Концепция воспитательной работы
статья
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и артистические способности, и многие, многие другие, которые можно раскрыть только во внеурочной деятельности. Как классный руководитель, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству осуществлять воспитательные функции. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концепция воспитательной работы | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…
В. А. Сухомлинский
Мечтой большинства педагогов является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, раскрытие его неповторимой индивидуальности. К сожалению, очень часто эта мечта остается неисполненной.
Как организовать воспитательную работу классному руководителю, чтобы каждый учащийся в полной мере раскрыл свой потенциал и стал успешным в своей дальнейшей жизни?
В поисках ответа на этот вопрос я пришла к выводу о необходимости создания концепции воспитательной работы. Моя концепция направлена на воспитание активной, инициативной, творческой, самостоятельной личности, способной к постоянному самосовершенствованию.
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и артистические способности, и многие, многие другие, которые можно раскрыть только во внеурочной деятельности. Как классный руководитель, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству осуществлять воспитательные функции. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.
Специфика искусства - в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом. Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы (ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.
Многообразие функций искусства, таких, как повествовательная, познавательно-эвристическая (знание и просвещение), общественно-
преобразующая (духовно-практическая деятельность), эстетическая (развитие способностей художественного восприятия и творчества), интеллектуально-нравственная (развитие ценностно-смысловых ориентиров личности), информационно-коммуникативная (сообщение, обобщение, общение), гедонистическая (наслаждение), прогностическая (предвосхищение) и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования.
В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики и т. д.) искусство удовлетворяет универсальной потребности человека
творить. Результатом творчества является некое эстетическое новообразование, «вторая природа», отвечающая чувственному отношению человека к миру, попыткам преображения этого мира на основе истины.
Еще Аристотель отметил особую специфику взаимодействия искусства и морали. У искусства нет способности превращать зло в добро, но оно способно
«прояснять» нравственное чувство человека, и именно это «прояснение» способно изменить нравственные позиции человека и человечества в целом. Эту особую способность «прояснения» можно назвать основным средством нравственного воспитания и развития личности средствами искусства. Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием, так как существует связь между эстетическими и этическими ценностями.
Любое воспитание предполагает соотнесение внутриличностных позиций с прекрасным, к которому эта личность стремится. Прекрасное оказывает основное влияние на развитие эстетических чувств, вкусов, оценок, эстетических позиций. В этом случае эстетическое, т. е. отношение к прекрасному, становится ведущим отношением в процессе воспитания.
Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, я решила направить свое педагогическое воздействие на развитие в личности своих воспитанников творческого начала, интереса к искусству, эстетического вкуса. Это основной круг проблем, решение которых возможно в классном коллективе, так как именно здесь можно создать для каждого:
- ситуацию развития,
- ситуацию успеха,
- особую среду общения и отношений,
- общее поле творческой совместной деятельности.
Концепция опирается на следующие принципы:
- сотрудничества (работа строится на основах взаимного уважения и доверия),
- творческой активности (необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся);
- здоровьесбережения;
- природосообразности (принимать ребенка таким, каков он есть, все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти);
- возрастного подхода (подростковый – период самоутверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей).
Цель программы – создание условий для развития и проявления индивидуальности детей и эффективного использования возможностей стать и быть самим собой.
Для реализации данной цели определяю следующие задачи:
- реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка путем приобщения к культурному наследию;
- воспитание адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества;
- формирование понимания значимости искусства в жизни каждого, нравственной позиции личности;
- воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов и идеалов;
- воспитание интеллектуальной культуры и здорового образа жизни;
- формирование навыков самоуправления.
Предполагаемый результат деятельности – творчески активная личность, адаптированная к социальным изменениям, имеющая стойкую духовно-нравственную позицию.
Содержание воспитательного процесса
При составлении плана воспитательной работы учитываю этапы становления воспитательной системы:
5 кл. | I |
| |||||
6 кл. |
| II |
| ||||
7 кл. |
|
| III |
| |||
8 кл. |
|
|
| IV |
| ||
9 кл. |
|
|
|
| V |
| |
10 кл. |
|
|
|
|
| VI |
|
11 кл. |
|
|
|
|
|
| VII |
I этап |
Самореализация | Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск классного руководителя. Формирование органов самоуправления. |
II этап |
Самоорганизация | Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников. |
III этап |
Самоопределение, т.е формирование творческой инициативы | Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей. |
IV этап |
Самореабилитация | Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, творчество, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений. |
V этап |
Самоутверждение | Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума. |
VI этап |
Самоанализ и саморегуляция | Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания. |
VII этап |
Самоусовершенствование | Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции. |
Организация самоуправления.
Работа органов самоуправления направлена на создание дружного сплочённого коллектива, имеющего свои органы самоуправления и действующего в рамках школьной республики «Возрождение», которая представляет собой модель государственного устройства РФ.
Класс является губернией «Творцы», которой руководят губернатор и совет министров.
Работа самоуправления строится по принципу самостоятельности: члены сами решают все вопросы своей губернской жизни, планируют и организовывают коллективные творческие дела, управляют организацией.
