Слово о словах
методическая разработка (5 класс) на тему
Праздник о культуре речи, о бережном отношении к родному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_slovah.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель.
Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни,и оно само её часть , дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал : « Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни , рабство моды и штампа. Пусть будет оно всегда чистым и новым..
В русском языке есть крылатое выражение « Нет мук сильнее муки слова» . Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 г. И используется обычно в ситуации , когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной или письменной речи.
Достаточно вспомнить все те муки , которые испытываются вами в школьных стенах. И вам , ребята , и нам , учителям , знакома ситуация на уроке , когда ученик говорит : « Вот всё понимаю , а сказать не могу ! Слова не идут с языка».
Поговорим сегодня о словах , сделаем их своими верными друзьями .
Ученик. Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога» : « Слово понадобилось человеку для того , чтобы дать имя всему , что есть в мире , и самому себе . Ведь чтобы о чём – то говорить и даже думать , надо его как – то называть , именовать» .
Самые простые слова - названия того , что человек видит вокруг себя . Они как этикетки : « это кошка», « это ель» , «это снег». Такими словами – этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко , что кажутся нам уже частью самого мира.
У каждого из нас есть имя . Имена , ребята , есть и у предметов , которые нас окружают .
Ученица читает стихотворение М . Пляцковского ,
Есть сладкое слово - конфета ,
Есть быстрое слово - ракета ,
Есть кислое слово - лимон ,
Есть слово с окошком – вагон .
Есть слово колючее – ёжик ,
Есть слово промокшее – дождик ,
Есть слово упрямое – цель ,
Есть книжное слово – страница ,
Есть слово лесное - синица ,
Есть слово пушистое – снег ,
Есть слово весёлое – смех .
Учитель . М. Пришвин говорил , что человек делает машину по своему образу и подобию и части её называет по – человечески : пальчики , спинка , головка , шейка .
Но вот перед ним не машина ,а природа… Какие имена давать существам природы ?
Человек и природу называет своими словами : есть незабудка , мать – и – мачеха , есть даже анютины глазки…
Сила слова - беспредельна . Вспомним пословицы о словах .
Сердечное слово до сердца доходит .
Слово – жемчуг , но когда их много – они теряют цену .
Слово – серебро , молчание – золото .
Слово не воробей : вылетит – не поймаешь .
Слово молвит – соловей поёт .
Слово дано человеку , животным – немота .
Живое слово дороже мёртвой буквы .
Пустые слова – что орех без ядра .
Слов много , а толку нет.
Учитель . « Хромое слово – кривая речь» , - гласит ещё одна русская народная пословица . Действительно , чем больше слов знает человек , тем точнее , ярче , образнее выражает он свою мысль . Чтобы речь не была «кривой» , а красивой , надо не только знать слова , но и уметь с ними обращаться , тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное , сумеете точно рассказать об этом .
Ученики читают стихотворение о словах .
Слово о словах .
Когда ты хочешь молвить слово ,
Мой друг , подумай , не спеши .
Оно бывает то сурово ,
То рождено теплом души .
Оно то жаворонком вьётся ,
То медью траурной поёт ,
Покуда слово сам не взвесишь ,
Не выпускай его в полёт .
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить .
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить .
Оно одарит иль ограбит ,
Пусть ненароком , пусть шутя .
Подумай , как бы им не ранить
Того , кто слушает тебя .
( В . Солоухин ) .
Брал человек холодный мёртвый камень ,
По искре высекал из камня пламень .
Твоя судьба не менее сурова –
Вот так же высекать огонь из слова !
Но труд ума , бессонницей больного , -
Всего лишь дань за радость неземную :
В своей руке сверкающее слово
Вдруг ощутить , как молнию ручную !
( Н. Рубцов ) .
Учитель. А теперь поговорим о некоторых словах , так или иначе связанных со школой .
Школа
Представляю , как вы удивитесь , узнав , что слово школа , заимствованное нами из древнегреческого языка , значило «досуг» .
Не правда ли , странно : школа – и вдруг досуг?
Дело в том , что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье , а свободные , на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.
Вначале проводились только беседы , но позднее появились самые настоящие занятия , где детям преподавали чтение , письмо , счёт , гимнастику , музыку , поэзию , ораторское искусство . Родилась школа .
Урок
Приглядитесь повнимательнее к слову урок . Вы увидите : да это же точная копия слова уговор : приставка та же самая , а основа говор ( от говорить ) равнозначна корню рок/рёк , того же корня , что слово реку «говорю» , речь .
У-рок – это у-словие .
Красная строка
Когда мы пишем , то прибегаем к красной строке .И в книгах есть красные строки . Но почему строку , с которой начинается каждый абзац , мы называем красной , а не белой или синей ?
А вот почему . Когда ещё не было изобретено книгопечатание , книги переписывались от руки .Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов – чёрной и красной . Весь текст переписывался чёрными чернилами , а начиная новую страницу , писец менял кисточку , рисовал замысловатый узор , выводил красной краской фигурную первую букву .
