Беседа "13 лет, 13 дней"
классный час (5 класс)
Предварительный просмотр:
Цели: воспитание толерантного отношения к калмыцкому народу, привитие интереса к истории и культуре калмыцкого народа, развитие творческих способностей учащихся.
Ход беседы.
ЧТЕЦ 1: Эту зиму, мой друг, не кляни...
Этот лютый мороз – не беда.
Ты спроси у притихшей родни
Про сибирские те холода.
«Что там холод...» – вздохнет твой отец.
«Что там холод...» – расплачется мать.
А болезни? А голод? Нужда, наконец...
Есть о чем матерям рассказать.
Не забыть нашим старым отцам
Долгих горестных лет на чужбине...
Есть за что дочерям и сынам
Полюбить грустный запах полыни.
ВЕДУЩИЙ I: Декабрь сорок третьего года. Его последние уходящие дни навсегда запечатлелись в памяти калмыцкого народа как начало неслыханно горестной поры в его истории.
ВЕДУЩИЙ II: 28 декабря 1943 года на калмыцкий народ обрушился державный гнев Сталина. В шесть часов утра, когда люди еще спали, а над степью царствовала ночь и первые морозы сковали землю, в дома калмыков вламывались вооруженные солдаты под командованием НКВД. Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей... Естественно, у населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось. И только после этого объявили Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный Всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым, о ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков в Сибирь.
Раздетых и разутых, голодных и убогих стариков и старух, а также детей и женщин погрузили в американские «студебеккеры» и повезли на железнодорожные станции. В двуосные телятники несчастных людей втрамбовывали по пятьдесят–шестьдесят человек. Перепуганные, растерянные люди ничего не понимали. Операция была проведена быстро, жестко. В одночасье калмыцкий народ потерял свободу, автономию, стал изгоем и был обречен на вымирание.
ВЕДУЩИЙ I: «За что?» – спрашивал каждый калмык
ВЕДУЩИЙ II: «За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
ВЕДУЩИЙ I: «За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.
ВЕДУЩИЙ II: Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации калмыцкого народа.
ВЕДУЩИЙ I: В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири – калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 года были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД, общее количество населения страны, подвергшееся насильственному выселению, составило 3.336.258 человек.
ЧТЕЦ 2: «По машинам!» - бьет приказ, как плеть,
И старуха в голос зарыдала,
Нет бальзама душу отогреть, -
Степь такой беды еще не знала!..
Верблюдица рыщет меж домов –
В поисках хозяина плутает,
Чья-то лошадь, оступившись в ров,
Головой бессмысленно мотает...
И собаки в стаю собрались,
И орлы, что вечно сберегали
То, чем наша освящалась жизнь,
Над безлюдной степью пролетали
Словно души прадедов моих,
Словно образ горя и печали,
Клекот их до сей поры не стих,
Крылья подниматься не устали!..
В страшный, черный обезьяний год,
Распугав гудками редколесье,
Эшелоны, превращаясь в лед,
Шли и шли в таежное безвестье...
ВЕДУЩИЙ II: 2 января 1944 года, через пять дней после изгнания, палач Лаврентий Берия докладывал «вождю и учителю всех народов» Иосифу Сталину:
«В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета и постановлением СНК от 28 октября 1943 года НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы.
Всего погружено в 46 эшелонов 26.359 семей, или 93. 139 переселенцев, которые отправлены к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Во время проведения операций происшествий и эксцессов не было. Эшелоны с переселенцами сопровождались работниками НКВД».
ЧТЕЦ 3: Вспомнить, волчицей завыть
Мертвых в земле будить.
Перья напрасно сточить –
Что рассказать, сочинить?
Слушай живой рассказ –
Мало осталось нас,
В сердце всю скорбь вбери,
Но обо всем напиши.
Только пиши, хоть плачь.
Дата – жестокий палач.