Реализую все ведущие сферы деятельности, строя воспитательную работу по основным направлениям:
- «Знания»
- «Творчество»
- «Физическое здоровье»
- «Общение»
- «Досуг»
«Знания»
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
- формирование потребности в самообразовании;
- развитие умений и навыков в учебной деятельности;
- выявление индивидуальных способностей;
- развитие самостоятельности мышления.
Формы реализации:
- олимпиады по предметам;
- тематические КВНы;
- брейн-ринги;
- викторины;
- изучение ПДД;
- мозговые штурмы.
«Творчество»
Цель: Развитие творческой активности.
Задачи:
- выявление и развитие индивидуальных способностей;
- развитие умений и навыков в творческой деятельности;
- развитие творческого воображения.
Формы реализации:
- конкурсы;
- выставки;
- концерты;
- уроки творчества;
- театральные постановки;
- вечера;
- акции и проекты;
- посещение театров, музеев, выставок.
«Физическое здоровье»
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением.
Формы реализации:
- лекции и беседы;
- конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
- спортивные соревнования;
- диспуты;
- ролевые игры.
«Общение»
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.
Задачи:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
- развитие способности к самопознанию, самоанализу;
- обучение коммуникативным навыкам.
Формы реализации:
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- вечера отдыха;
- дискотеки;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
- КТД
«Досуг»
Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.
Формы реализации:
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- вечера отдыха;
- экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
- КТД;
- КВН;
- акции и проекты;
- посещение театров, музеев, выставок.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
За основу работы с родителями беру три принципа :
1. Обращение к чувству родительской любви и уважение его.
2. «Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную». Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребят, которые мешают им стать лучше, и будут содействовать ему в их устранении.
3. Высокое уважение личности родителей, как отца и матери, их трудовой деятельности. Соблюдение данного принципа помогает мне прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога.
Формы взаимодействия:
- Родительский клуб;
- собрания;
- беседы, тренинги;
- индивидуальные консультации;
- совместная подготовка и проведение мероприятий.
На основе программы составляю планирование.
месяц | дата | ЗНАНИЕ | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Классный час «Дорога- дело серьёзное» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
октябрь | Классный час «Интеллектуальные замррочки» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
ноябрь | Классный час « Анализ учебной деятельности за первую четверть» | Кабинет №11 | Классный руководитель Министры успеваемости и посещаемости | |
декабрь | Классный час «Конституция РФ» | Кабинет №11 | Классный руководитель Учащиеся | |
январь | Классный час «Освобождение Ставропольского края от немецкой оккупации». | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
февраль | Классный час «Тиха украинская ночь», посвященный творчеству Н.В. Гоголя | Кабинет №11 | Классный руководитель Учитель истории | |
март | Игра « Это мы не проходили» | Кабинет №11 | Классный руководитель Актив класса | |
апрель | Классный час «Дети, техника, творчество» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
май | Семинар « По страницам Великой Победы» (ВОВ в истории, литературе, искусстве России) | Кабинет №11 | Классный руководитель учитель истории | |
В течение года | Классные часы по изучению ПДД | |||
месяц | дата | ТВОРЧЕСТВО | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Классный час «Развитие творческих способностей» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
октябрь | Творческая мастерская Изготовление поделок ДПИ | Кабинет №11 | Классный руководитель министр печати | |
ноябрь | Классный час «Час театрального мастерства» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
декабрь | Творческая мастерская «Мастерская Деда Мороза» (изготовление новогодних украшений) | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
январь | Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
февраль | Классный час «Первобытная живопись" | Кабинет №11 | Классный руководитель Министр труда | |
март | Творческая мастерская Изготовление скворечников Акция «Посади дерево» | Кабинет №1 | Классный руководитель Министр труда | |
апрель | Классный час «Цветы в природе, жизни, искусстве» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
май | Акция «Марш парков» (уборка мемориала и памятников п. Иноземцево) | Тер. п.Иноземцево | Классный руководитель | |
В течение года | Оформление классного уголка, подготовка и участие в общешкольных мероприятиях | Классный руководитель Министр культуры и спорта |
месяц | дата | ДОСУГ | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Классный час «Наши планы на год» | Кабинет №11 | Классный руководитель и актив класса | |
октябрь | Экскурсия в краеведческий музей г. Железноводск | Музей | Классный руководитель Учащиеся | |
ноябрь | Конкурс чтецов «Любимой маме посвящаю…» | Кабинет №11 | Классный руководитель Родители | |
декабрь | Вечер « Новогодняя сказка» | Кабинет №11 | Классный руководитель министр культуры | |
январь | Классный час «Рождественские посиделки» | Кабинет №11 | Классный руководитель министр культуры | |
февраль | Встреча с ветеранами ВОв | Актовый зал | Классный руководитель зам. дир. по ВР | |
март | Конкурс причёсок «Варвара краса- длинная коса» | Актовый зал | Классный руководитель Актив класса зам. дир. по ВР | |
