Рекомендации для классного руководителя
статья по классному руководству (9 класс) по теме
Работа с разными типами семей
Знание особенностей семьи позволит классному руководителю более точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.
1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
o Расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
o Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
o Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
o Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.
Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой
семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия,
недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ним консультаций, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.
Задача классного руководителя – изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром. Хорошо помогает «дипломатический подход» при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для классных руководителей по изучению семей учащихся
Методические рекомендациидля классных руководителей по изучению семей учащихся....
Методические рекомендации для классного руководителя
Методические рекомендации содержат перечень документации классного руководителя. Предлагается образец плана индивидуально - профилактичекой работы с учащимися, состоящими на разных видах учёта....
Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...
рекомендации для классного руководителя по работе с трудными подростками
составление плана индивидуальной работе, анкетиролвание по выявлению трудных подростков, бланки картотеки учащихся и многое другое...
Методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений
Данная разработка содержит методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед, направленных на профилактику правонарушений...
Рекомендации для классного руководителя
Рекомендации содержат советы классным руководителям для проведения родительских собраний....
Рекомендации для классного руководителя
информация для класснных руководителей...