ВЕДУЩИЙ I: Сердце сжимается от боли, когда читаешь, как гибли дети, старики, женщины. У каждого из нас свой запас духовной прочности. Иногда говорят, время было такое – суровое. Время жестоким делают люди. Правда и добро, в конечном счете, всегда одерживают верх. Но, к сожалению, нередко для этого не хватает отдельной человеческой жизни.
ВЕДУЩИЙ II: Примечательным в этом отношении является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года, который устанавливал, что переселение депортированных во время войны народов «проведено навечно, без права возврата к прежним местам жительства».
ВЕДУЩИЙ I: Горькие исповеди, рассказанные своим внучатам аавами и ээҗәми – бабушками и дедушками, – бесценны. Они потрясают своей неприкрытой, некрасивой и страшной правдой.
Читая эти документы, кожей ощущаешь, как ежедневно, ежечасно сталинская система пыталась раздавить честь и достоинство наших отцов и дедов, как пыталась довести их до скотского состояния. И удивляешься: как же они выжили? Как не обозлились? Не стали зверем? Ведь это подвиг остаться человеком в таких нечеловеческих условиях. Это – подвиг народа! За эти тринадцать лет легче всего было сломаться. Но народ выдержал. Не обозлился. Это и есть крепость нации, ее спокойная сила, величие народа не в его количестве, а в духовной твердости. Не потерять бы ее нам, живущим сегодня.
ВЕДУЩИЙ II: В январе 1944 года после прибытия на спецпоселения было учтено 90940 калмыков. По дороге и во время расселения умерло 1640 человек, в том числе 642 ребенка и 736 стариков, в пути следования госпитализировано 1010 человек.
Смертность среди калмыков носила исключительно высокий характер. Так, с 1 января по 1 апреля 1945 года было зарегистрировано 1465 смертей и лишь 57 рождений. На 1 августа 1948 года умерло 44125 калмыков.
По данным всесоюзной переписи 1959 года численность калмыков составила 106066 человек, т.е. 78,9% от уровня переписи 1939 года (134402 чел.). Из всех репрессированных народов только калмыки понесли такой демографический урон.
ВЕДУЩИЙ I: В начале 1944 года по приказу Наркомата обороны со всех фронтов и военных округов проводилось отчисление калмыков-военнослужащих сержантского и рядового состава, а также курсантов военных училищ. Их зачисляли в 6-й запасной стрелковый полк 7-й запасной стрелковой бригады, который дислоцировался на станции Кунгур Пермской железной дороги, а затем направляли командами на строительство Широковской ГЭС. Около четырех тысяч солдат и курсантов, в общей сложности, отозвали из действующей армии. Это были, в основном, лица калмыцкой национальности, проживавшие до войны в Калмыцкой АССР, Ростовской, Сталинградской областях, Орджоникидзевском (ныне Ставропольском) крае. Сюда же попали и некоторые сарт-калмыки из Киргизии, буряты, немцы, казахи, алтайцы, русские, представители народов Кавказа и другие.
ВЕДУЩИЙ II: Опытных и храбрых воинов, с честью защищавших страну, награжденных боевыми орденами и медалями бросили на строительство Широковской ГЭС, что на Косьве-реке в Молотовской области (ныне Пермской).
ВЕДУЩИЙ I: Кирками и ломами они долбили гранитные скалы, рыли огромный котлован. Тысячи сильных, молодых мужчин погибли от изнурительного труда и истощения... Сталинизм унес самую лучшую и здоровую категорию калмыцкого народа, его цвет и славу. Был серьезно разрушен генофонд калмыцкого народа.
ЧТЕЦ 4: Спой, калмычка, про ссылку в Сибири
Мир с тобой был коварно жесток
Как скотину, тебя увозили
В Заполярье, на Дальний Восток.
Что творится вокруг, кто ответит?
Но молчит молодой конвоир.
И завыл поминальную ветер,
И вокруг опрокинулся мир.