апрель | Поездка в развлекательный центр «Пятигорск» | Г. Пятигорск | Классный руководитель родители | |
май | Классный час «Праздник добрых Пожеланий» | Кабинет №11 | Классный руководитель актив класса | |
В течение года | Участие в общешкольных мероприятиях |
месяц | дата | ОБЩЕНИЕ | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Обмен мнениями «Я- железноводчанин.» Классное собрание по избранию актива класса | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
октябрь | Круглый стол «Живи, голубая планета» | Кабинет №11 | Классный руководитель актив класса | |
ноябрь | Семинар « Мой край родной» | Кабинет №11 | Классный руководитель учащиеся | |
декабрь | Классный час «Что значит Быть милосердным» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
январь | Классный час «Мир наших увлечений» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
февраль | Диспут «Что значит быть защитником Отечества» | Кабинет №11 | Классный руководитель учащиеся | |
март | Практикум по культуре общения « Роскошь человеческого общения» | Кабинет №11 | Классный руководитель Психолог | |
апрель | Классный час «Основные заповеди Библии». | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
май | Диспут «Что значит быть счастливым.» | Кабинет №11 | Классный руководитель Учащиеся | |
В течение года | Организация работы с психологом
| Классный руководитель |
месяц | дата | ЗДОРОВЬЕ | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Выход на природу | Подножие г. Бештау | Классный руководитель родители | |
октябрь | Классный час Анкета «Нет наркотикам» | Кабинет №11 | Классный руководитель Актив класса | |
ноябрь | Классный час «Экологические проблемы п. Иноземцево» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
декабрь | Час вопросов и ответов «Чума. Борьба со СПИДом» | Кабинет №11 | Классный руководитель Врач. | |
январь | Классный час «Личная гигиена школьников» | Кабинет №11 | Классный руководитель мед. сестра | |
февраль | Классный час «Система здорового образа жизни - «Детка» Иванова П.К. | Кабинет №11 | Классный руководитель Учитель Ф.З.К. | |
март | Встреча учащихся с врачом наркологом. | Кабинет №11 | Классный руководитель Соц. педагог | |
апрель | Поход на г. Бештау | Подножие г. Бештау | Классный руководитель родители | |
май | Классный час «Опасности, которые подстерегают нас летом» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
В течение года | Проведение профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни | Классный руководитель |
месяц | дата | СЕМЬЯ | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Путешествие в прошлое «Моя родословная» | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
октябрь | Дисскусия «Так ли был плох Домострой?» | Кабинет №11 | Классный руководитель Актив класса | |
ноябрь | Вечер с родителями «Моя мама» (ко Дню матери) | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
декабрь | Обмен опытом «Традиции моей семьи» | Кабинет №11 | Классный руководитель Учащиеся | |
январь | Родительский клуб «Раз в крещенский вечерок» | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
февраль | Вечер с родителями «Мой папа» | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
март | Классный час «Профессия моих родителей» | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
апрель | Участие в отчетном концерте школы «От нас для вас» | Актовый зал | Классный руководитель учащиеся | |
май | Выход на природу с родителями «Погуляем всей семьей» | Кабинет №11 | Классный руководитель родители, учащиеся | |
В течение | Участие в общешкольных мероприятиях, посвященных семье. | Классный руководитель |
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
№ п\п | Тема | Форма проведения | Дата проведения |
1 | "Семейные традиции" | Родительский клуб | 6.09.08 |
2. | «Скоро Новый год» | Родительский клуб | 1.12.08 |
3. | «Как помочь ребенку в в выполнении домашних заданий» | Лекция | 30.01.09 |
4. | «Один день из жизни семьи» | Родительский клуб | 13.03.09 |
5. | «На целый год мы повзрослели» | Родительский клуб | 15.05.09 |
месяц | дата | ТВОРЧЕСТВО | Место проведения | ответственные |
сентябрь | Классный час «Развитие творческих способностей» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
октябрь | Творческая мастерская Изготовление поделок ДПИ | Кабинет №11 | Классный руководитель министр печати | |
ноябрь | Классный час «Час театрального мастерства» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
декабрь | Творческая мастерская «Мастерская Деда Мороза» (изготовление новогодних украшений) | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
январь | Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
февраль | Классный час «Первобытная живопись" | Кабинет №11 | Классный руководитель Министр труда | |
март | Творческая мастерская Изготовление скворечников Акция «Посади дерево» | Кабинет №1 | Классный руководитель Министр труда | |
апрель | Классный час «Цветы в природе, жизни, искусстве» | Кабинет №11 | Классный руководитель | |
май | Акция «Марш парков» (уборка мемориала и памятников п. Иноземцево) | Тер. п.Иноземцево | Классный руководитель | |
В течение года | Оформление классного уголка, подготовка и участие в общешкольных мероприятиях | Классный руководитель Министр культуры и спорта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны. bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....
Концепция воспитательной работы
Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...
Концепция воспитательной работы
Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...
Моя концепция воспитательной работы
В своей статье я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...
- Мне нравится (1)