«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»
консультация по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Унгуряну Ольга Андреевна

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаховская гимназия»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ

«Диагностика как метод стимулирования интересов учащихся на уроках изобразительного искусства»

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Подготовила:

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Шаховская гимназия»

Унгуряну О.А.

Ноябрь 2015г.

Каждый педагог сталкивается с проблемой отсутствия интереса к учебе у некоторых детей. Как организовать урок так, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться? Какие методы и приемы стимулирования учебной деятельности школьников использует современный учитель?

Множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у школьников. Но было бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогом образовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организации и проведения школьного занятия, обеспечивает эффективность процесса обучения. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием ученика своего успеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персоне, как со стороны одноклассников, так и преподавателя.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.

В копилке современного педагога содержится множество различных методов, таких как поощрение и наказание, система оценки детской  учебной деятельности, организация соревновательных элементов и т.п. Мы остановимся подробнее на таком методе как диагностика. 

 

   Термин «диагностика»- это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление   уровня обученности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

    Для того, чтобы понять сущность педагогической диагностики, можно сравнить работу врача и учителя. Первый начинает с выявления причины болезни, затем прогнозирует её течение и только после этого выписывает лекарство. Педагог также прежде всего «заглядывает» в прошлое своего ученика. После этого он пытается определить  его будущее, связывая различные цели обучения  с возможностями их достижения учащимися. И только на основе анализа прошлого и  предвидения будущего диагностируется настоящее.

    Некоторые учителя считают, что им нет необходимости заниматься специально «научной» диагностикой. Ведь давно известны такие методы изучения личности, как проверка знаний и умений, непосредственное общение  со школьниками, наблюдения во время уроков. В самом деле, зачем диагностировать то, что высокопрофессиальный учитель чувствует интуитивно, опираясь на свой опыт? Однако в этих рассуждениях нельзя не заметить их односторонность.

   Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявления её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать учебный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.
 

  Педагогическая диагностика решает следующие проблемы:

  1. Что изучать?
  2. Какими методами?
  3. Как измерить состояние учебного процесса?
  4. Как измерить степень подготовки учащихся?
  5. Как фиксировать и использовать результаты?

Педагогическая диагностика выполняет следующие функции:

а) позволяет учителю более объективно оценивать характер и особенности учебного процесса и усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

б) даёт возможность определить зону ближайшего развития личности учащегося;

в) помогает определить пути достижения образовательных целей.

Существует 3 типа диагностики: начальная, текущая, обобщающая.

  1. Начальная – связана с выявление ЗУН у учащихся на начальном этапе обучения, т.е. в начале учебного года.
  2. Текущая – даёт экспресс-информацию об усвоении материала учащимися на определенном этапе по определенной теме.
  3. Обобщающая - проводится в конце учебного года или после завершения изучения одной большой темы. Она приводит основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Рассмотрим, как же  такие методы диагностики, как тестирование, письменный опрос, анкетирование могут стимулировать интерес учащихся к изобразительной деятельности на уроках.

Во – первых такие методы помогают активизировать и проанализировать деятельность каждого ученика в классе.

К примеру, на каждом уроке в качестве повторения пройденного и проверки ЗУН у учащихся в начале урока можно использовать «Блиц –опрос» из 5 вопросов по пройденному на прошлом уроке., где, по его результатам,  знания может оценить не только учитель, но и сам ученик.

Этот метод воспринимается учащимися как игра, которой мы можем придумать название: «Проверь себя», «Оцени свои знания» и .т.п. Этот метод можно использовать как в начальной школе, так и в среднем звене. Кроме того, такие опросы дают возможность проявить себя замкнутым, стеснительным детям, которые не будут активно участвовать в обычном, устном опросе учителя, а так же, детям, у которых слабо развиты навыки рисования и  образного мышления.

Метод тестирования на уроках ИЗО можно применять по большей части, в среднем звене школы, где у учащихся уже достаточно большой багаж знаний по изобразительному искусству.

Тестирование подходит  для всех трех типов диагностики, перечисленных выше. Его можно проводить не только в виде стандартного письменного опроса, но и в таких видах как:

  • Викторина;
  • Игровые упражнения;
  • Кроссворды;
  • Чайнворды;
  • Творческие конкурсы.

Использование таких методов диагностики на уроках изобразительного искусства, безусловно, повысит интерес учащихся к искусству вообще, обеспечит усвоение учениками не только практических навыков рисования, но и теоретических основ изобразительного искусства, поможет учителю более объективно оценивать учащихся и увеличить количество оценок в триместре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание  Введение ..................................................................................................Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тес...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Методы,  формы, средства  организации  деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.    ...