СМИ-Грамотность
классный час (9 класс) на тему
классный час, позволяющий ребятам правильно воспринимать информацию из различных источников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0010d0ce-cbed1bb3.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
классного часа на тему «Как правильно воспринимать материалы СМИ»
Цель:
1.Довести до обучающихся роль современных СМИ в жизни человека;
2.Разъяснить позитивное и негативное влияние СМИ на сознание людей;
3.Довести до обучающихся необходимость критического отношения к материалам современных СМИ
Оборудование:
1.Компьютер;
2.Видеопроектор;
3.Колонки акустические
План классного часа
1.Введение
2.Значение СМИ в жизни человека;
3.Влияние СМИ на современную молодежь;
4.Каким должно быть отношение человека к материалам СМИ?
5.Заключение
Ход классного часа
I.Введение
Куратор:
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM – радиостанции.
Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы "размножения" средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы "размножения" нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. В настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта.
II.Значение СМИ в жизни человека
Куратор:
Что заставляет обратиться к СМИ?
Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это:
1.потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,
2.потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,
3.потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).
Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность.
При реализации потребности в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).
Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:
1.ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
2.развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;
3.решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, .
4.повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).
III.Влияние СМИ на современную молодежь
Куратор:
Проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи –очень актуальна в нашем современном обществе, так как мы считаем, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тон общественному развитию.
Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт.
СМИ оказывает следующее влияние на молодежь:
-Положительное:
Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли. В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.
-Негативное влияние:
1.Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
2.Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
3.Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
4.Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.
С точки зрения реализации функций СМИ – развивающей, воспитывающей и развлекательной, – преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп– и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов , реже – с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.
В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.
IV.Каким должно быть отношение к материалам СМИ?
Смотри на все с открытыми глазами, думай, анализируй! Не впадай в сладкий сон, отдавая свой мозг работникам СМИ, которые решат за тебя все вопросы, будут твоими постоянными советниками по всем случаям жизни и сделают тебя послушной игрушкой в руках искусных манипуляторов. Помни: «Сон разума рождает чудовищ»!
V.Заключение
Итак, средства массовых коммуникаций несут, возможности как блага подключения к ценностям мира, так и зла - замыкания в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации.
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
Демонстрация видеоролика «СМИ и их влияние на человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...