Концепция воспитательной работы
статья

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и артистические способности, и многие, многие другие, которые можно раскрыть только  во внеурочной деятельности. Как классный руководитель, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству осуществлять воспитательные функции. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…

В. А. Сухомлинский

       

 

 Мечтой большинства педагогов является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, раскрытие его неповторимой индивидуальности. К сожалению, очень часто эта мечта остается неисполненной.

 Как организовать воспитательную работу классному руководителю, чтобы каждый учащийся в полной мере раскрыл свой потенциал и стал успешным в своей дальнейшей жизни?

 В поисках ответа на этот вопрос я пришла к выводу о необходимости создания концепции воспитательной работы. Моя концепция направлена на воспитание активной, инициативной, творческой, самостоятельной личности, способной к постоянному самосовершенствованию.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и артистические способности, и многие, многие другие, которые можно раскрыть только  во внеурочной деятельности. Как классный руководитель, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству осуществлять воспитательные функции. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.

Специфика искусства - в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом. Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы (ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.

Многообразие функций искусства, таких, как повествовательная, познавательно-эвристическая (знание и просвещение), общественно-
преобразующая (духовно-практическая деятельность), эстетическая (развитие способностей художественного восприятия и творчества), интеллектуально-нравственная (развитие ценностно-смысловых ориентиров личности), информационно-коммуникативная (сообщение, обобщение, общение), гедонистическая (наслаждение), прогностическая (предвосхищение) и другие, делает его необходимой и незаменимой частью современного образования.
В отличие от других сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики и т. д.) искусство удовлетворяет универсальной потребности человека
творить. Результатом творчества является некое эстетическое новообразование, «вторая природа», отвечающая чувственному отношению человека к миру, попыткам преображения этого мира на основе истины.

Еще Аристотель отметил особую специфику взаимодействия искусства и морали. У искусства нет способности превращать зло в добро, но оно способно
«прояснять» нравственное чувство человека, и именно это «прояснение» способно изменить нравственные позиции человека и человечества в целом. Эту особую
способность «прояснения» можно назвать основным средством нравственного воспитания и развития личности средствами искусства. Эстетическое воспитание тесно переплетается с нравственным воспитанием, так как существует связь между эстетическими и этическими ценностями.

Любое воспитание предполагает соотнесение внутриличностных позиций с прекрасным, к которому эта личность стремится. Прекрасное оказывает основное влияние на развитие эстетических чувств, вкусов, оценок, эстетических позиций. В этом случае эстетическое, т. е. отношение к прекрасному, становится ведущим отношением в процессе воспитания.

Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности,  я решила направить свое педагогическое воздействие на развитие  в личности  своих воспитанников творческого начала, интереса к искусству, эстетического вкуса. Это основной круг проблем, решение которых возможно в классном коллективе, так как именно здесь можно создать для каждого:

- ситуацию развития,

- ситуацию успеха,

- особую среду общения и отношений,

- общее поле творческой совместной деятельности.

     Концепция опирается на следующие принципы:

- сотрудничества (работа строится на основах взаимного уважения и доверия),

- творческой активности (необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся);

- здоровьесбережения;          

- природосообразности (принимать ребенка таким, каков он есть, все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти);

- возрастного подхода (подростковый – период самоутверждения, юношеский – самоопределения, поиска ценностей).

Цель программы – создание условий для развития и проявления индивидуальности детей и эффективного использования возможностей стать и быть самим собой.

        

Для реализации данной цели определяю следующие задачи:

- реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка путем приобщения к культурному наследию;

- воспитание адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества;

- формирование понимания значимости искусства в жизни каждого, нравственной позиции личности;

- воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов и идеалов;

- воспитание интеллектуальной культуры и здорового образа жизни;

- формирование навыков самоуправления.       

        Предполагаемый результат деятельности – творчески активная личность, адаптированная к социальным изменениям, имеющая стойкую духовно-нравственную позицию.

Содержание воспитательного процесса

При составлении плана воспитательной работы учитываю этапы становления воспитательной системы:

 

5 кл.

I

 

6 кл.

 

II

 

7 кл.

 

 

III

 

8 кл.

 

 

 

IV

 

9 кл.

 

 

 

 

V

 

10 кл.

