мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"
методическая разработка (5 класс) по теме

Дидоренко Татьяна Викторовна

Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обстановке при переходе из начальных классов в среднее звено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ЦЕЛЬ: наглядная демонстрация приемов организации деятельности классного руководителя  в рамках реализации программы «Воспитания и  социализации  обучающихся»,  позволяющих  формировать умение детей адаптироваться в современном мире, способности найти свое место в нем, самостоятельно принимать решение, выражать свое мнение, творчески мыслить.

План мастер-класса

1 . Теоретическая часть

2. Демонстрация активных форм организации воспитательного процесса

2.1 проект

3. Итог

4. Рефлексия

В последние годы в практике школьных педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности школьников.

А что же такое форма организации деятельности?

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания  разных   видов работы.

Количество форм колеблется от 1200 до 4000 –  (по данным С.А. Шмакова и В.А. Караковского)

Мы с вами рассмотрим классификацию форм воспитательной работы по Н.Е. Щурковой:

  • простые (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные методы и виды общения
  • кратковременные и длительные;
  • традиционные (вошедшие в практику школы);
  • творческие (нетрадиционные, создаваемые педагогами и воспитанниками в совместной жизнедеятельности);
  • спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, спланированные.

Классный руководитель выбирает сам формы работы с обучающимися.

В своей работе я применяю следующую структуру внеклассного мероприятия: приветствие, разминка, основная часть, рефлексия. И на своем мастер-классе я хочу показать некоторые активные формы организации воспитательного процесса с детьми.

1. Но так как мы с вами не знакомы, первым этапом нашей работы будет знакомство-игра по методике Н.П. Нечаевой.

Я предлагаю Вам представиться по имени и назвать самое яркое прилагательное (по первой букве имени), точнее всего вас характеризующее. Меня зовут Татьяна. Я терпеливая. А Вас как зовут?

Все это позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу взаимодоверия и взаимопонимания. Это актуально на первом этапе знакомства с новым классным руководителем при переходе в среднее звено или когда приходит новый ученик в класс.

2. Для формирования бесконфликтного общения, позитивного настроя по отношению к другим людям и самим себе я начинаю свое занятие с приветствия.

Одной из форм приветствия может служить игра  «Приветствия иностранцев».

Участникам  предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» трутся носами.

Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.

- Какие чувства вызвало у Вас это приветствие?

3. Следующий этап занятия – разминка. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьёзно. (Отвечать на разминке должен каждый (рондо).  Сегодня ещё одно условие: нельзя говорить “не знаю”.

Вопросы: 

  1. Какое у вас сейчас настроение?
  2. Какое настроение у вашего друга?
  3. О чём вы обычно говорите с друзьями?
  4. С какими людьми предпочитаете иметь дело?
  5. Обсуждаете ли со своими друзьями нравственные качества и поступки других людей?
  6. Какие качества характера вы больше всего цените в людях?

Вывод: разминка настраивает участников на позитивную игровую деятельность, позволяет устанавливать контакт и активизировать членов группы.

Основная часть.

4. На мой взгляд,  не менее интересной формой  для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к чтению периодики и  для формирования  общей  культуры является составление информационного  стенда «Фотокамера смотрит в мир».

Ну, а так как скоро наступит Новый год, я предлагаю оформить новогоднюю газету.

Итак, делимся на 2 команды. Оформляем новогоднюю газету. Одна группа придумает название и оформление газеты, другая подбирает информацию.

Содержание: под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из газет и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующий раздел на доску (стенд), таким

Для этого мероприятия дети заранее находят подходящую информацию и аргументируют, почему она актуальна, доказывают свою точку зрения. Смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения. Газета может быть посвящена любому событию, которое актуально для этой недели. Например, открытие церкви в нашем селе.

Вывод: этот прием направлен на развитие познавательных процессов и формирование социальных навыков, повышает коммуникативность учащихся, укрепляет чувство собственного достоинства.

Вывесили газету.

И в качестве завершения: 

Используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном — у детей при участии в них должно быть состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного школьного «мероприятия». Дети все понимают и оценивают.

И в завершение нашего занятия проведем рефлексию, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Рефлексия

Закончить нашу работу я  хотела  бы, используя метод «Незаконченные предложения »

  1. «Я буду использовать в своей работе предложенные приемы активизации познавательной деятельности, потому что…»
  2. « Использование данных приемов  позволило мне…»
  3. «Для меня было новым…»

Напишите каждый по одному прилагательному, характеризующему занятие.

Активные формы работы  (интересные, увлекательные, актуальные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми -логопатами..

Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом ста...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...

Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. "Рисование в стиле тингатинга".

Использование нетрадиционных методов в рисовании - это удивительное и увлекательное занятие для тех, кто не умеет держать в руках кисть и карандаш. Рисование в стиле тингатинга научит не только детей,...

Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».Представляет учитель географии Бальчус И.М.ПланТеоретическая частьПрактическая частьПриложениеI. Теоретич...

«ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. ...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....