Онемела, оглохла от горя,
Под конвоем справляя нужду
И молитвы развеялись в поле,
Отвести не сумели беду.
В песне было тебе утешенье,
Ты опорой народу была.
И за что, за чьи прегрешенья
Наказанье несла и несла. ...
Пела жалобно, тяжко стоная
О тоске по родимой сторонке
Голосистая птичка степная
Для народа была жаворонком.
Ни холера, ни власти, ни холод
Не могли в песне вытравить душу.
Ни застывший младенец, ни голод,
Ни цынга, ни оглохшие уши.
Снизошла Тара белая с неба,
Русской женщиной горю внимая,
И краюху ячменного хлебка
Подала сибирячка хромая.
Пой, калмычка, я выдержу, слезы
Не пойдут вновь, за новой бедою,–
Иссушили крутые морозы,
То, что жгучею звали слезою.
Пой о правде, чтоб мы не забыли,
Нашим детям про боль расскажи,
Как ты выжила в лютой Сибири,
Как ты слушала песнь джангарчи.
Как сибирские песни сложила,
Сохранила и пела навзрыд.
Ты всех преданней песне служила.
И твой голос не будет забыт.
ВЕДУЩИЙ II: Спустя десятилетия у тех, кто перенес ссылку, а также у их детей, родившихся на свет в местах депортации, появилась возможность поклониться той земле, где захоронены наши соплеменники, умершие от голода, холода, тяжкого труда, неимоверных нравственных унижений, а также передать низкий поклон теплые слова благодарности простым сибирякам, принявшим близко к сердцу боль и страдания калмыцкого народа, и оказавшим огромную помощь и поддержку на протяжении тринадцати лет.
ВЕДУЩИЙ I: На сегодняшний день калмыки – единственные из репрессированных народов бывшего СССР, организовавшие четыре «Поезда памяти».
ЧТЕЦ 5: Поезд памяти.
Колеса все стучат…
И память возвращает нас назад,
В далекие сибирские года,
Которых не забыть нам никогда,
Сибирь – суровая, бескрайняя земля.
Январские морозы и тайга.
Могилы бабушек, отцов и матерей.
Вовек нам не забыть таких потерь.
Сибирь – суровая, но мудрая страна.
Теплом людских сердец приветила она.
Их помощь, милосердье, сострадание
Облегчили нам тяготы изгнанья.
Алтайский край – край детства моего,
И помнится мне более всего
Над Бией-речкой город, школа и друзья,
Откуда, в общем, родом вышла я.
Минули годы.
Седина в висках.
Живу у Каспия, в горячих я песках.
Но в памяти еще живут доныне
Леса и люди родимой мне Сибири.
ЧТЕЦ 6: Я с детства так стремился к ней,
К любимой бабушке своей
Оставшейся в той стороне,
Сибирью звавшейся стране!...
О, «Поезд памяти» не прост…
То в детство выстроенный мост!
Он повезет туда где, помню,
Деревья были так огромны…
Еще все встречи впереди.
Еще прижму к своей груди
Землицы горсть с могил уставших
Ждать внуков и детей пропавших…
Иду я. Слезы на глазах.
Стихов рожденье на губах.
Подайте руку мне скорей!
Я еду к бабушке своей.
ВЕДУЩИЙ II: В этом году мы в очередной раз перелистаем горестные страницы нашего прошлого к скорбной дате - 74-летию депортации калмыцкого народа.
ЧТЕЦ 7: Когда бы слезы тех собрать,
Кто потерял отца и мать,
Все слезы матерей, отцов,
Утративших своих сынов.
Когда бы слить в один сосуд
Все слезы тех, кто тщетно ждут,
Какой сосуд ни выбирай,
Все перельется через край.
ЧТЕЦ 8: Сорок третий, декабрь, и давно уж война
Гонит в логово бешеных немцев.
А калмыков в Сибирь отправляет страна,
Спецназвание: «переселенцы».
