________________________________
Секретарь родительского собрания класса ________________________________________
Присутствовали: ________________ человек
Повестка дня:
- Доклад классного руководителя (Ф.И.О.) на тему «_______________________».
- Выступление председателя Родительского комитета класса о _______________
СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
_____________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ:
1.
Текст доклада (выступления) прилагается.
Секретарь _______________________(расшифровка подписи)
Председатель собрания _________________(расшифровка подписи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для классного руководителя
Работа с разными типами семейЗнание особенностей семьи позволит классному руководителю более точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания. 1. Семья, в которой «трудные» родители...
Методические рекомендации для классных руководителей по изучению семей учащихся
Методические рекомендациидля классных руководителей по изучению семей учащихся....
Методические рекомендации для классного руководителя
Методические рекомендации содержат перечень документации классного руководителя. Предлагается образец плана индивидуально - профилактичекой работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта....
Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...
рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками
составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...
Методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений
Данная разработка содержит методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений...
Рекомендации для классного руководителя
Рекомендации содержат советы классным руководителям для проведения родительских собраний....