В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». Ср. красноречие , ради красного словца ,. Красная девица , на миру и смерть красна .
Обозначать цвет этим словом стали позже .
Ошибка
А вот одно не очень стоящее словечко .
Из слов сшибать , отшибить легко выделить корень –шиб- , означающий «бросок», «удар» . В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом , ошибка буквально понималась как промах , неточное попадание при ударе.
Учитель . А сейчас ребята , вспомните о словах , которые ссорятся друг с другом.
Послушайте стихотворение одной школьницы и найдите эти слова .
Ученик читает стихи .
Повстречались в разговоре слово друг
и слово враг.
Слово друг – любитель игр , а слово враг –
любитель драк .
Повстречались , стали рядом , и пошёл у них
скандал,
Потому что слово враг сразу драться
предлагал,
Ну , а слово друг – играть : и поссорились
опять.
Сколько речь наша жива , будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить
что есть сил .
Ведь у слов , как у людей , добрый есть
и есть злодей,
Ссориться не надо нам , не придётся и словам .
Учитель. Почему же некоторые слова между собой «ссорятся» ? ( Они антонимы
Давайте отгадаем загадки. Отвечаем хором .
Я антоним к слову зной , я в реке , в тени густой
И в бутылке лимонада , и зовут меня…( прохлада).
Я антоним слова лето , в шубу снежную одета ,
Хоть люблю мороз сама , потому что я …( зима ).
Я антоним к слову смех , не от радости ,утех ,-
Я бываю поневоле от несчастья и от боли ,
От обиды, неудач . Догадались ? Это … (плач).
Я антоним шума , стука , без меня вам ночью мука ,
Я для отдыха , для сна , называюсь …( тишина ).
__ А теперь вспомним про синонимы .
Я то же , что и ураган , но только гость восточных стран .
На море я гроза для шхун , а называюсь я … ( тайфун ).
Простое слово промежуток : в театре несколько
минуток ,
Пока начнётся новый акт, мы называем всё…( антракт ).
На время что-то прекратив, мы объявляем …( перерыв ).
В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …
(передышку).
Учитель. Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.
Ребята представляют инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
__ А у меня дома овсянка! – Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
__ Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.
__ Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком!
__ Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
__ Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
__ Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
__ Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
__ Про какую овсянку! – Про обыкновенную овсянку.
__ А ты про какую?
__ И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела песни.
__ Каша песни пела?! – изумился Матвей.
__ Какая каша ? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую,что ли? – рассердился Сашка и добавил: __ Айда ко мне – мою овсянку слушать.__ Айда! – согласился Матвей.- Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
Учитель.Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Ребята рассказывают про омонимию, приводя свои примеры.
Учитель. Ребята, а любите ли вы играть в слова? Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры «с карандашом в руке» развивают внимание и терпение, волю и сноровку, да и другие качества, столь необходимые современному человеку. Предлагаю вам поиграть в слова.
Перед вами фразы из песен, в которых «перепутан» порядок слов. Кто быстро сумеет правильно прочитать все четыре предложения, тот и победит.
Провожала как мать меня родная, набежала как тут родня вся моя.
Мы рождены былью, чтоб сказку сделать.
Утро прохладой нас встречает. Ветром встречает нас река.
Ну-ка лучами ярче брызни, солнце, обжигай золотыми.
Учитель. Устали? Давайте тогда поиграем в рифму.
Погода была ужасная. Принцесса была…(красная, прекрасная, первоклассная).
Ой конёчек-горбуночек! Прибегай скорей…(сыночек, дружочек, свисточек).
Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом…(дрожит, жужжит, скрипит).
Эй, не стойте очень близко – я тигрёнок, а не…(миска, Лизка, киска).
Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой…( ножке).
Панцирь носит черепаха, прячет голову от…(страха).
Роет землю серый крот, разоряет…(огород).
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький…(зверёк).
Я один имею рог, называюсь…(носорог).
Он весёлая игрушка, и зовут его…(Петрушка).
А сейчас попробуем досказать слово.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие…
В нашем доме на окошке сидят серенькие…
Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали…
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько…
Михаил играл в футбол и забил в ворота…
Лежебока рыжий кот отлежал себе…
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли…
На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков…
__ Я в зелёнку угодил! – горько плачет…
Учитель. Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова. Играть можно одному и с товарищем, с гостями на дне рождения или с одноклассниками в школе. Играя, вы сможете проявить знания, волю, сообразительность и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
«Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени». (В.А. Сухомлинский).
Ученик читает стихотворение И. А. Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Цели: 1) Повторение пройденного материала по лексике и
фразеологии;
2) Проверка смекалки и языкового чутья учащихся;
3) Воспитание любви к родному языку.
Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке, научно-популярные книги по языкознанию и русистике.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы
Задействованы уч-ся 5 класса.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Горшеченская средняя общеобразовательная школа
им. Н.И.Жиронкина»
Подготовила и провела
учитель русского языка и
литературы
ПРАЗДНИК Замулина В.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....
Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...