классный час "Я, ты - какого рода племени"
материал (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Я, ты, какого роду, племени»
- Прочитайте тему кл. часа
- О чём пойдёт речь?
2. Вступительная беседа
Да, сегодня мы будем говорить о родителях, бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках. Одним словом, о наших предках.
В словаре С. Ожегова слово предок означает «древний предшественник по роду»
Кроме того, мы будем говорить о происхождении фамилий и имён.
3.Вступительное слово учителя
- В старину люди очень хорошо знали, от кого они произошли, знали даже своих прапрапрапрадедушек и прапрапрапрабабушек.
А сохранить память о своих помогали планы (схемы) или родословные древа.
В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».
У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8 и т.д.
Вот сколько у человека предков!
4.Рассказ и показ родословных схем и деревьев.
5. Семейные реликвии.
Наши предки жили давно. В те далёкие времена не было электричества, люди пользовались лучинами, свечами и керосиновыми лампами.
Не было электрических утюгов, вот этим предметом люди гладили бельё. Бедные люди носили лапти, ткань ткали на домашних ткацких станках (показ полотенца)
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
К сегодняшнему кл. часу вы принесли разные предметы, которые принадлежали вашим предкам. Прокомментируйте некоторые из них.(шкатулка, медаль, кувшин, лапти, монеты). Благодарность детям и родителям за помощь в подготовке к кл. часу.
6. Чтение пословиц об именах.
Хорошо и там , и тут, где по имени зовут.
Не место человека красит, а человек место.
7. Выступление детей.
1 уч. В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди брали их из окружающей жизни.
2 уч. Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства людей, особенности их характера, поведение, речь, физические достоинства и недостатки.
3 уч. В Древней Руси широко встречались такие имена: Неждан (когда человека не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень.
4 уч. Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов, Рябов, Кривошеев, Волков, Котовский, Котов, Орлов, Окунев, Березкин, Дубов, Ежов и др.
5 уч. «Прадеды»
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину
У Дегтярева – деготь знал
В дегтярне горбил спину.
Быть может юный Столяров
И с долотом не ладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
6 уч. Человек получает отчество от отца. К имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими дочерями или сыновьями они являются.
7 уч. Отчество всегда дается по полному имени. Когда мы повзрослеем, к нам будут обращаться по имени – отчеству.
- К кому как, назовите.
8 уч. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, звания, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, в воде не тонет, в огне не горит.
9 уч. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени – отчеству. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют именитыми, знатными, славными, знаменитыми. «Человек с именем – звучит гордо!»
- Каких знаменитых людей вы знаете? Назовите.
10 уч. Имя использовалось и используется в качестве награды за высокие заслуги перед Родиной и ее народом.
11 уч. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена, пароходы.
12 уч. Город Гагарин в Смоленской области, город Пушкин, орден Александра Невского, Александра Суворова, теплоход «Михаил Лермонтов».
(Показ слайдов)
13 уч. При выборе имени лучше пользоваться различной литературой: словарями, именословами, календарями.
- Что означает ваше имя?
14 уч. Имена могут быть полными и неполными (Надя – Надежда, Вика – Виктория, Женя – Евгений и т.п.) Детей зовут неполными именами.
15 уч. Людей с одинаковыми именами называют тёзками.
Стихотворение «8 Тань»
В нашем классе 8 Тань-
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань,
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках.
8. Занимательные игры
- Как её зовут?
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково, как слева направо, так и справа налево.
Анна, Алла, Ада.
- Как их зовут?
Если от имени мальчика отнять первую букву, то получится имя девочки.
Коля – Оля, Вася – Ася
- В каком имени 30 Я?
- В каком имени пол Я?
- Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных букв.
Ия
- Какое русское женское имя не заканчивается ни на –а, ни на –я.
Любовь
- Название какого города на Украине состоит из 1 мужского и 100 женских имён.
Севастополь
- Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой.
Имя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...
Классный час "Дружба-какое чудесное слово"
Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....
Классный час: "Все мы родом из детства"
Конспект классного часа для учащихся 9-го класса....
Классный час " Я тоже родился в России!"
Классный час -"Я тоже Родился России!"...
Классный час "Все мы родом из детства"
Классный час позволяет мысленно вернуться в детство, ощутить его ценность; создаёт условия для осознания выпускниками важности этапа завершения школьного образования...
Классный час Все мы родом из детства
Классный час Все мы родом из детства...
Классный час «Человеком мало родиться им надо стать».
Цель: Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей....