Формы взаимодействия с семьёй.
статья
Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_s_semyoy.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные инновационные формы взаимодействия школы и семьи
Торопова Людмила Михайловна
МОУ «Свободненская СОШ»
Учитель математики, заместитель директора по ВР
За последнее десятилетие в нашей жизни произошли большие изменения. Эти изменения обусловлены социально-экономическими, политическими, правовыми, национальными и другими причинами.
Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине, с целью улучшения себя и окружающей жизни – это цель воспитательной работы в школе.
Кто они, дети 21 века? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов. Самое страшное, что подрастающее поколение не имеет цели в жизни и не имеют ценностей. Сегодня главной ценностью в мире ребенка является потребительская ценность. Маленькие жители планеты перестали доверять взрослым и больше не признают их лидерство.
По психологическим опросам и тестам можно выделить основные черты характера сегодняшней молодежи - свободолюбие, эгоизм, открытая агрессия, безнравственность, безграмотность, лень. А что же по этому поводу говорят сами дети? Оказывается, что за грубостью и непослушанием ребенок скрывает от взрослых свои внутренние страхи и незащищенность. Если ваш ребенок хулиганит и открыто идет на конфликт, то это первый звоночек для взрослых. Дети прекрасные наблюдатели и отмечают, что родители требуют от них принципов, которые сами не соблюдают и нарушают.
В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Многие родители просто не знают, как правильно воспитывать своих детей и, оказываясь со своим ребенком наедине, мамы и папы не ведают чем заинтересовать его. Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает.
Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например, давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание сегодня уже не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности эмоционального развития в обществе.
Я работаю в школе двадцать восьмой год. В результате работы классным руководителем я заметила, что с подростками 7 – 9 классов, методы, применяемые в 5 – 6 классах не являются продуктивными: снижается успеваемость, увеличивается конфликтность с окружающими. Проблемы в учебной и социально-эмоциональной сфере влекут за собой проблемы поведения, а те в свою очередь вызывают проблемы в учебе, оказывая непосредственное влияние и на социально-эмоциональное благополучие ребенка.
Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
родительские тренинги;
родительские ринги;
практикумы;
ролевые игры;
родительские чтения;
Интернет - консультации.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.
Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
- Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
- Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
- Соблазны и пути их преодоления.
- «За и против» школьной формы.
- Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
- Интернет-консультации. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы на школьном сайте..
- Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также происходит через Интернет
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя - дефектолога и взаимодействие с семьёй.
В данной статье обсуждается роль дефектологов в комбинированных садах и формы работы в смешанных группах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрена система взамо...
«Социально-педагогическая деятельность СПС гимназии во взаимодействии с семьёй».
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания, как в семье, так и в школе, «трудного» подростка....
Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".
Наиболее эффективные формы, которые мы используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....
Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьёй
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее ...
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ С СЕМЬЁЙ»
Актуальность проблемы: актуальность настоящей работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и образовательного учреждения в воспитании детей и подростко...