Воспитательная программа 5-9 класс
материал
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_5-9.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 108 »
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей Протокол № ____ от «_____» _________ 20____ Председатель МО ___________/_____________/
| ПРОВЕРЕНО Зам. директора по ВР _________В.Г. Маслова « _____» _________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________ Е.Н. Кожухова « _____» ________ 20___ г. |
.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для основной школы (5-9 классы)
«Пять шагов взросления»
Программа разработана
учителем МБОУ Школа № 108 г. о. Самара
Газизовой Екатериной Александровной
Самара, 2016
Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Цель программы:
Создание условий для воспитания и социально-педагогической поддержки школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих, имеющих активную гражданскую позицию, готовых служить Отечеству, граждан, воспитанных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи Программы:
- обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей;
- создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников школы, их готовности к жизненному самоопределению;
- создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
- развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
- снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников.
В основе теории следующие принципы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- общественная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- единство воспитательных воздействий.
- уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;
- Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для разностороннего развития и индивидуальности учащегося.
- Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.
- Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.
- Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Программа позволяет школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы).
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
- Познавательное.
- Гражданско-патриотическое.
- Спортивно-оздоровительное.
- Духовно-нравственное.
Познавательное направление
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- Интеллектуальные марафоны, бои, ринги.
- Спецкурсы и факультативы
- Участие в олимпиадах, проектной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: Сформировать у школьников чувства патриотического сознания, верности культуре своей Родины (большой и малой). Вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им, «влюбить в город»; развивать духовный кругозор личности, способности к художественно-образному восприятию окружающей среды.
Задачи:
1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
1. Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
2. Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
3. Организация и проведение встреч с интересными людьми.
4. Организация и проведение встреч с участниками войны;
5. Организация и проведение экскурсий;
6. Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам и т.п.
Духовно-нравственно воспитание
Цель:
Обеспечить гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовно-нравственные ценности в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений; способствовать правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры; прививать уважение к разнообразию культур, что может служить профилактикой к попытке избежать этнических конфликтов.
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
1. Организация и проведение семейных вечеров.
2. Формирование и развитие классных традиций.
3. Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
4. Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
5. Организация и проведение классных праздников.
6. Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Спортивно - оздоровительное
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
1. Создание условий для физического развития учащихся.
2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
4. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
1. Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
2. Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
3. Организация и проведение походов, поездок.
4. Организация и проведение экскурсий в заповедники, парки.
5. Организация и проведение встреч с интересными людьми
План работы с родителями обучающихся
Сентябрь:
- родительское собрание «Возрастные особенности детей»;
- анкетирование родителей;
- уточнение сведений о семьях обучающихся («Банк данных»);
- выборы родительского комитета и планирование его деятельности.
Октябрь:
- посещение семей;
- общешкольное родительское собрание;
- диагностика воспитательных возможностей семей;
- «Дверь в детство» - совместное КТД-путешествие детей в детство их родителей.
Ноябрь:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
- родительское собрание «Стили воспитания ребенка»;
- экскурсионная поездка
Декабрь:
- педагогическая консультация для родителей «Как помочь ребенку хорошо учиться»;
- посещение семей (по необходимости);
- ключевое дело – «Готовимся к Новому году».
Январь:
- индивидуальные консультации
Февраль:
- тематическая консультация для родителей мальчиков «Как вырастить настоящего мужчину»;
- совместное КТД «Шоу сорванцов»;
- посещение семей (по необходимости).
Март:
- тематическая консультация для родителей девочек
- ;
- час общения «Мамина Гостиная» - совместное мероприятие с детьми.
Апрель:
- письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности;
Май:
- родительское собрание «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год;
- КТД «Архив класса» - совместное мероприятие с детьми;
- анкетирование «Удовлетворенность жизнедеятельностью класса»;
- круглый стол учащихся и родителей «Как прекрасен этот мир!»
Индивидуальная работа с обучающимися
Направление деятельности | Формы и методы работы |
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития. | Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:
|
Установление межличностных контактов с каждым ребенком. |
|
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию. |
|
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных и значимых интересов и потребностей школьников. |
|
Взаимодействие с родителями, с целью проектирования индивидуального развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности. |
|
Работа с учителями-предметниками, работающими в классе:
- организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
- осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
- знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;
- индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
- выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.
Механизм реализации программы
"Пять шагов взросления" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления (КТД).
- Коллективное планирование .
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся.
- Работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- имеющую потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
• актив класса;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый капитаном класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Капитан выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Капитан совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), за соблюдение учащимися гигиенических правил, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа в 5 классе
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 5 класса...
Воспитательная программа для 6 класса
Программа воспитательной работы рассчитана на 2 года для коллектива учащихся 6 класса гимназии №33 с 2011-2013 учебные годы, разработана с учетом физиологических и психических особенностей...
Воспитательная программа 8-9 классы
Воспитательная программа "Крылатая юность" охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.Цель программы: Создать максимально комфортные условия в классном коллективе для личного роста ра...
воспитательная программа 5-6 класс
воспитательная программа классного руководителя 5-6 классов...
Воспитательная программа для 7 класса "Я - ребенок, личность, гражданин!"
«Я - ребенок, личность, гражданин». Любить детей — это и курица умеет.А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующееталанта и широкого знания жизни.М. Го...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Для 6 класса
Цель воспитательной программы: воспитание духовно-нравственной личности, развитие их интеллектуальных способностей Она должна способствовать то...
Воспитательная программа для 11 класса на 2014-2015 уч.год "Я и моя будущая профессия"
Воспитательная программа «Я и моя будущая профессия».11класса ...