разработка классного часа "СПИД - болезнь века"
классный час по биологии на тему
разработка классного часа по теме "СПИД - болезнь века" для учащихся старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_o_spide.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для старшеклассников
Тема: «СПИД – болезнь XI века».
Цель: - сформировать представления о болезни века,
- познакомить с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции,
- сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье.
- научить детей оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Оборудование: презентация; лабораторные принадлежности для проведения эксперимента (стаканчики с водой, раствор крахмала, йод).
План мероприятия:
- Организационный момент
- Беседа с презентацией
- Эксперимент
- Анкетирование
- Заключительная часть, вывод.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
На пороге тысячелетий наступает момент, когда
За всё мы бываем в ответе, перелистывая года.
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,
Приобщаясь к дурным привычкам, о здоровье своем забывает.
- Основная часть. Беседа с показом презентации.
Сегодня мы поговорим об одной из самых на сегодняшний день опасных заболеваний человека СПИДе. Это болезнь, которую трудно обнаружить, болезнь, которую пока невозможно излечить, болезнь, которой можно легко заразиться. И, к сожалению, чаще заражается молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.
Некоторые факты:
- сегодня в мире СПИДом больны более 40 млн. человек
- каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ
- в России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их в три раза больше, т.к. не все заболевшие выявлены
- 80% ВИЧ-инфицированных в России – молодежь от 14 до 29 лет.
Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.
Что же такое ВИЧ, СПИД?
ВИЧ – это Вирус Иммунодефицита Человека. СПИД – Синдром Приобретенного Иммунодефицита Человека.
ВИЧ И СПИД – это разные вещи. ВИЧ – это вирус, который, попадая в организм человека, убивает клетки крови, отвечающие за иммунитет, следовательно, вызывает болезнь СПИД.
Почему СПИД?
С – синдром, потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.
П – приобретенный, т.к. заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью. А приобретается специфическим образом.
И Д – иммунодефицит. Иммунная система подавляется и теряет способность противостоять инфекциям.
Таким образом, СПИД – не болезнь в собственном смысле этого слова, а условия для других инфекционных заболеваний.
Как ВИЧ вызывает СПИД?
Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные периоды:
- Период «окна»
- Период первичных проявлений
- Период развития вторичных заболеваний
- СПИД, или терминальная стадия.
Период «окна»
- длится около 6 месяцев со дня заражения,
- ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны,
- никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура,
- ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови,
- человек не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.
Период первичных проявлений
- начинается примерно через 6 месяцев после заражения и может длиться 6 и более лет,
-иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышение температуры, потливость, недомогание,
- иммунная система «увидела» ВИЧ и начала бороться с ним, вырабатывая антитела. Это держит ее в напряжении, она не справляется с другими защитными задачами,
- анализ крови на антитела уже позволяет поставить человеку диагноз «ВИЧ-инфекция».
Период развития вторичных заболеваний.
- могут развиваться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак
- при правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений,
- это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни,
- если человек употребляет наркотики, спиртные напитки, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИД.
СПИД, или терминальная стадия
- в организме почти не остается защитных клеток,
- системы и органы необратимо поражены,
- развиваются всё новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению,
- одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы,
- развитие болезни приводит к смерти.
Отсюда, больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.
Как передается ВИЧ?
- через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.
- при использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – при пользовании одним шприцем,
- от матери к ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком,
- половой путь, при непостоянном половом партнере.
3. Эксперимент.
Задачи:
- дать понять, как быстро и незаметно распространяется ВИЧ-инфекция,
- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.
Материалы: стаканчики с водой по количеству учащихся, в один из которых добавлен раствор крахмала, йод.
Ход эксперимента:
Все стаканчики ставятся на стол. Класс не знает, в какой из них добавлен крахмал. Учитель предлагает детям взять себе по одному стаканчику и объясняет, что жидкость в них символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.
Далее учитель предлагает мысленно на три минуты перенестись в другое пространство и стать участником молодежной тусовки. «На тусовке все чувствуют себя свободно и ведут себя раскованно. Здесь, к сожалению, становится нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов, тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в нашей игре)».
Необходимо за три минуты «вступить в контакт» с как можно большим количеством сверстников. Контакт символизируется переливанием небольшого количества жидкости друг другу в стаканчики. Через три минуты тусовка заканчивается.
После того, как класс сел не места, учитель говорит, что один из участников «был ВИЧ-инфицированным. По мере переливания жидкости из стаканчика в стаканчик инфекция передавалась и чем чаще переливалась эта вода, тем большее количество людей было заражено в той или иной степени. Учитель спрашивает, готовы ли участники пройти тест на ВИЧ-инфекцию и объясняет, насколько важно знать, заражен ты или нет. Кто согласен пройти тест, в стаканчик того участника капается йод и вода, в которой есть хоть капля крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Класс видит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь почти во всех. Интенсивность окраски тоже говорит сама за себя.
Дальше учитель обсуждает с учащимися те эмоции, которые они испытали. увидев в своем стаканчике окрашивание жидкости. И что каждый мог сделать, чтобы этого не допустить. Сегодня это пока стаканчик с жидкостью…
4.Беседа с учащимися, анкетирование
ВИЧ не передается:
- воздушно-капельным путем,
-при пользовании общей посудой
- через рукопожатие,
- через поцелуй,
- при купании в бассейне, душе,
- через укусы насекомых,
- через спортивные предметы,
- при уходе за больными.
Можно ли убить вирус?
Болезнь не щадит никого, но есть поговорка: «береженого Бог бережет». Можно предохранить себя от заражения, т.к. заразиться им не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и больнице также быстро делают вирус безвредным. Половые контакты – самый распространенный путь передачи вируса. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Любой инструментарий (шприцы, системы для переливания крови и т.п.), как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т.п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой цели спирт.
А теперь в заключение нашей беседы проведем анкетирование. Вы можете проверить свои знания о ВИЧ-инфекции.
(проводится анкетирование, см. приложение 1).
- Заключительная часть, выводы.
Итак, СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита
СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения.
Высказывание «Все в твоих руках!» должно стать нормой жизни для каждого человека.
Закончить встречу хотелось бы притчей: «Мудрец и юноша».
«В одном селении пронесся слух о том. Что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал : «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Все в твоих руках!».
Помните об этом. Можно обмануть других, но себя обмануть невозможно. И ваша жизнь, и ваше здоровье – всё в ваших руках…
Спасибо за внимание. Будьте здоровы!
Приложение 1.
АНКЕТА
Ответьте на вопросы «верно» или «неверно», пометив нужный ответ крестиком X.
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
- при сексуальных контактах, - при контактах с кровью, - от матери к ребенку | В | Н |
| В | Н |
| В | Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный руководитель XXI века
Моя педагогическая философия...
Методическая разработка классного часа «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА. ПАМЯТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА»
Акция "Георгиевская ленточка", предложена РИА Новости и "Студенческой общиной" в 2005 году, в год 60-летия Победы. В 2013 году мы отметили 68–е летие Победы, значит, акция шагает по ...
Классный час "Наркомания-болезнь века"
Наркомания - болезнь века....
Презентация. Классный час "Болезнь которая играет не по правилам"
Презентация классного часа на тему "Болезнь которая играет не по правилам"....
Презентация "Наркомания-болезнь века"
Наркомания-тяжелое и коварное заболевание, страшная страница нашей действительности. Сегодня просто необходимо вести непримиримую борьбу с наркоманией. Что делать? Это презентация поможет найти ответ ...
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
Методическая разработка классного часа "Через века, через года-помните!"
Матодическая разработка...