 

 

 

 

 

VI

 

11 кл.

 

 

 

 

 

 

VII

 

 

I этап

 

Самореализация

Всестороннее изучение детей. Психолог. Диагностика учеников класса. Методический поиск классного руководителя. Формирование органов самоуправления.

 

 

II этап

 

 

Самоорганизация

Создание в классе коллектива детей, педагогов и родителей. Обобщение опыта работы и выработка Концепции воспитательной работы с классом. Формирование и диагностика коллектива учеников.  

 

III этап

 

Самоопределение, т.е формирование    творческой инициативы

Включение личности и коллектива в социально значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей.

 

 

IV этап

 

 

Самореабилитация

Использование интегрированного курса по нескольким направлениям: общая культура, здоровье, творчество, решение социальных проблем с участием учащихся. Коррекция межличностных отношений.

 

V этап

 

Самоутверждение

Осуществление корректирования индивидуального самовоспитания учащихся и укрепление чувства неповторимости, оригинальности ума каждого учащегося, т.е. уникального склада ума.

 

VI этап

 

Самоанализ и саморегуляция

Работа над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания.

 

 

VII этап

 

 

Самоусовершенствование

Социализация и профопределение личности. Обеспечение возможности принятия эффективных решений в любых (в том числе и в экстремальных) условиях, т.е. формирование интеллектуальной компетенции.

Организация самоуправления.

        Работа органов самоуправления направлена на создание дружного сплочённого коллектива, имеющего свои органы самоуправления и действующего в рамках школьной республики «Возрождение», которая представляет собой модель государственного  устройства РФ.

         Класс является губернией «Творцы», которой руководят губернатор и совет министров.

Работа самоуправления строится по принципу самостоятельности: члены сами решают все вопросы своей губернской жизни, планируют и организовывают коллективные творческие дела, управляют организацией.

Реализую все ведущие сферы деятельности, строя воспитательную работу по основным направлениям:

  • «Знания»
  • «Творчество»
  • «Физическое здоровье»
  •  «Общение»
  • «Досуг»

«Знания»

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

  • формирование потребности в самообразовании;
  • развитие умений и навыков в учебной деятельности;
  • выявление индивидуальных способностей;
  • развитие самостоятельности мышления.

Формы реализации:

  • олимпиады по предметам;
  • тематические КВНы;
  • брейн-ринги;
  • викторины;
  • изучение ПДД;
  • мозговые штурмы.

«Творчество»

Цель: Развитие творческой активности.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных способностей;
  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения.

Формы реализации:

  • конкурсы;
  • выставки;
  • концерты;
  • уроки творчества;
  • театральные постановки;
  • вечера;
  • акции и проекты;
  • посещение театров, музеев, выставок.

«Физическое здоровье»

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением.

Формы реализации:

  • лекции и беседы;
  • конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
  • спортивные соревнования;
  • диспуты;
  • ролевые игры.

«Общение»

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи:

  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  • развитие способности к самопознанию, самоанализу;
  • обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • дискотеки;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
  • КТД

«Досуг»

Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
  • КТД;
  • КВН;
  • акции и проекты;
  • посещение театров, музеев, выставок.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

За основу работы с родителями беру три принципа :

1. Обращение к чувству родительской любви и уважение его.

2. «Характеризуя детей, следует предваряющей оценкой выдвигать положительную». Сначала родители должны узнать хорошее о своих детях. Только тогда они с пониманием и заинтересованностью воспримут озабоченность педагога теми негативными чертами характера ребят, которые мешают им стать лучше, и будут содействовать ему в их устранении.

3. Высокое уважение личности родителей, как отца и матери, их трудовой деятельности. Соблюдение данного принципа помогает мне прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками. Они любят своих отцов и матерей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога.

Формы взаимодействия:

  • Родительский клуб;
  • собрания;
  • беседы, тренинги;
  • индивидуальные консультации;
  • совместная подготовка и проведение мероприятий.

На основе программы составляю планирование.

месяц

дата

ЗНАНИЕ

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Классный час

 «Дорога- дело серьёзное»

Кабинет №11

Классный

руководитель

октябрь

Классный час

«Интеллектуальные замррочки»

Кабинет №11

Классный

руководитель

ноябрь

Классный час « Анализ учебной

деятельности за первую четверть»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Министры

 успеваемости и

посещаемости

декабрь

Классный час  «Конституция РФ»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Учащиеся

январь

Классный час «Освобождение

 Ставропольского края от немецкой

 оккупации».

Кабинет №11

Классный

руководитель

февраль

Классный час  «Тиха украинская ночь»,

посвященный творчеству Н.В. Гоголя

Кабинет №11

Классный

руководитель

Учитель истории

март

Игра « Это мы не проходили»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Актив класса

апрель

Классный час  «Дети, техника, творчество»

Кабинет №11

Классный

руководитель

май

Семинар   « По страницам Великой

 Победы»  (ВОВ в истории, литературе,

искусстве России)

Кабинет №11

Классный

руководитель

учитель истории

В течение

года

Классные часы по изучению ПДД

месяц

дата

                          ТВОРЧЕСТВО

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Классный час «Развитие творческих способностей»

Кабинет №11

Классный

руководитель

октябрь

Творческая мастерская

Изготовление поделок ДПИ

Кабинет №11

Классный

руководитель

министр печати

ноябрь

Классный час «Час театрального мастерства»

  Кабинет №11

Классный

руководитель

декабрь

Творческая мастерская

«Мастерская Деда Мороза»

(изготовление новогодних украшений)

Кабинет №11

Классный

руководитель

январь

Практическое занятие на тему:

«Учись видеть прекрасное в человеке»

Кабинет №11

Классный

руководитель

февраль

Классный час «Первобытная

живопись"

Кабинет №11

Классный

руководитель

Министр  труда

март

Творческая мастерская

Изготовление скворечников

Акция «Посади дерево»

Кабинет №1

Классный

руководитель

Министр  труда

апрель

Классный час «Цветы в природе, жизни,

искусстве»

Кабинет №11

Классный

руководитель

май

Акция «Марш парков» (уборка мемориала

и памятников п. Иноземцево)

Тер.

п.Иноземцево

Классный

руководитель

В течение

года

Оформление классного уголка,

подготовка и участие в общешкольных

мероприятиях

Классный

 руководитель

Министр  

культуры и

спорта

     

месяц

дата

                     ДОСУГ

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Классный час

 «Наши планы на год»

Кабинет №11

Классный

руководитель

и актив класса

октябрь

Экскурсия в краеведческий музей

г. Железноводск

 Музей

Классный

руководитель

Учащиеся

ноябрь

Конкурс чтецов 

«Любимой маме посвящаю…»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Родители

декабрь

Вечер « Новогодняя сказка»

Кабинет №11

Классный

руководитель

министр

культуры

январь

Классный час «Рождественские

 посиделки»

Кабинет №11

Классный

руководитель

министр

культуры

февраль

Встреча с ветеранами ВОв

Актовый зал

Классный

руководитель

зам. дир. по ВР

март

Конкурс причёсок «Варвара краса-

длинная коса»

Актовый зал

Классный

руководитель

Актив класса

зам. дир. по ВР

апрель

Поездка в развлекательный центр

«Пятигорск»

Г. Пятигорск

Классный

руководитель

родители

май

Классный час «Праздник добрых

Пожеланий»

Кабинет №11

Классный

руководитель

актив класса

В течение

года

Участие в общешкольных мероприятиях

     

     

       

месяц

дата

                     ОБЩЕНИЕ        

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Обмен мнениями

 «Я- железноводчанин.»

Классное собрание по избранию

 актива класса

Кабинет №11

Классный

руководитель

октябрь

Круглый стол

«Живи, голубая планета»

Кабинет №11

Классный

руководитель

актив класса

ноябрь

Семинар « Мой край родной»

Кабинет №11

Классный

руководитель

учащиеся

декабрь

Классный час  «Что значит

Быть милосердным»

Кабинет №11

Классный

руководитель

январь

Классный час  «Мир наших увлечений»

Кабинет №11

Классный

руководитель

февраль

Диспут  «Что значит быть защитником

 Отечества»

Кабинет №11

Классный

руководитель

учащиеся

март

Практикум  по культуре общения

« Роскошь человеческого общения»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Психолог

апрель

Классный час  «Основные заповеди

 Библии».

Кабинет №11

Классный

руководитель

май

Диспут «Что значит быть счастливым.»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Учащиеся

В течение

года

Организация работы с психологом

 

Классный

руководитель

     

месяц

дата

            ЗДОРОВЬЕ

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Выход на природу

Подножие

г. Бештау

Классный

руководитель

родители

октябрь

Классный час Анкета

«Нет наркотикам»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Актив класса

ноябрь

Классный час «Экологические проблемы

 п. Иноземцево»

Кабинет №11

Классный

руководитель

декабрь

Час вопросов и ответов «Чума.

 Борьба со СПИДом»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Врач.

январь

Классный час  «Личная гигиена

 школьников»

Кабинет №11

Классный

руководитель

мед. сестра

февраль

Классный час  «Система здорового

 образа жизни - «Детка»

Иванова П.К.

Кабинет №11

Классный

руководитель

Учитель Ф.З.К.

март

Встреча учащихся с врачом наркологом.

Кабинет №11

Классный

руководитель

Соц. педагог

апрель

Поход на г. Бештау

Подножие

г. Бештау

Классный

руководитель

родители

май

Классный час «Опасности, которые

подстерегают нас летом»

Кабинет №11

Классный

руководитель

В течение

года

Проведение профилактической работы

по пропаганде здорового образа жизни

Классный

руководитель

     

месяц

дата

            СЕМЬЯ

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Путешествие в прошлое

 «Моя родословная»

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся

октябрь

Дисскусия

«Так ли был плох Домострой?»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Актив класса

ноябрь

Вечер с родителями

«Моя мама» (ко Дню матери)

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся

декабрь

Обмен опытом «Традиции моей семьи»

Кабинет №11

Классный

руководитель

Учащиеся

январь

Родительский клуб

«Раз в крещенский вечерок»

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся  

февраль

Вечер с родителями

«Мой папа»

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся  

март

Классный час 

«Профессия моих родителей»

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся  

апрель

Участие в отчетном концерте школы

«От нас для вас»

Актовый зал

Классный

руководитель

учащиеся  

май

Выход на природу с родителями

«Погуляем всей семьей»

Кабинет №11

Классный

руководитель

родители,

 учащиеся  

В течение

Участие в общешкольных мероприятиях,

посвященных семье.

Классный

руководитель

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

№ п\п

Тема

Форма проведения

Дата проведения

1

"Семейные традиции"

Родительский клуб

6.09.08

2.

«Скоро Новый год»

Родительский клуб

1.12.08

3.

«Как помочь ребенку в  в выполнении домашних

заданий»

Лекция

30.01.09

4.

«Один день из жизни семьи»

Родительский клуб

13.03.09

5.

«На целый год мы

повзрослели»

Родительский клуб

15.05.09

месяц

дата

                          ТВОРЧЕСТВО

Место

проведения

ответственные

сентябрь

Классный час «Развитие творческих способностей»

Кабинет №11

Классный

руководитель

октябрь

Творческая мастерская

Изготовление поделок ДПИ

Кабинет №11

Классный

руководитель

министр печати

ноябрь

Классный час «Час театрального мастерства»

  Кабинет №11

Классный

руководитель

декабрь

Творческая мастерская

«Мастерская Деда Мороза»

(изготовление новогодних украшений)

Кабинет №11

Классный

руководитель

январь

Практическое занятие на тему:

«Учись видеть прекрасное в человеке»

Кабинет №11

Классный

руководитель

февраль

Классный час «Первобытная

живопись"

Кабинет №11

Классный

руководитель

Министр  труда

март

Творческая мастерская

Изготовление скворечников

Акция «Посади дерево»

Кабинет №1

Классный

руководитель

Министр  труда

апрель

Классный час «Цветы в природе, жизни,

искусстве»

Кабинет №11

Классный

руководитель

май

Акция «Марш парков» (уборка мемориала

и памятников п. Иноземцево)

Тер.

п.Иноземцево

Классный

руководитель

В течение

года

Оформление классного уголка,

подготовка и участие в общешкольных

мероприятиях

Классный

 руководитель

Министр  

культуры и

спорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...

Моя концепция воспитательной работы

В своей статье  я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...