Методическая разработка урока по ОДНКНР 5 класс "Многообразие культур народов России"
методическая разработка (5 класс)
Тема урока: Многообразие культур России
Цель: формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи урока:
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Презентация
Раздаточный материал (филворд)
Видеоролик «АБВГДЕйка народы России» (с минуты 17.55 по 18.26)
Актуализация знаний:
Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке Подсказка – изображение
Кто это создает? |
Изучение нового материала:
Проблемный вопрос: Что значит быть культурным человеком? Напишите 3-5 слов, которые определяют, по- вашему мнению, понятие «культурный человек».
Зачитывают свои ответы.
Раздается каждому на парту филворд. Задание: найти по горизонтали 11 слов, сделать вывод какое понятие объединяет эти слова.
А
| Р | Х | И | Т | Е | К | Т | У | Р | А |
Т
| Т | Р | А | Д | И | Ц | И | И | И | Ы |
Ы
| К | К | О | С | Т | Ю | М | М | Ю | Б |
У
| Ы | Ъ | Я | Я | З | Ы | К | К | Ж | З |
Э
| Р | Р | Е | Л | И | Г | И | Я | Я | Й |
П
| П | Р | О | М | Ы | С | Л | Ы | Ы | Ч |
Ю
| О | О | Р | Н | А | М | Е | Н | Т | Т |
Л
| Л | И | Т | Е | Р | А | Т | У | Р | А |
Ы
| Ф | Ф | О | Л | Ь | К | Л | О | Р | Р |
Ю
| Ь | Т | Т | А | Н | Е | Ц | Ц | Х | Ф |
Р
| Е | М | Е | С | Л | О | О | У | Ю | Б |
Ответ: Культура
А какое слово из 11 – на ваш взгляд здесь главное?
Подсказка на экране: вставить пропущенное слово
« Бессмертие народа — в его ?...» Чингиз Айтматов
«?... — это история народа» Александр Куприн
Ответ: Язык.
Стихотворение Тукая «Родной язык» - сможете ли вы назвать о языке какого народа это стихотворение?
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, давайте сформулируем тему урока. Дети высказывают предположения.
Название темы урока появляется на слайде.
Беседа учителя с классом:
Язык является основой любой национальной культуры, это важная часть в жизни людей. Вся культура народа, его традиции, обычаи, история, особенности быта, традиций, отражаются в его языке, поэтому пока жив язык, то и народ жив.
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта.
Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.
Узнайте национальные костюмы.
Демонстрируются слайды с национальным русским, азербайджанским костюмами и костюм народов Севера.
Где сегодня можно увидеть и где используются народные костюмы? Ответы детей (музей, народных танцах….)
Определите танцы народов России: (на слайде задание в виде таблицы)
Калмыцкий | Сабантуй |
Народов Кавказа | Хоровод |
Русский | Цыганочка |
Цыганский | Лезгинка |
Татарский | Парящий орел |
Кроме языка, народного костюма, танца к культуре народов России относится и религия. Народы проживающие на территории России относятся к различным конфессиям, это и православие, и ислам, и иудаизм, и буддизм.
Верите ли вы, что на территории нашего города есть храмы разных религий?
Ответы детей.
Как вы думаете, почему в Петербурге есть иноверческие храмы?
Ответы детей.
Давайте с вами познакомимся с некоторыми из них.
Показ слайдов, дети, если узнают храм, говорят его название и к какой религии он относится.
- Петропавловский собор
- Спас на Крови (во имя Воскресения Христова)
- Казанский собор
- Дацан Гунзэйчойней
- Соборная мечеть
Показ слайдов сопровождается небольшим рассказом учителя об архитектурных особенностях и истории храмов.
Рефлексия:
Ответить на вопросы и обосновать свой ответ.
- Одинакова ли культура народов России?
- Можно ли изучать и получать информацию о культуре народов России у нас в городе?
- Должен ли культурный и образованный человек знать свою культуру? Культуру других народов?
- Надо ли сохранять культуру любого народа?