Ярость тысячи глаз, вопрошает народ:
По какому, какому же праву?
А в ответ только ветер поземку несет,
Да скотина бредет за составом.
В опустевших дворах вой бездомных собак,
Их пристрелят: станут как волки.
Впереди неизвестности каменный мрак,
Комендант, лагеря, самоволки.
Их на станциях встретит молчаливый конвой,
«Людоедов», «изменников» этих,
Хмурый предсельсовета поведет на постой,
А изменники – бабы да дети.
Да еще старики,
Те, что вынесли путь, не замерзли
в холодных вагонах,
Да войны инвалиды – фронтовики
Без погон, в гимнастерках зеленых.
Безымянных могил не считали тогда
И поминок в пути не справляли,
Их сегодня считают, стучат поезда
Транссибирской стальной магистрали.
Стук замерзших сердец
В холодной теплушке.
В горячке, в бреду мой юный отец
На единственной их подушке.
По бабушкиной щеке катится слеза:
Ее сын – мой отец бредит,
С губ молитва, и молят бога глаза,
Но колеса стучат: «Не доедет».
Слезу, катившуюся по бабушкиному лицу,
Увидел все-таки Бог,
Не дал умереть моему отцу
И рожденье мое предрек.
Я с Родины еду в генах отца
Без сознанья, в бреду, с криком,
Чтоб на братьев своих непохожим с лица
Уродиться от русской калмыком,
Я сегодня пойду на известный курган
Помолиться и вспомнить дорогу.
Господин Неизвестный, я Ваш верный слуга,
А Вы там, высоко, рядом с Богом.
Так смогли Вы проникнуться болью чужой,
Не могу передать словами,
Что мне кажется. Вы уж простите, родной,
Что Вы ехали в ссылку с нами.
В Широклаге, землю терзая киркой,
Разве Вы не стояли рядом
С тем калмыком, покрывшимся сединой,
Но не сдавшимся под Сталинградом.
Да, конечно, Вы были с нами тогда,
С нами вместе, о чем говорить,
А иначе бы Вам никогда, никогда
Этот памятник не сотворить.
Но в один Ваш секрет я проникнуть не смог,
Как ни думал, как ни гадал.
Каким образом боль и печаль тех дорог
Переплавить смогли Вы в металл?
В моем сердце бабушки жалость –
Она плача за сына просит,
А сама в Сибири осталась
На печальном холодном погосте.
Ваша светлость, Светлая Память.
Вы недаром даны творцом,
Это было, конечно, не с нами, -
С нашим дедом, с нашим отцом.
Но когда, обласканный Богом,
Я начну забывать беду, -
Помолиться и вспомнить дорогу
Я детей на курган приведу.
ВЕДУЩИЙ II: Наш митинг хочется завершить словами: «Обращение к теме депортации важно не только для нас, но и для будущих поколений. Так пусть же наши потомки никогда не забывают об этих горьких днях в судьбе своих предков, и пусть их никогда не коснется беда своим черным крылом, пусть они вечно живут и процветают на своей исконной земле, пропитанной родным запахом терпкой полыни!..».
ВЕДУЩИЙ I: А вам, дорогие наши ээҗи и аавы, низкий поклон за то, что не сдались, а верили и выжили. Спасибо за то, что вернулись на родину и дали начало новому поколению, спасибо за нас.
ЧТЕЦ 9: Да можно ли забыть
всеобщую беду?!
Да можно ли отнять
у сердца шрам кровавый?!
Великий вам поклон,
умершие в бреду!
Великий вам поклон,
все наши эджи, авы!
Минута молчания.
БЕСЕДА
«13 лет, 13 дней»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )
Цели урока: познакомить с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать познавательный интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...
Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"
Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"
Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...
От Коперника до наших дней
Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...
История моды от Древнего Египта до наших дней
Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....
Сценарий внеклассного мероприятия " Во имя тех священных дней"
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы....