Типология поведения школьников в конфликтах
статья на тему
В статье рассматриваются три группы школьных конфликтов, причины их возникновения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipologiya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тернова С.В. ГБОУ школа № 536
Типология поведения школьников в межличностных конфликтах и технологии их разрешения
В современной педагогике проблема возникновения межличностных конфликтов среди детей рассматривается в двух основных подсистемах: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Их выделение отражает общую обеспокоенность растущим рассогласованием между требованиями, предъявляемыми к ребенку в семьи и в обществе в целом. С этим связана актуальность темы.
Что понимается под конфликтом? Следуя А. Я. Анцупову, мы предлагаем называть конфликтом процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из участников. Межличностный конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия [1]. Это определение легко может быть трансформировано в область подростковых отношений и не опирается на корпоративные интересы конфликтующих сторон [2].
Различия в представлениях, ценностях ведут к конфликту. Вместо того, чтобы анализировать проблему, люди часто рассматривают только те аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и удовлетворения личных потребностей. Это весьма распространенная причина конфликтов. Что касается межличностных конфликтов, то причин их возникновения может быть великое множество: от простого вербального воздействия до мимических проявлений.
Любой конфликт, как социально-психологический феномен включает предмет (проблему), конфликтную ситуацию (которую хотя бы один из участников воспринимает как угрожающую), участников конфликта, повод к столкновению, инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию, условия в которых протекает конфликт. Главными среди них выступают конфликтная ситуация и наличие инцидента [3].
Межличностный конфликт может выступать стимулом к саморазвитию, либо к саморазрушению. При трансформации категорий «конфликт» и «межличностный конфликт» на школьников, следует делать упор на их индивидуальные и возрастные особенности.
Типология межличностных конфликтов включает конфликты в системе «ученик-родитель» как наиболее распространенные в повседневной жизни. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с родителями. Опросы учителей показывают, что у каждого третьего из них сложились конфликтные отношения с собственными детьми. А ведь это наиболее подготовленная к взаимодействию с детьми категория родителей. Следует особо выделить психологические факторы таких конфликтов:
-тип семейных отношений (гармоничный и дисгармоничный), конструктивность и деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей, личностный фактор (консерватизм мышления, приверженность устаревшим правилам, вредные привычки, авториторизм – для родителей; игнорирование рекомендаций, упрямство, эгоизм, самоуверенность, леность – для детей).
Другим распространенным видом являются конфликты в системе «ученик-ученик».
и вне ее;
-конфликты, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства. В средних классах часто конфликтуют группы мальчиков и девочек. Может обозначиться конфликт нескольких подростков с классом или вспыхнуть противостояние одного школьника и класса. Особенно опасно то, что путь к лидерству в подростковой среде связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости. Подростковая агрессия связана с дефектами социализации. Обнаружена устойчивая связь между агрессией детей и частотой их наказания родителями. На ранних этапах агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом у ребенка появится стремление вновь использовать его для решения трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностей основы важной станет не агрессия как способ достижения цели, а агрессия –самоцель, которая ставится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты с одноклассниками обусловлены особенностью подросткового возраста, когда формируются морально-критические критерии оценки себя и сверстников, связанные с ними требования к их и своему поведению. В последнее время обострились конфликты между школьниками на почве материального благосостояния. Полностью изжить конфликты среди подростков практически невозможно.
В зависимости от успешности социализации меняется интенсивность конфликтов между школьниками.
Третьей группой школьных конфликтов являются конфликты в системе «ученик-учитель», среди которых можно выделить:
-конфликты по поводу успеваемости, выполнения заданий;
-конфликты по поводу нарушения учеником правил поведения в школе
учащихся и учителей.
Конфликты деятельности возникают по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается познавательный интерес.
Конфликты поступков происходят, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, сделал необоснованный вывод.
Наконец, конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Основная причина конфликтов в системе «ученик-учитель» зависит от профессионализма учителя (его психологических качеств и педагогической культуры) и социально-культурного развития ученика (степени его социализированности).
Рассмотренные три группы школьных конфликтов позволяют сделать выводы о рассогласовании системы требований к ребенку со стороны семьи, школы, улицы; о наличии пробелов в подготовке педагогических кадров в области воспитательной работы.
Профилактик и разрешение межличностных конфликтов среди школьников включает выяснение их причин и их устранения. Важно отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта (кризисы, когда человек становится способным на крайности, недоразумения, когда ситуация приводит к искажению восприятия, незначительные инциденты, напряжение, когда взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, дискомфорт как интуитивные ощущения волнения).
При возникновении указанных признаков конфликта специалисты рекомендуют: демонстрировать внимание, доброжелательность, спокойствие, лаконизм и замедление речи; установить контакт глазами и стараться не терять его; дать выговориться собеседнику, приблизиться к собеседнику, дав понять, что вы понимаете его состояние; признать свою вину, если таковая есть. Тактично покажите, что вы заинтересованы в решении проблемы, в сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, определите план будущего сотрудничества.
Важно определить признаваемые сторонами критерии разрешения конфликта: правовые, нравственные, мнение авторитетных лиц, прецеденты.
Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с намеченным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится возвращение к обсуждению, выдвижение альтернатив и новых аргументов, обращение к третьим лицам, обсуждение дополнительных уступок.
По завершении конфликта целесообразно проанализировать ошибки в собственном поведении; обобщить опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участником конфликта, сняв дискомфорт в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта.
Предотвращение межличностных конфликтов включает несколько ступеней: диагностику, прогностику, планирование, профилактику. При разрешении конфликта схема несколько видоизменяется и включает в себя: анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта; формирование плана действий; его реализацию; оценку эффективности своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа-призыв о правилах поведения школьников.
Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы ЮИД хотим обратить ваше внимание на...
Способы преодоления типичных отклонений в поведении школьников
Статья адресована классным руководителям 5-х-7-х классов. Материал взят из практического пособия "Проблемные ситуации в школе и способы их решения" (авторы Королёва Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.)...
Дивиантное поведение школьника: коррекция гиперактивности в процессе обучения
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети прик...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников
В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...
Воспитание культуры поведения школьников
Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...
Приемы поведения в эмоциональном конфликте
Презентация по данной теме может быть использована для работы со старшеклассниками, педагогами, родителями. В работе расматриваются несколько вариантов защиты или ухода человека в случаях конфликта....
Как научить школьников разрешать конфликты. Конспект классного часа
Для учащихся 3-5 классов...