Просматриваем ролик «АБВГДЕйка народы России» и дается домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по ОДНКНР | 186.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема урока: Многообразие культур России
Цель: формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи урока:
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Презентация
Раздаточный материал (филворд)
Видеоролик «АБВГДЕйка народы России» (с минуты 17.55 по 18.26)
Актуализация знаний:
Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке Подсказка – изображение Кто это создает? |
Изучение нового материала:
Проблемный вопрос: Что значит быть культурным человеком? Напишите 3-5 слов, которые определяют, по- вашему мнению, понятие «культурный человек».
Зачитывают свои ответы.
Раздается каждому на парту филворд. Задание: найти по горизонтали 11 слов, сделать вывод какое понятие объединяет эти слова.
А | Р | Х | И | Т | Е | К | Т | У | Р | А |
Т | Т | Р | А | Д | И | Ц | И | И | И | Ы |
Ы | К | К | О | С | Т | Ю | М | М | Ю | Б |
У | Ы | Ъ | Я | Я | З | Ы | К | К | Ж | З |
Э | Р | Р | Е | Л | И | Г | И | Я | Я | Й |
П | П | Р | О | М | Ы | С | Л | Ы | Ы | Ч |
Ю | О | О | Р | Н | А | М | Е | Н | Т | Т |
Л | Л | И | Т | Е | Р | А | Т | У | Р | А |
Ы | Ф | Ф | О | Л | Ь | К | Л | О | Р | Р |
Ю | Ь | Т | Т | А | Н | Е | Ц | Ц | Х | Ф |
Р | Е | М | Е | С | Л | О | О | У | Ю | Б |
Ответ: Культура
А какое слово из 11 – на ваш взгляд здесь главное?
Подсказка на экране: вставить пропущенное слово
« Бессмертие народа — в его ?...» Чингиз Айтматов
«?... — это история народа» Александр Куприн
Ответ: Язык.
Стихотворение Тукая «Родной язык» - сможете ли вы назвать о языке какого народа это стихотворение?
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, давайте сформулируем тему урока. Дети высказывают предположения.
Название темы урока появляется на слайде.
Беседа учителя с классом:
Язык является основой любой национальной культуры, это важная часть в жизни людей. Вся культура народа, его традиции, обычаи, история, особенности быта, традиций, отражаются в его языке, поэтому пока жив язык, то и народ жив.
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта.
Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.
Узнайте национальные костюмы.
Демонстрируются слайды с национальным русским, азербайджанским костюмами и костюм народов Севера.
Где сегодня можно увидеть и где используются народные костюмы? Ответы детей (музей, народных танцах….)
Определите танцы народов России: (на слайде задание в виде таблицы)
Калмыцкий | Сабантуй |
Народов Кавказа | Хоровод |
Русский | Цыганочка |
Цыганский | Лезгинка |
Татарский | Парящий орел |
Кроме языка, народного костюма, танца к культуре народов России относится и религия. Народы проживающие на территории России относятся к различным конфессиям, это и православие, и ислам, и иудаизм, и буддизм.
Верите ли вы, что на территории нашего города есть храмы разных религий?
Ответы детей.
Как вы думаете, почему в Петербурге есть иноверческие храмы?
Ответы детей.
Давайте с вами познакомимся с некоторыми из них.
Показ слайдов, дети, если узнают храм, говорят его название и к какой религии он относится.
- Петропавловский собор
- Спас на Крови (во имя Воскресения Христова)
- Казанский собор
- Дацан Гунзэйчойней
- Соборная мечеть
Показ слайдов сопровождается небольшим рассказом учителя об архитектурных особенностях и истории храмов.
Рефлексия:
Ответить на вопросы и обосновать свой ответ.
- Одинакова ли культура народов России?
- Можно ли изучать и получать информацию о культуре народов России у нас в городе?
- Должен ли культурный и образованный человек знать свою культуру? Культуру других народов?
- Надо ли сохранять культуру любого народа?
Просматриваем ролик «АБВГДЕйка народы России» и дается домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...
Методическая разработка урока по ОДНКНР по теме "Человек - творец и носитель культуры" ФГОС
Материал можно использовать при изучении темы "Человек - творец и носитель культуры" в курсе ОДНКНР в 5 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)
Организация деятельности обучающихся на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. (Из опыта работы)/ Учитель Гормакова Л.Д. ГБОУ Школа № 648 и...
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...
Методическая разработка уроков по ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей.
Материал предназначен для учителей школы в помощь в подготовке к урокам. В данной работе содержатся материалы к трём урокам....